СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В Начале было Слово… для специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.А.Тимошенко, преподаватель русского языка и литературы

колледжа Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО

«Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»


СЦЕНАРИЙ

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В Начале было Слово…

(Лирическое путешествие в мир слова, поэзии, живописи)

для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах


Тема: В Начале было Слово…

Тип урока: учебное занятие - зачет (2 часа).

Цели:

  1. Проверить знания по темам «Описание», «Изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры»; умение производить лингвистический анализ текста-описания, анализировать языковые явления в их взаимосвязи и соотнесенности с уровнями языка.

  2. Развивать мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, исследовательские умения, логическое и критическое мышление, творческие способности.

  3. Развивать устную и письменную речь, коммуникативные умения.

  4. Формировать экологическое мировоззрение по отношению к природе, человеку и родному слову; ценностное отношение к искусству, эстетический вкус; любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Методические приемы: комплексный анализ слова, лингвистический анализ текста, выразительное чтение, письмо по памяти, сочинение-описание и стихи, написанные студентами.

Использованные технологии:

  • Учебно-исследовательская технология.

  • Мультимедийные технологии.


Примерные задания к уроку:

  1. Повторить материал по теме «Фонетика и графика».

  2. Выучить наизусть текст «Оттепель» (по С.Т. Аксакову) и стихотворение

И.А. Бунина «Оттепель». Подготовиться к письму по памяти.

Дифференцированные задания (групповые):

1.Подготовить заочную экскурсию «Весна в русской пейзажной живописи».

  1. Подготовить лингвистический (стилистический, типологический и содержательно-композиционный) анализ текста «Оттепель» (по С.Т. Аксакову).

  2. Подготовить анализ стихотворения И.А. Бунина «Оттепель».

  3. Повторить изученные виды разбора. Продумать план комплексного анализа слова. (Выполняется на уроке.)

Индивидуальные задания:

  1. Подготовить выразительное чтение наизусть текста «Оттепель» (по С.Т. Аксакову).

  2. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Оттепель».

  1. Написать сочинение-описание по одной из любимых картин или по личным впечатлениям (о весне).

  2. Написать стихотворение о весне, подготовить его выразительное чтение.


Ход учебного занятия

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды…

И сказал Бог: да соберется вода…и да явится суша…

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной…

И сказал Бог: да произведет вода… душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной…

И сказал Бог: да произведет земля душу живую… сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему…

Ветхий завет. 1 книга Моисея. Бытие.

- В Начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…

Слово - это целый мир, исполненный таинственной силы. Может, поэтому, по убеждениям древних, слово - это божественный дар небес. Сегодня мы будем говорить о слове, о человеке и мире, о весне и о любви. Хотелось бы, чтобы, слушая друг друга, мы почувствовали красоту родного слова, уверовали в то, что Слово заключает огонь божественной любви.

Наше учебное занятие мы начнем с выполнения письменных зачетных заданий.

  1. Выполнение письменных зачетных заданий:

  1. Фонетический анализ слова.

I вариант. Сделать полный фонетический разбор слова молодеет.

II вариант. Затранскрибировать слово, угадав на слух составляющие его звуки по их полной характеристике, данной учителем (оттепелью).

(Работы сдаются на проверку.)

  1. Письмо по памяти.

  1. вариант. Написать по памяти отрывок из произведения С.Т. Аксакова.

  2. вариант. Написать по памяти стихотворение И.А. Бунина «Оттепель».

(Работы сдаются на проверку.)

4. Заочная экскурсия «Лики весны в русской пейзажной живописи».

- Выдающийся русский педагог В.П. Острогорский (1840-1902) в своих «Письмах об эстетическом воспитании» писал: «Нельзя не пожалеть человека, для которого природа - закрытая книга, которого не радует, не успокаивает, не восхищает... ее красота, чувство которой является основой и любви к человеку, истине, добру».

Сколько живет человек на земле, столько и пытается постичь тайну природы, найти смысл своего существования. Эта традиция наиболее ярко отразилась в искусстве, великий смысл которого, как говорили древние эллины, состоит в том, чтобы причастить человека к дыханию мироздания, помочь построить жизнь в гармонии с ним. Вот почему человек и природа - главный предмет искусства. Мы рассмотрим эту проблему в сопоставлении двух видов искусства: живописи и литературы.

