- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Миронова Е.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32».
Учитель русского языка и литературы Миронова Е.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа разрабатывалась на основе федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,, реализующих программу общего образования»), учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» на 2013-2014 учебный год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5 - 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по русскому языку, Имеются некоторые отличия. Содержание и формы работ по развитию речи в целом сохранены, но порядок их расположения в рабочей программе соответствует расположению в учебнике русского языка Л.А.Тростенцовой, что способствует оптимизации процесса обучения.
На преподавание русского языка в 8 классе предусмотрено 105 часов (3 часа в неделю, 35 недель в учебном году). К предусмотренным в программе М.Т.Баранова 102 часам добавлено 3 резервных урока. Количество сочинений, изложений, диктантов и часов развития речи предусмотрено в соответствии с Протоколом №1 от 30.08.2013г. заседания кафедры гуманитарных дисциплин.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Это определило цели обучения:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах РЛЯ и речевого этикета;
-
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
-предметные:
-
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
-
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами РЛЯ;
-
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
-
освоение компетенций - языковой, коммуникативной и лингвистической.
Языковая компетенция
Коммуникативная компетенция
Лингвистическая компетенция
Осведомленность школьников в системе родного языка; реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме; реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами РЛЯ и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
- метапредметные:
-
формирование УУД;
-
формирование проектных умений и навыков;
-
формирование базовых национальных ценностей;
-
формирование способности к рефлексии и самооценке;
- личностные
Основная особенность курса русского языка по данной программе - его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею метапредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Преподавание дисциплины предполагается на основе системно-деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
В качестве приоритетных форм текущего и итогового контроля рекомендуются защита проектов, тесты, контрольные работы (диктанты), сочинения и изложения различных видов.
Используемый учебно-методический комплект:
1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
3. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. - М.: Просвещение, 2007.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык» 8 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка на учащегося
Из них
К/Д
Р/Р
Изл.
Соч.
Проекты
1
Функции русского языка в современном мире
1
2
Повторение изученного в V-VII классах
8
1
2
1
3
Синтаксис, пунктуация, культура речи
2
4
Словосочетание
2
5
Простое предложение
3
1
1
6
Главные члены предложения
7
2
1
7
Второстепенные члены предложения
8
1
2
1
8
Односоставные предложения
11
2
1
9
Неполные предложения
2
10
Осложненное предложение
1
11
Однородные члены предложения
13
1
2
1
12
Обособленные члены предложения
20
1
2
1
13
Обращение
3
1
1
14
Вводные и вставные конструкции
8
1
1
15
Чужая речь
6
1
1
16
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
10
1
1
1
Итого
105
5
17
4
4
3
Содержание дисциплины (102 часа)
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Знать: русский язык - язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Уметь: опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Владеть: понятиями основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в V-VII классах (6 ч + 2 ч)
Знать:
-
функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
-
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
-
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
-
условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
-
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Уметь:
-
разграничивать знаки препинания по их функциям;
-
пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;
-
определять вид сложного предложения;
-
соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
-
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
-
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
-
разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
-
разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
-
правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;
-
обозначать графически условия выбора орфограмм.
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Знать:
-
основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;
-
основные признаки синтаксических единиц;
-
функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);
-
предложение - одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
-
соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности - особое свойство предложения.
Уметь:
-
находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;
-
разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;
-
соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
-
разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
Владеть: понятиями Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Словосочетание (2 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Знать:
-
что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные
-
свободные словосочетания и фразеологические обороты
-
подчинительная связь - способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
-
средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
-
порядок устного и письменного разбора словосочетания
Уметь:
-
составлять разные виды словосочетаний;
-
определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
-
разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
-
определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
-
использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
-
разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
-
определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
-
составлять словосочетания с заданным видом связи;
-
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
-
разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;
-
производить устный и письменный разбор словосочетания.
Владеть: понятиями Словосочетание, типы словосочетаний.
Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение (3 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Знать:
-
виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
-
грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
-
в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;
-
основные элементы интонации - повышение и понижение высоты тона и паузы - и графические способы их обозначения.
Уметь:
-
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
-
определять предикативность предложения - его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);
-
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
-
выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
-
выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
-
составлять графическую интонационную схему предложения.
Владеть: понятиями Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные. Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные - невосклицательные, утвердительные - отрицательные.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Знать:
-
способы выражения подлежащего;
-
способы выражения сказуемого;
-
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
-
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
-
способы выражения вспомогательного глагола;
-
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
-
способы выражения именной части;
-
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении - знак разделения;
-
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Уметь:
-
находить подлежащее и определять способы его выражения;
-
определять способы выражения сказуемого;
-
соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
-
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
-
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
-
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
-
разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
-
определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;
-
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
-
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
-
пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
-
использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Владеть: понятиями Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Знать:
-
виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
-
что такое дополнение, основные способы его выражения;
-
виды дополнений: прямые и косвенные;
-
способы выражения прямого дополнения
-
что такое определение;
-
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;
-
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
-
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
-
что такое приложение;
-
способы выражения приложения;
-
правила постановки дефиса при приложении;
-
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
-
что такое обстоятельство, способы его выражения;
-
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);
-
второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия
-
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Уметь:
-
находить в предложении второстепенные члены;
-
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
-
разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
-
использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
-
распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
-
разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
-
находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;
-
разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
-
распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
-
различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
-
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
-
обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;
-
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
-
использовать приложения в речи;
-
согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
-
находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
-
использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
-
распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
-
находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;
-
разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
-
находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
-
ставить вопросы к обстоятельствам условия;
-
использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
-
находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
-
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Владеть: понятиями Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Простые односоставные предложения (9 ч + 2 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Знать:
грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
-
способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
-
способы выражения главного члена односоставного предложения;
-
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
-
что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
-
текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)
-
что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
-
текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)
-
что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
-
текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
-
что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
-
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
-
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Уметь:
-
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
-
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
-
распространять нераспространенные односоставные предложения;
-
распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
-
определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
-
пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
-
использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний
-
распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
-
разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
-
пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
-
использовать определенно-личные предложения в речи;
-
распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
-
разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
-
разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
-
находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
-
использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
-
пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;
-
различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
-
находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
-
определять способ выражения их главного члена;
-
правильно интонировать данные предложения;
-
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Владеть: понятиями Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Неполное предложение (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Знать:
-
что такое неполное предложение;
-
варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
-
диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
-
правило употребления тире в неполном предложении
Уметь:
-
распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
-
распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
-
использовать неполные предложения в диалоге;
Владеть: понятиями Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Знать:
-
что такое осложненное предложение;
-
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Уметь:
определять способ осложнения предложения
Владеть: понятиями Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Однородные члены предложения (12ч + 2ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Знать:
-
что такое однородные члены предложения;
-
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
-
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
-
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
-
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
-
правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
-
что такое однородные и неоднородные определения;
-
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
-
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению - соединительные, противительные, разделительные; по составу - одиночные, повторяющиеся, двойные;
-
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);
-
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
-
фразеологические обороты с повторяющимися союзами и-и, ни-ни, не разделяющимися запятыми;
-
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
-
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
-
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Уметь:
-
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
-
составлять графические схемы однородных членов;
-
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
-
находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);
-
использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
-
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
-
использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;
-
правильно расставлять знаки препинания;
-
интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
-
разграничивать однородные и неоднородные определения;
-
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
-
распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;
-
определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
-
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
-
использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
-
разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;
-
распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
-
правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
-
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
-
разграничивать использование повторяющихся союзов и - и, ни - ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
-
определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
-
использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
-
находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
-
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
-
использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
-
разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;
-
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
-
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Владеть: понятиями Предложение, однородные члены предложения. Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения. Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения. Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов. Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения (18ч + 2ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Знать:
-
обособление - выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
-
графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
-
виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
-
способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
-
способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
-
правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
-
правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)
-
правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)
-
способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
-
правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
-
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);
-
правила выделения уточняющих членов предложения
-
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
-
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Уметь:
-
интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
-
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
-
распространять обособленные члены;
-
правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
-
интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
-
находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
-
находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
-
распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
-
объяснять использование тире для выделения приложения;
-
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
-
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
-
обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
-
распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
-
обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
-
согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
-
находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
-
находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
-
распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
-
распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
-
объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
-
определять их роль в раскрытии авторского замысла;
-
использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;
-
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
-
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Владеть: понятиями Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения. Обособленные члены предложения: обособленные приложения. Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства. Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Обращение(2ч + 1ч)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Знать:
-
какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
-
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
-
что такое обращение;
-
способы выражения обращения;
-
что такое распространенное обращение;
-
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Уметь:
-
подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
-
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
-
обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
-
использовать распространенные обращения в речи;
-
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;
-
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
-
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;
-
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;
-
определять текстообразующую роль обращений.
