Дидактический материал Орфограммы в приставках

Предложенный дидактический материал обобщает знания учащихся, полученные при изучении тем "Правописание приставок на З-С", "Правописание приставок ПРЕ-ПРИ", "Правописание И-Ы после приставок", "Правописание разделительного Ъ и Ь знака".Он может быть использован в разных классах при повторении данных тем и при подготовке к ЕГЭ. В материал включены, кроме теоретического материала, различные виды диктантов: словарный диктант,зрительный диктант, обощающий диктант по тексту Н.Гоголя позволит вспомнит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический материал Орфограммы в приставках«Орфограммы в приставках слов»

Справочный материал

  1. ..С + глух. согл.- бессердечный, исчезнуть.

..З + звонк. согл.- безграничный, безмерный.

(На конце приставки пишу «с»,если далее идет глухой; «з»-если далее звонкий. Все глухие согласные запомнить по фразе: Фока, хочешь поесть щец?)

Сделать, сбор, т.к. прист. З- нет.

Запомнить: здесь, здание, здоровье, здравствуй.

  1. согл. + ъ + е, е, ю, я - подъезд, подъем, предъюбилейный, объявление.

(Пишу твердый знак после приставки на согласную, если корень начинается с йотированных букв е, е, ю, я.)

Запомнить: адъютант, инъекция, конъюнктура, субъект, панъевропейский (инояз.).

  1. Развал - розвальни, рассказ - россказни.

(приставка раз-(рас-) - безударная, роз-(рос-) - ударная.)

4.Правописание приставок пре- и при- зависит от смысла:

= пере - :преграда (то, что перегораживает)

Пре - = очень: преинтересный (очень интересный)

=приближение: приехать

= присоединение: приклеить

=близость (около): пришкольный (расположен около школы)

При- = неполное действие: привстать (встать не до конца)

Различай по контексту:

Пребывать в городе (где?)

= «пребывать» там, находиться.

Преклоняться перед подвигом

= очень уважать.

Претворить что-то в жизни

= «перевести» из планов.

Предел терпения = грань

Преемник идей = тот, кто перенимает.

Предать кого-то = передать.

Презирать предателя = очень не уважать

Прибывать в город (куда?) = приезжать (приближение).

Приклониться к земле = (приближение).

Притворить дверь = прикрыть (неполное действие).

Придел храма = то, что пристроено (присоединение).

Приемник (радио) = тот, который принимает (приближение).

Придать вид чему-то = приблизить к какому-то облику.

Призреть сироту = приютить.

5.Приставки на согл. + корень с и- ы- интересный - безынтересный.

(Кроме меж-, сверх-, инояз. приставок.) (Если приставка (кроме иноязычных приставок, меж- и сверх-)оканчивается на согласную, а корень исходного слова начинался с и-, то в новом слове после прист. - ы.)

Задания и упражнения по теме:

1. Пользуясь справочным материалом, спишите, вставляя пропущенные буквы.

Пр..провождать документы, бе..сердечный человек,и..чезнуть за горизонтом, ..делать объявление, в пр..восходном ..дании, пр..одолеть пр..сложное пр..пятствие, пр..бывать на пр..вокзальную площадь, пр..восходно объяснил,пр..творить мечту, с..грать в сверх..интересную игру, контр..гра небез..звестного противника.

Найдя ошибки, объясните правописание этих слов, постарайтесь придумать 3-4 примера на каждый из этих случаев.

2. Объясните, пользуясь справочным материалом, различия в правописании слов в парных словосочетаниях:

придал форму чему-то - предал кого-то,

прервал разговор - приврал в разговоре,

притворил неплотно - претворил в жизни,

роспуск съезда - распустить съезд,

объезд рядом - обход справа,

четкий расчет - хорошо рассчитал,

преемник превосходных традиций - превосходный приемник приобретен,

бессердечный человек - безжалостный человек,

сэкономить время - сверхъестественные усилия,

прочитать воззвание - призыв к восстанию,

пребывать в расположении армии - прибывать в расположение армии,

сагитировать трудящихся - отъявленный негодяй.

Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

3.Зрительный диктант. В течение 1-2 минут проговорите слова, записанные в столбике, по слогам, затем проделайте тот же, закрыв глаза, снова посмотрите на запись.

Постарайтесь записать словосочетания по памяти. Аналогичную работу с остальными столбиками.

  1. Приобрести превосходный радиоприёмник, превратиться из опытника-одиночки в естествоиспытателя, уважать преемника превосходных традиций, преклоняться перед подвигом в течение и многих лет, презирать предателя.