Весной 1894 г. И.И. Левитан писал из-за границы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси! - реки разлились, оживает все. Нет лучшей страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист».

Прав ли он? Ответить на этот вопрос нам поможет заочная экскурсия, тема которой - «Весна в русской пейзажной живописи».

Группа студентов выступает с сообщениями и презентациями о художниках, демонстрируя репродукции картин, анализируя их (К. Юон «Конец зимы»; И. Грабарь «Февральская лазурь», «Мартовский снег»; И. Левитан «Март», «Весна - большая вода»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Остроухов «Последний снег», «Первая зелень»; А. Рылов «Зеленый шум»).

Вводится понятие «пленэрная живопись»; пленэр (из франц.) - «открытый воздух»; в живописи - «передача воздушной среды и естественного освещения в картине».

- Мы увидели разные лики весны на картинах русских художников-пейзажистов XIX - XX вв. и поняли, что их объединяет любовь к родной земле, способность выразить в красках «любовь и радость бытия».

  1. Лингвистический анализ текста «Оттепель» (по С.Т. Аксакову).

- Многие русские художники находили приют в подмосковном Абрамцеве - бывшем имении С.Т. Аксакова, писателя, которого называли живописцем слова, счастливого человека, верившего, что «на зеленом цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды... улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды!»

  1. Выразительное чтение текста наизусть (по книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова - внука»).

Оттепель.

В середине великого поста наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Я чувствовал никогда не испытанное мною волнение. Было не грустно и не скучно смотреть на почерневшие

крыши и стены строений и голые сучья дерев, на мокреть и слякоть, на грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, на серое небо, на туман сырого воздуха, на снег и дождь, то вместе, то попеременно падавшие из потемневших низких облаков.

Я следил за каждым шагом весны. Шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще, и, проходя сквозь забор, уже показалась вода между капустных гряд в нашем огороде. Все замечалось мною точно и внимательно, и каждый шаг весны торжествовался, как победа! Я слушал, смотрел: сердце то замирало, то стучало, все доставляло неизъяснимую радость. Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь от сна, начнет жить полною, молодою, торопливою жизнью, когда все переходит в волнение, в движение, в звук, в цвет, в запах. Я сам почувствовал в себе новую жизнь, сделался частью природы.

  1. Лингвистический анализ текста (выступает один представитель от группы, выполнявшей это задание, остальные дополняют и сдают свои работы на проверку).

- Из первого предложения этого текста мы можем узнать, что в нем говорится о весеннем пробуждении природы. Если тема определена в первом предложении, то основная мысль выражена в последнем: «Я сам почувствовал в себе новую жизнь, сделался частью природы.

Пробудившаяся от зимнего сна природа не может оставить равнодушным человеческое сердце, которое переполняют волнение, ощущение радости жизни.

В тексте можно выделить четыре микротемы, связанные между собой тематической лексикой, последовательным описанием картин наступающей весны:


  1. таяние снега;

  2. весеннее ненастье;

  3. вода прибывает;

  4. душевное состояние героя.

Предложения в тексте связаны параллельной связью: каждое из них раскрывает содержание 1-го и 3-го предложений.

Текст представляет собой описание: описание природы и описание состояния человека.

Автор последовательно рисует три сменяющие друг друга картины:

1) снег превращается в воду (Снег быстро начал таять, и везде показалась вода);

2) борьба снега и воды (мокреть и слякоть, грязные сугробы снега, лужи мутной воды, снег и дождь попеременно);

3) торжество воды (шире проталины; полнее наливалось озеро в роще; показалась вода в огороде).

Картина таяния снега дополняется лаконичным описанием других предметов (почернели крыши и стены, голые сучья деревьев, серое небо, туман сырого воздуха).