Владеть: понятиями Обращения, знаки препинания при обращениях.
Вводные и вставные конструкции(8ч + 1ч)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Знать:
-
что такое вводные слова;
-
группы вводных слов по значению;
-
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
-
что такое вводные предложения;
-
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
-
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
-
частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
-
что такое вставные конструкции, их назначение;
-
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
-
что такое междометие, его назначение;
-
правила выделения междометий на письме;
-
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Уметь:
-
интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
-
разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
-
использовать вводные слова разных значений в речи;
-
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
-
определять текстообразующую роль вводных слов;
-
распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
-
использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;
-
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
-
использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
-
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
-
употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
-
обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
-
распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
-
употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
-
обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
-
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
-
распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
-
разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
-
производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Владеть: понятиями Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные. Авторская пунктуация.
Чужая речь (6 ч + 1 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Знать:
-
что такое чужая речь;
-
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
-
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
-
что такое прямая речь;
-
что такое косвенная речь;
-
структуру предложений с косвенной речью;
-
текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
-
структуру предложений с прямой речью;
-
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
-
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
-
что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
-
что такое цитата;
-
способы введения цитаты в авторский текст;
-
правила пунктуационного оформления цитат;
-
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Уметь:
-
интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;
-
разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
-
распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
-
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
-
обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
-
заменять прямую речь косвенной;
-
конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
-
обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
-
составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
-
соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
-
выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
-
соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
-
объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
-
пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;
-
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
-
определять текстообразующую роль цитаты;
-
обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
-
распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
-
вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
-
определять текстообразующую роль цитаты;
-
использовать цитаты в речи;
-
исправлять речевые недочеты при цитировании;
-
цитировать стихотворный текст;
-
использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
-
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Владеть: понятиями Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5 ч + 1 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Знать:
-
о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
-
первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
-
о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
-
алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
-
содержание понятия «культура речи»;
-
о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
-
о взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Уметь:
-
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
-
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
-
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
-
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
-
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
-
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Владеть: понятиями Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
Содержание практической деятельности
Наименование разделов
Тематика контрольных работ
Повторение пройденного в 5-7 классе
Входной диктант по итогам повторения изученного в 5 классе
Изложение с грамматическим заданием
Главные члены предложения
Сочинение на тему «Чудный собор»