  2. Предпринимать сверхъестественные усилия, отъехать от приморской зоны на полкилометра, пристреленный разъярённый хищник, съёмки проводятся в павильоне в продолжение часа, причудливые россказни преинтересного рассказчика.

  3. Превосходный предерзкий адъютант, приготовиться к пренеприятным объяснениям, присмотреться к трехэтажному зданию, приобретённая книга небезынтересна, но и не сверхинтересная, продвижение в глубь необъятной страны.

Если были допущены ошибки, проработайте их.

Образец разбора ошибок: пришел, т.е. приближение - приехал, прилетел, приплыл, прибежал.

Подробный разбор ошибок необходим после выполнения каждого задания!

  1. Запишите словосочетания под диктовку.

Сжатая рожь, преодолел пресложное препятствие, отыскал на пришкольном участке, не приходится рассчитывать на помощь, безымянная речка, здание мединститута, продаётся в розлив, розыскное бюро, не преуменьшая успехов, сильно преувеличив, претворить в жизнь план преобразования природы, объемлет ужас, притаился, приклонившись к земле, бессмертные стихи, превосходное приобретение, по истечению объявленного срока, неизъяснимая прелесть, сделать необходимые разъяснения, бессмертные произведения искусства, пребывать на железнодорожном разъезде, примирить поссорившихся, преподнести бесценный подарок, уничтожить чересполосицу, сагитировать участников восстания, мировоззрение небезызвестного писателя, пребывать в предынфарктном, а не в постинфарктном состоянии, превосходный сыщик.

  1. По материалам упражнений 1-4 проведите группировку словосочетаний по разделам, сверяясь со справочным материалом , к словам каждой группы прибавьте свои параметры.

  2. Проверочный диктант по теме «Орфограммы в приставках слов».

Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.

Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тот час же повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящий к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был чрезмерно поражен представшим беспорядком.

Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов, и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одно столе стоял даже сломанный стул и здесь же - часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежала превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелких почерков бумажек, накрытых мраморной позеленевшим прессом с ручкой в виде яичко наверху, какая-то странная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмку с какой-то непривлекательной жидкостью и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек оде-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение тесно и бестолково навешано несколько картин.

  1. Прочитайте текст диктанта два раза. Постарайтесь по памяти записать все слова по изученной теме. Проверьте написанное по исходному тексту. Внесите необходимые исправления и дополнения.

«Орфограммы приставок».


1) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква З

а) сделать и…подтишка б) чере…чур строгий

в) ра..жать г) бе..характерный

2) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква З

а) не..держанный б) бе..козырка

в) бе..жизненный г) и..сякнуть

3) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква С

а) бе..жалостный б) бе…церемонный

в) ра..венчать г) бе..вкусный

4) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква С

а) чре..мерная усталость б) ни..вергать авторитеты

в) бе..тактный человек г) бе…возмездная ссуда

5) Отметьте слова, в которых пишется буква И

а) пр..сыщение б) пр..вращаться

в) пр..небрежение г) непр..хотливый

6) Отметьте слова, в которых пишется буква Е

а) непр..метный б) пр..рекаться

в) пр..крытие г) пр..творяться больным

7) Отметьте слова, в которых пишется буква И

а) пр..стиж б) пр..ступление

в) пр..клоняться перед талантом г) пр..щуриться

8) Отметьте слова, в которых пишется буква И

а) пр..старелые родители б) пр..зидиум

в) непр..ступная крепость г) непр..кращающиеся (дожди)

9) В каком слове пишется Ъ

а) п..еса б) раз..езд

в) сер..езный г) с..узить

10) В каком слове пишется Ъ

а) суб..ективный б) контр…атака

в) четырех..этажный г) компан..он

11) В каком слове пишется Ь.

а) пред..явить б) с..экономленный

в) неот..емлемый г) п..едестал

12) В каком слове пишется Ь

а) пред..угадать б) волеиз..явление

в) интерв..ю г) ад..ютант

13) В каком слове нет Ъ.

а) меж..ярусный б) трех..язычный

в) транс..европейский г) с..экономить

14) В каком слове нет Ъ

а) с..езжались б) сверх..изящный

в) под…емник г) труднооб..яснимый

15) В каком слове после приставки пишется буква И

а) под..тожить б) небез..нтересный

в) раз..скать г) сверх..зобретательный

16) В каком слове после приставки пишется Ы

а) дез..нфекция б) без..звестный

в) транс…ранский г) обл..нспекция.



© 2010-2022