Автор не просто наблюдает эти картины: они пробуждают в нем целую гамму чувств, поэтому описание среды дополняется описанием состояния человека. Это придает тексту тонкий психологизм, проникновенное лирическое звучание. Что мы можем сказать о герое? Это наблюдательный, чуткий человек, способный увидеть своеобразную прелесть весеннего ненастья. Судя по тому, с каким нетерпением герой ожидает прихода весны, как бурно, открыто выражает свои чувства, можно предположить, что это ребенок. Все вызывает никогда не испытанное волнение, и это душевное состояние Сережи Багрова передается читателям. Вместе с героем мы следим за каждым шагом весны и празднуем его как победу, слушаем, смотрим, обмираем от волнения, испытываем неизъяснимую радость, чувство единения с природой.

Это художественное описание, так как автор ставит задачу нарисовать картину весенней оттепели, выразить свое душевное состояние и вызвать ответное чувство у читателей.

Для текста характерны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность. Эти черты проявляют себя не только в структуре текста, но и в отборе языковых средств.

Точный подбор слов помогает читателю определить тему и основную мысль текста:

оттепель («теплая погода зимой, весной с таянием снега, льда»), сильная («значительная по степени»), голые (сучья) в 1-м значении: «нагой, не имеющий покровов», слякоть («жидкая грязь, образующаяся от дождя или мокрого снега»), серое (небо) (в 1-м значении: «цвета пепла»), сырой (воздух) (в 1-м значении: «влажный»), проталины («место, где стаял снег и открылась земля»), мутная (вода) (в 1-м значении: «непрозрачная, нечистая»).

Верный жизненной правде, Аксаков не использует имен прилагательных со значением цвета, за исключением слова серый, осторожен он и при отборе изобразительно-выразительных средств, в частности слов при употреблении в переносном значении (чудная пора, шаг весны, пробудившись от сна; торжествовался, как победа). Это позволяет подчеркнуть контраст между внешне «бесцветной» картиной весенней оттепели и приподнятым, радостным состоянием души героя.

Особую смысловую нагрузку несут синонимы, большей частью контекстные (грязный - мутный - потемневший - почерневший - серый; оттепель - мокреть (разг.) - слякоть), помогающие более' ярко, выразительно нарисовать картину, а также контекстные антонимы (сон - жизнь, снег - вода, замирало - стучало), придающие ей особый драматизм, эмоциональную напряженность.

В тексте преобладает стилистически нейтральная лексика, за исключением слов мокреть (разг.) и неизъяснимый (книжн.), что создает впечатление особой простоты, чистоты, прозрачности, говорит о тонком языковом чутье автора.

Это же подтверждают и морфологические средства. Описание состояния природы создается при помощи конкретных имен существительных (сучья, сугробы, лужи, проталины, озеро, роща, гряды, огород и др.), при помощи отвлеченных описывается состояние героя (волнение, радость, движение).

Так как это текст-описание, то особую роль в нем играют имена прилагательные (голые, грязные, мутная, серое, сырой, чудная, полная, молодая, торопливая, новая и др.). Прилагательные (шире, длиннее) и наречие (полнее) в форме сравнительной степени помогают передать изменения в природе.

Наречия со значением времени (никогда, уже), места (везде), образа действия (быстро, точно, внимательно; то вместе, то попеременно), слова категории состояния (не грустно и не скучно) позволяют более точно, ярко охарактеризовать действия и состояния.

Движение картине придают глаголы, среди которых обращают на себя внимание глаголы несовершенного вида, обозначающие незавершенное действие или состояние (чувствовал, смотреть, следил, становился, наливалось, замечалось, слушал, смотрел и др.). Употребление глаголов в форме прошедшего времени создает единый временной план.

Связующая роль отводится и местоимению я, которое привносит в текст ярко выраженное личностное начало.

Особый колорит тексту сообщают ныне устаревшие формы слов: дерев (имя сущ. в форме мн. ч., род. пад.) и имена прилагательные в форме ед. ч., ж. р., тв. падежа с окончанием -ою (полною, молодою, торопливою).

Полнота картины, лирическая взволнованность создаются с помощью синтаксических средств языка.