Односоставные предложения
Сжатое изложение
Второстепенные члены предложения
Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
Сочинение-характеристика человека
Однородные члены предложения
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
Изложение
Обособленные члены предложения
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему
Чужая речь
Сочинение-рассказ
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
Итоговый диктант
Изложение
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Число часов
Вид
занятия
Вид
контроля
Виды самостоятельной работы
Дата проведения занятия
Планируемая
Фактическая
1
Функции русского языка в современном мире
1
1.1
Русский язык в современном мире
1
Лекция с элементами беседы
Составление текста
2.09
2
Повторение изученного в V-VII классах
8
2.1
Пунктуация и орфография
1
Урок совершенствования УУД
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
5.09
2.2
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
1
Тренировочные упражнения
5.09
2.3
Знаки препинания в сложном предложении
1
Тренировочные упражнения
9.09
2.4
Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
1
Тренировочные упражнения
12.09
2.5
Изложение с грамматическим заданием
1
Р/р
Подбор материала к изложению
12.09
2.6
Изложение с грамматическим заданием
1
Р/р
Изложение
Написание изложения
16.09
2.7
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
19.09
2.8
Входной контрольный диктант
1
Урок контроля знаний
К/диктант
19.09
3
Синтаксис, пунктуация, культура речи
2
3.1
Основные единицы синтаксиса. Текст
1
Лекция с элементами беседы
Тренировочные упражнения
23.09
3.2
Предложение как единица синтаксиса
1
Тренировочные упражнения
26.09
4
Словосочетание
2
4.1
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний
1
Изучение нового материала
Тренировочные упражнения
26.09
4.2
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний
1
Тест
Тренировочные упражнения
30.09
5
Простое предложение
3
5.1
Простое предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
3.10
5.2
Порядок слов в предложении. Интонация
1
Изучение нового материала
Тренировочные упражнения
3.10
5.3
Описание памятника культуры
1
Р/р
Проектная
работа
7.10
6
Главные члены предложения
7
6.1
Подлежащее. Сказуемое
1
Лекция с элементами беседы
Тренировочные упражнения
10.10
6.2
Простое глагольное сказуемое
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
10.10
6.3
Сочинение на тему «Чудный собор»
1
Р/р
Подбор материала к сочинению
14.10
6.4
Сочинение на тему «Чудный собор»
1
Р/р
Сочинение
Написание сочинения
17.10
6.5
Составное глагольное сказуемое
1
Изучение нового материала
Тренировочные упражнения
17.10
6.6
Составное именное сказуемое
1
Тренировочные упражнения
21.10
6.7
Тире между подлежащим и сказуемым
1
Карточки
Тренировочные упражнения
24.10
7
Второстепенные члены предложения
8
7.1
Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение
1
Урок совершенствования УУД
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
24.10
7.2
Определение
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
28.10
7.3
Приложение. Знаки препинания при нём
1
Изучение нового материала
Тренировочные упражнения
31.10
7.4
Обстоятельство
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
31.10
7.5
Синтаксический разбор двусоставного предложения
1
Урок совершенствования УУД
Тест
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
11.11
7.6
Характеристика человека
1
Р/р
Подбор материала к сочинению
14.11
7.7
Характеристика человека
1
Р/р
Сочинение
Написание сочинения
14.11
7.8
Контрольный диктант
1
Урок контроля
К/диктант
18.11
8
Односоставные предложения
11
8.1
Главный член односоставного предложения
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
21.11
8.2
Назывные предложения
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
21.11
8.3
Определенно-личные предложения
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
25.11
8.4
Неопределенно-личные предложения
1
Тренировочные упражнения
28.11
8.5
Инструкция. Рассуждение
1
Р/р
Составление текста-рассуждения
28.11
8.6
Безличные предложения
1
Тренировочные упражнения
2.12
8.7
Сжатое изложение
1
Р/р
Изложение
Написание изложения
5.12
8.8
Синтаксический разбор односоставного предложения
1
Урок совершенствования УУД
Карточки
Тренировочные упражнения
5.12
8.9
Повторение
1
Тренировочные упражнения
9.12
8.10
Повторение
1
Тренировочные упражнения
12.12
8.11
Контрольная работа
1
Урок контроля
Тест
12.12
9
Неполные предложения
2
9.1
Неполные предложения
1
Изучение нового материала
Тренировочные упражнения
16.12
9.2
Неполные предложения
1
Тренировочные упражнения
19.12
10
Осложненное предложение
1
10.1
Понятие об осложненном предложении
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
19.12
11
Однородные члены предложения
13
11.1
Понятие об однородных членах предложения
1
Изучение нового материала
Тренировочные упражнения
23.12
11.2
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
26.12
11.3
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них
1
Карточки
Тренировочные упражнения
26.12
11.4
Подготовка к написанию изложения
1
Р/р
Подбор материала к изложению
11.5
Изложение
1
Р/р
Изложение
Написание изложения
11.6
Однородные и неоднородные определения
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
11.7
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
