Доклад на педагогических чтениях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на педагогических чтениях «Интегрированный урок как один из способов реализации системно-деятельностного подхода» Если задуматься над вопросом « когда учителю интересно учить, а учащимся учиться?» приходишь к выводу, что это происходит лишь при живом творчестве учителя и учащихся, а значит, при условии конкретной деятельности.

Английский философ и социолог Герберт Спенсер писал, что "великая цель образования - это не знания, а действия".

Стандарты нового поколения требуют в образовании смещения на активную деятельность. Среди наиболее эффективных форм работы при системно-деятельностном подходе являются интегрированные уроки. Это нетрадиционный вид урока, который требует немалых затрат времени и сил, но вдохновляет тем, что несёт что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. "Рост научных знаний, - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам".

Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Создаются новые концепции образования, которые основаны на деятельностном подходе.

Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребёнка. Поэтому, на наш взгляд, наиболее оптимальным является соединение истории и литературы.

История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений. Источники исторических знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные произведения.

Художественная литература, как вид искусства, возникает на почве устно-поэтического народного творчества путём осознания роли личности в историческом процессе. Она хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов, социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать "очевидцем всех времён истории".

К совместной работе нас подтолкнули желание стимулировать познавательную деятельность учащихся и совместный интерес к открытию горизонтов для методического творчества.

Мы провели уроки по следующим темам:

  • «Жизнь и творчество Н. М. Карамзина», целью которого было знакомство с биографией и творчеством литератора, историка, журналиста, реформатора русского языка, а также анализ произведения «Бедная Лиза», как яркого примера сентиментализма;

  • «Борьба русского народа с иноземными захватчиками», в ходе которого обобщались знания по истории Древнерусского государства и отражение исторических событий в древнерусской литературе.

  • «В. Шекспир - человек эпохи Возрождения», итогом которого было решение проблемы: как в сонетах Ш отразились черты эпохи Возрождения и актуальны ли сонеты для современного человека?

В совместной деятельности сложилось так, что мы отдаём предпочтение следующим формам интегрирования:

• деятельностной, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;

• концептуальной, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.

На всех этапах бинарного урока осуществляется интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий : проектная и исследовательская деятельность, информационные технологии, творческие мастерские.

Как показала практика, урок будет удачным, если деятельность на уроке будет осмыслена, личностно значима, когда ученик может задаваться вопросами: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование обучающихся в учебном процессе.

Опыт проведения бинарных уроков позволил выделить методы, которые успешно активизируют деятельность учащихся. Среди них:

  • работа с различными источниками информации при выполнении опережающих заданий и создания мультимедийных презентаций;

  • установление причинно-следственных связей;

  • анализ исторической ситуации;

  • сопоставительный анализ текстов (в том числе - сопоставление переводов);

  • лингвистический анализ в формах, соответствующих возрасту;

  • исследовательская работа с текстами и выполнение проблемных заданий;

  • творчество учащихся в составлении синквейнов.

Такие уроки раскрепощают детей, дают возможность им высказаться. Учащиеся не боятся ошибаться, с удовольствием учатся ориентироваться в потоке информации. Американский писатель-сатирик К.Н. Боуви говорил: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».

Какие умения интегрированные уроки позволили развить у учащихся?

  • умение формулировать собственные учебные цели, быть лидером группового или парного проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации;

  • владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя;

  • эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы, видеосюжетов;

  • умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;

  • ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;

  • понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией;

  • умение работать в группе, искать и находить компромиссы; формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации;

И наконец, для нас важно создание комфортной здоровьесберегающей среды, условий для самопознания, получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы, эффекта сотрудничества, содружества, партнёрства. Оцениваются наши уроки так же нетрадиционно. Вместе с оценками учащиеся получают яркие грамоты, которые они помещают в портфолио.

Уверены, что проблема интеграции в процессе обучения всегда останется актуальной, и системно-деятельностный подход - основа при решении заявленной проблемы. Именно интеграция имеет высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

© 2010-2022