В тексте 5 простых предложений. Одно из них - односоставное, безличное, с 11 однородными дополнениями, связанными с помощью перечислительной интонации и соединительных союзов и, В данном случае однородные члены не только называют объекты наблюдений, но и подчеркивают множественность, бесконечность примет весны, усиливая наше впечатление. Однако этим не исчерпывается их роль. Благодаря им текст приобретает особое эмоциональное звучание, лирическую взволнованность, мелодичность.

С этой же целью автор использует такие стилистические фигуры, как бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм (шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще; ...когда природа, пробудясь от сна, начнет жить полною, молодою, торопливою жизнью, когда все переходит в волнение, в движение, в звук, в цвет, в запах).

В тексте пять сложных предложений с разными видами связи (бессоюзной, сочинительной и подчинительной). В основном это сложносочиненные предложения, вторая часть которых имеет значение следствия, и бессоюзные предложения, вторая часть которых раскрывает содержание первой. Одно предложение сложноподчиненное, с двумя придаточными определительными, связанными параллельной связью. Эти предложения позволяют автору раскрыть сложность, полноту, богатство переживаемых героем ощущений.

Последнее предложение, простое, с однородными сказуемыми, завершает текст, содержит мысль о гармоническом единстве человека и природы.

Анализ языковых средств убеждает в том, что проза С.Т. Аксакова - образец словесной пейзажной живописи, художественная сила которой заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости, в ключевой прозрачности его слова. Читая прозу Аксакова, мы учимся любви к природе и человеку, к родине и родному слову: «О, где ты, волшебный мир... ты, золотое время детского счастья, память которого так сладко и грустно волнует душу старика! Счастлив тот, кто имел его, кому есть что вспомнить!»

Каким же счастливым он был, если, полуслепой, сумел из мрака прошлого вернуть к жизни краски своего детства и сохранить их для нас в своем нетленном слове!

  1. Лингвистический анализ стихотворения И.А. Бунина «Оттепель».

- По ощущению красок, звуков, запахов, их тончайших оттенков сродни Аксакову был И. А. Бунин, писавший о себе: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша...»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного

спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

14 июля 1918 г.

- «Я иду, дышу, вижу, чувствую,- я несу в себе жизнь, ее полноту и радость. Что это значит? Это значит, что я... приемлю все, что окружает меня... оно вызывает у меня любовь», - признается И.А. Бунин в своем этюде «Слепой» (1924 г.).

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание).

Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Она повсюду разлита,-

В лазури неба, в птичьем пенье,

В снегах и вешнем дуновенье,-

Она везде, где красота,

И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю,- все живое в мире

Живет в одной любви со мной.

1901 г.

2) Лингвистический анализ стихотворения (выступает один представитель от группы, готовившей это задание, после обсуждения работы сдаются на проверку).

- Тема стихотворения И.А. Бунина отражена в его заглавии: оно об оттепели, о приближающейся весне. Это лирическое стихотворение, потому что автор не просто рисует картину, а выражает мысли и чувства, навеянные ею. В стихотворении отчетливо выделяются две части, гармонично уравновешивающие друг друга. В первых трех строфах изображается картина оттепели. Попробуем выявить основные детали этого пейзажа.

...Февраль. Холодный сырой воздух. Сад, над которым простерлось ясное небо. Тает снег, в лужах - голубой отблеск. Деревья, кусты у балкона. Вместе с лирическим героем мы любуемся тонкой игрой света, наслаждаемся, слушая, «как снегири в кустах звенят». Как же удается поэту нарисовать эту простую, но полную прелести картину пробуждающейся природы?

Прежде всего - благодаря точному подбору слов. И.А. Бунин использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имен существительных, тем самым создается впечатление реальности происходящего. Краски февральской оттепели неяркие, робкие, поэтому прилагательных со значением цвета немного (голубой, прозрачно-бледный). Сложное прилагательное необычно: оно передает тончайший, едва уловимый оттенок. Ощущение света, прозрачности усиливает эпитет «ясный взгляд» (имя прилагательное употребляется в третьем, переносном, значении: «спокойный, ничем не омраченный»).