11.8
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
1
Тренировочные упражнения
11.9
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
1
Тренировочные упражнения
11.10
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
1
Урок совершенствования УУД
Тест
11.11
Синтаксический разбор предложения с однородными членами
1
Тренировочные упражнения
11.12
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами
1
Тренировочные упражнения
11.13
Контрольный диктант
1
Урок контроля
К/диктант
12
Обособленные члены предложения
20
2
1
2
12.1
Понятие об обособлении
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
12.2
Понятие об обособлении
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
12.3
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них
1
Тренировочные упражнения
12.4
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них
1
Тренировочные упражнения
12.5
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них
1
Тренировочные упражнения
12.6
Рассуждение на дискуссионную тему
1
Р/р
Подбор материала к сочинению
12.7
Рассуждение на дискуссионную тему
1
Р/р
Сочинение
Написание сочинения
12.8
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
12.9
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
12.10
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них
1
Карточки
Тренировочные упражнения
12.11
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
12.12
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
12.13
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них
1
Тренировочные упражнения
12.14
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
12.15
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
12.16
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения
1
Тренировочные упражнения
12.17
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
12.18
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами
1
Тест
Тренировочные упражнения
12.19
Повторение
1
Тренировочные упражнения
12.20
Контрольный диктант
1
Урок контроля
К/диктант
Тренировочные упражнения
13
Обращение
3
13.1
Обращение Распространенные обращения. Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении
1
Лекция с элементами беседы
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
13.2
Употребление обращений
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
13.3
Составление делового письма
1
Р/р
Проектная работа «Деловое письмо»
14
Вводные и вставные конструкции
8
14.1
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению
1
Изучение нового материала
Тренировочные упражнения
14.2
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
14.3
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
14.4
Вставные слова, словосочетания и предложения
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
14.5
Публичное выступление
1
Р/р
Проектная
работа
«Публичное выступление»
14.6
Междометия в предложении
1
Изучение нового материала
Тренировочные упражнения
14.7
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
14.8
Урок-зачет
1
Урок контроля
Зачет
15
Чужая речь
6
15.1
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь
1
Изучение нового материала
Упражнения, направленные на выработку практических
умений и навыков.
15.2
Прямая речь
1
Урок совершенствования УУД
15.3
Диалог
1
Подбор материала к сочинению
15.4
Рассказ
1
Р/р
Сочинение
Написание сочинения
15.5
Цитата
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
15.6
Синтаксический разбор предложений с чужой речью
1
Тренировочные упражнения
16
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
7
16.1
Синтаксис и морфология
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
16.2
Синтаксис и пунктуация
1
Подбор материала к изложению
16.3
Изложение
1
Р/р
Изложение
Написание изложения
16.4
Синтаксис и культура речи
1
Тренировочные упражнения
16.5
Синтаксис и орфография
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
16.6
Итоговый контрольный диктант
1
Урок контроля
К/диктант
16.7
Работа над ошибками
1
Урок совершенствования УУД
Тренировочные упражнения
16.8
Резервные уроки
3
Тренировочные упражнения
Итого
105
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Материально-техническое обеспечение
I. Учебно-методический комплект
1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
2. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. - М.: Просвещение, 2007.
II. Литература для учителя
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект - М.: Просвещение, 2010.
2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2010.
4. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
5. CD-ROM: Русский язык, 8 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. - Фирма «1С», 2008.
III. Технические средства обучения
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Интерактивная доска.
IV. Программные средства
-
Операционная система Windows ХР.
-
Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Список литературы
1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.10).
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект - М.: Просвещение, 2010.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. - М.: Просвещение, 2007.
5. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. - М.: Просвещение, 2007.
6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.