Основную нагрузку в этой части стихотворения несут метафоры и олицетворения (смотрит небо, молодеет мир, ложится отблеск, слезится снег, сквозят деревья - «слегка замечаются», звенят снегири). Благодаря им природа оживает, и мы понимаем, что лирический герой не созерцает картину оттепели, а любуется до упоения ее неброской красотой.

Сквозным в этом стихотворении является образ неба, которое не только несет на землю весну, обновление, но и олицетворяет вечность, непостижимую и таинственную. Нельзя не обратить внимание на образ «лоно небосклона» (слово лоно употреблено в переносном значении, в данном случае совмещает два толкования: устар. и высок, «то, что является приютом, убежищем» и трад.-поэт. «поверхность»). Сочетание сонорных согласных [л], [н] создает сложное ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого, чистого звона. Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия.

Раскрытию авторского замысла способствует и синтаксис стихотворения. Первая строфа его представляет собой сложносочиненное предложение, состоящее из трех частей, связанных противительным союзом но и соединительным союзом и. Если союз но подчеркивает контраст (холод, сырость - ясный взгляд), который еще более усиливается наречиями со значением времени (еще - уже), то союз и вносит значение следствия: и молодеет божий мир.

Вторая строфа - сложносочиненное предложение, части которого связаны противительным союзом а. Антитеза (прозрачно-бледный - голубой, весна - стужа) обнажает скрытый драматизм этой картины, движение во времени и пространстве. Картина оттепели приобретает законченный вид в третьей строфе, представляющей собой сложное предложение, состоящее из двух сложноподчиненных с придаточными изъяснительными. Эти сложноподчиненные предложения связаны соединительным союзом и, указывающим на одновременность действия (сквозят деревья, снегири в кустах звенят) и состояний, переживаемых лирическим героем (не налюбуюсь, сладко слушать). В этой строфе завершается тема оттепели и заявляет о себе тема духовного единения человека с миром природы.

Лирическая взволнованность передается с помощью отрицания (не налюбуюсь), эпитета сладко (в значении «необыкновенно приятно») и такой стилистической фигуры, как инверсия, благодаря которой резко выделяются наречия со значением времени (еще, уже) и глаголы (смотрит, молодеет, слезится, ложится, сквозят), оживляющие эту картину.

Таким образом, благодаря точному подбору слов, изобразительно-выразительных средств, синтаксических конструкций, стилистических фигур поэт создает лаконичный, но яркий образ - картину февральской оттепели, зарождающейся весны, в красках которой он увидел красоту земного мира, в звуках - услышал музыку мироздания, ощутил себя частицей этих миров.

Во второй части стихотворения раскрываются мысли и чувства лирического героя, которые не могут не поразить философской глубиной и гармонией. Четвертая строфа начинается с резкого, взволнованного отрицания нет, усиленного дважды повторяющейся частицей не (не пейзаж, не краски) и параллельным построением предложений (не пейзаж влечет меня, не краски жадный взор подметит). Понять это отрицание помогает противопоставление, выраженное союзом а. Оно открывает истину, глубинную сущность красоты божьего мира, освещенного любовью Творца и человека.

Заметно изменяется лексика: автор использует отвлеченные имена существительные (любовь, радость, бытие, красота), которые в этой части стихотворения являются ключевыми. Не случайно их ряд начинается и завершается словом любовь: с точки зрения Бунина, любовь - основа человеческой души, смысл жизни, бытия.

С помощью наречий со значением места (повсюду, везде), ряда однородных обстоятельств места (в лазури неба, в птичьем пеньи, в снегах и вешнем дуновеньи), метафоры разлита (слово употреблено в переносном значении: «распространить во все стороны, по всему пространству») создается образ мира, огромного, многообразного, бесконечного, возникает ощущение гармонии, полноты жизни.

В пятой строфе обретает законченность образ неба как воплощение вечной красоты. Он раскрывается с помощью метафоры лазурь неба (устар., высок.; лазурь обозначает «светло-синий цвет, синева»).

Метафоры светит любовь, разлита, упиваясь красотой (слово книжн., употреблено в переносном значении - «наслаждаться до упоения»), яркий эпитет жадный (взор) («неудержимый в стремлении удовлетворить желания») передают душевное состояние героя.

Шестая строфа завершает размышления лирического героя, поэтому не случайно начинается присоединительным союзом и. Утверждение красоты, любви, гармонического единства с миром выражают два ряда ключевых слов (божий мир - пейзаж - бытие - мир; любовь - радость - бытие - красота - любовь), слившихся для лирического героя в понятия «мир» и «любовь».

И.А.Бунин создал стихотворение классически ясное, пронизанное светом. Изображая картину февральской оттепели, он находит красоту в самом обычном, на первый взгляд, неприметном. Эта картина пробудила чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о преходящем и вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.

Заканчивает эту часть урока учитель:

- Аксаков и Бунин, каждый по-своему, описали картину февральской оттепели, но их, как и художников-пейзажистов, объединяет не только тема, объединяет любовь к миру природы, чувство слияния с ней, способность выразить это с помощью Слова - божественного дара небес.

Подводятся итоги.

  1. Комплексный анализ слова. Выступление группы, подготовившей комплексный анализ слова чувствовал.

В слове чувствовал три слога (первый - прикрытый, открытый; второй - прикрытый, открытый; третий - прикрытый, закрытый), ударение падает на первый слог. Слово имеет одно сильное ударение, которое является постоянным во всех формах этого глагола (чувствовать, чувствую, чувствуешь, чувствует, чувствуем, чувствуете, чувствуют и т. д.).

Рассмотрим звуковой и буквенный состав слова.

[ч'] согласный шумный, переднеязычный, слитный, непарный глухой, непарный мягкий;

[у] гласный ударный, лабиализованный, заднего ряда, верхнего подъема;

[с] согласный шумный, переднеязычный, щелевой, парный глухой, парный твердый;

[т] согласный шумный, переднеязычный, смычный взрывной, парный глухой, парный твердый;

[в] согласный шумный, губно-зубной, щелевой, парный звонкий, парный твердый;

[ъ] гласный безударный, сильноредуцированный, среднего ряда, среднего подъема;

[в] согласный шумный, губно-зубной, щелевой, парный звонкий, парный твердый;

[ъ] гласный безударный, сильноредуцированный, среднего ряда, среднего подъема;

[л] согласный сонорный, переднеязычный, смычно-проходной боковой, непарный звонкий, парный твердый.

Итак, в слове 9 звуков (3 гласных и 6 согласных), но 10 букв (3 гласных, 7 согласных).

Количество звуков и букв не совпадает, так как в этом слове есть непроверяемая непроизносимая согласная в, написание которой требует запоминания. Кроме этого, в корне слова наблюдается отступление от слогового принципа русской графики: после ч пишется у. В составном суффиксе -ова- пишется гласная о, так как в форме настоящего или будущего времени суффикс -ова- чередуется с суффиксом [-yj]: чувствовал - чувствую.

Морфемный анализ показывает, что исторический состав слова и его современное членение не совпадают. Так, в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой на стр. 308 оно дается в словарной статье, возглавляемой корнем чу-, в составе 45 однокоренных слов (чувство, чувственный, чувственность, чувствие, чувствительный, чувствование, чутье, чуткость, чуточку, чуять и т. д.). На основании данных этого словаря, морфемный состав слова выглядит следующим образом: чу-в-ств-ова-л, тогда как в «Школьном грамматико-орфогра-фическом словаре русского языка» Б. Т. Панова и А. В. Текучева мы находим другой вариант членения: чувств-ова-л.

Словообразовательный анализ слова показывает, что оно образовано от неопределенной формы глагола с помощью формообразующего суффикса -л-.

Слово чувствовал является глаголом, так как отвечает на вопрос: что делал? Начальная форма - чувствовать (что делать?). Чувствовал - спрягаемая (личная) форма глагола. Это глагол несовершенного вида (чувствовать - почувствовать), переходный (чувствовал что? радость), невозвратный (нет -ся), действительного залога (обозначает активное действие), первого спряжения (чувствовать - чувствуют); употреблен в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени (действие произошло до момента речи), единственного числа, мужского рода. В предложении выступает в роли простого глагольного сказуемого.


Слово многозначное, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается два его толкования:

  1. Испытывать какое-нибудь чувство, ощущать. Чувствовать голод. Чувствовать волнение. Чувствовать на себе чей-нибудь взгляд.

  2. Уметь воспринимать, понимать. Чувствовать музыку. Чувствовать живопись.

Синонимы: ощущать, чуять (разг.).

Слово общеупотребительное, стилистически нейтральное, в тексте С.Т. Аксакова употреблено в первом значении.

После рассказа о слове подводятся итоги, делается обобщение и переход к новому этапу урока - проверке самостоятельных творческих работ учащихся.

  1. Чтение стихов, написанных студентами к уроку.

- Слово - это целый мир, в нем живет историческая память народа, его душа. Мы переживаем нелегкое время: в опасности вся экосистема Земля, в опасности жизнь человека - не только биологическая, но и духовная. Мы переживаем падение нравственности, утрату понятий о добре и милосердии, отвыкаем от красоты Слова. Сегодня и Земля, и Человек, и Слово нуждаются в спасении. Вот почему настало время говорить о духовной экологии, экологии культуры, экологии языка. Учитель должен иметь экологическое мышление, чтобы способствовать «возрождению уважения к самобытному, доброму и честному, яркому и правдивому Слову». Спасая Слово, мы спасаем свою духовность, а значит - спасаем себя и окружающий нас мир.

Мы услышим сейчас стихи о весне в исполнении авторов студентов, готовивших это необычное творческое задание.

Звучат стихотворения о весне в исполнении авторов.

  1. Подведение итогов. Оценка самостоятельной работы студентов.

  2. Заключительное слово учителя.

- Мы говорили сегодня о природе, о человеке, о слове и о любви, без которой не создали бы прекрасных полотен Саврасов и Юон, Левитан и Остроухое, Рылов и Грабарь, не написали бы своих произведений Аксаков и Бунин.

Эта тема берет истоки в далеком прошлом и, надеемся, будет иметь будущее. П.А. Флоренский, выдающийся русский философ XX века, писал: «И природа, и человек бесконечны; и по бесконечности своей, как равно мощные, могут быть взаимно частями друг друга... Человек - в мире; но человек так же сложен, как и мир. Мир - в человеке; но и мир так же сложен, как и человек. Человек есть бесконечность... сумма мира».

Какие же выводы мы можем сделать?

- Человек и природа неразделимы. Только в единении с ней физическое и духовное спасение человека, только в этом обретет он гармонию и тогда услышит вечную музыку мироздания. Не об этом ли говорится в «Ригведе» - древнеиндийских священных гимнах, пришедших к нам из середины II тысячелетия до н. э.?

Солнце - мой глаз.

Ветер - мое дыхание.

Воздух - моя душа.

Земля - мое тело.

- Слово - выражение нашей духовности. Может, поэтому и говорится

в Библии, что «В Начале было Слово». В нем должен гореть огонь божественной любви. Будем беречь и любить его так, как любили его Пушкин и Гоголь, Тургенев и Чехов, Аксаков и Бунин. Будем бескорыстны: желая «любви и радости бытия» себе, пожелаем этого друг другу и своей земле.

А за словом должно быть дело. И если за добрым словом последует доброе дело, то, может быть, когда-нибудь, писал К.Э. Циолковский, человечество распахнет врата бессмертия, «за которыми нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».







Список литературы

  1. Библия. Ветхий завет. - М.: издание Московской Патриархии, репринт текста, 1968.

  2. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. - М.:, «Русский язык», 1986.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1995.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: «АЗЪ», 1992.

  5. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А.Теленкова. - 9-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009.

  6. Сазонова И.К. Русский глагол и его причастные формы. Толково-грамматический словарь. М.: «Русский язык», 1989.

  7. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студентов высших учеб.заведений. В 2 ч. - / Под ред. Е.И.Дибровой. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

  8. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - Сборник статей/Сост. Л.Янович. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991.

  9. Этимологический словарь русского языка для школьников. - М.: ЗАО "Славянский дом книги", 2000.

1


© 2010-2022