- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы Малые фольклорные жанры (5 класс)
Урок литературы Малые фольклорные жанры (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чащина Н.А. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 5 классе.
Тема: Что такое фольклор? Малые фольклорные жанры.
Цель: познакомить с толкованием термина «фольклор», с малыми фольклорными жанрами, особенностями фольклорных жанров.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать малые жанры фольклора, их отличительные особенности; уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора.
Метапредметные УУД:
Личностные: ученик желает совершенствовать свои знания и умения.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, слушает т извлекает нужную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет работу в группах.
Работа в группах: 4 группы. Деление на группы проводится на предыдущих занятиях. Группа состоит из учащихся с разным уровнем развития основных учебных навыков, чтобы реализовывать возможности взаимопомощи учащихся в процессе получения знаний на уроке.
Ход урока.
-
Приветствие.
Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Сейчас каждая группа поприветствует всех и пожелает что-нибудь хорошее своим одноклассникам. Давайте вспомним правила работы в группе.( 1 слайд)
Правила работы в группе
-
Смотрю на собеседника.
-
Я слышу, я вижу.
-
Я согласен или не согласен.
-
Говорю свой ответ.
-
Доказываю свое мнение.
-
Приходим к согласию.
- Результаты работы группы вы оцените в течение урока в контрольно-оценочных листах. Оценка выставляется по 5 бальной системе. В 3 колонке вы можете вписать фамилии участников группы и по итогам урока выставить оценки.
Критерии оценки
Баллы
Индивидуальная оценка участников группы
1.Продуктивность
(правильность)
2.Дружелюбность
3. Сплоченность
4. Распределение ролей
5. Эмоциональное отношение
(понравилась ли работа, довольны ли?)
-
Актуализация темы урока.
Звучит фольклорная песня.( колядки)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Поднимите листок с названием темы урока.
-
Постановка целей.
-Какие вопросы мы сегодня должны разрешить на уроке?
По ходу урока каждая группа должна создать книжку-гармошку из отдельных страничек. На них нужно разместить основной материал о фольклорных жанрах. Ваши работы будут участвовать в выставке «Наше творчество на уроках».
Посмотрите на столы, какие у вас должны быть странички, как они называются.
-Какие сведения можно разместить на свободных листочках.?( определённый жанр фольклора и его отличие, примеры)
Выберите себе страницу книжки, над которой вы будете работать.
-
Артикуляционная разминка.
Каждой группе выдается карточки со скороговорками. Потренируйтесь в чтении. 2 человека от группы прочитают скороговорки для класса.
-Чьё чтение вам понравилось больше? (выступающие получают жетоны).
Добры бобры
Идут в боры.
Добр бобр для бобрят.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша
Шит колпак,
Да не по-колпаковски.
В том колпаке -
Полколпака гороху
Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
-
Работа над термином «фольклор».
-Какая страница в книжке будет первой? Мы должны дать определение термину фольклор.
- Какие ещё сведения должны выбрать?
- Давайте проверим, кто и какую информацию будет выбирать по ходу просмотра сюжета.( 1,2, 3 стр. одинаковые у всех групп).
- Какую информацию можно разместить на страничках без подписи? ( сведения о фольклорном жанре и примеры текстов)
- Попробуем найти подсказку в видеосюжете. Всю важную информацию вы будете записывать на своей страничке по теме.
Видеосюжет.
-Давайте поделимся мнениями, прочитайте, какую важную информацию вы выписали.
- Расскажите, что ещё запомнили?
- Где ещё можно найти важную информацию по теме урока?( статья учебника)
6.Работа с учебником.
Чтение статьи и выбор информации.
-Какие сведения из статьи можно разместить на страничках будущей книжки?
7.Чем же отличаются фольклорные жанры?
- Послушайте фрагменты текстов, назовите, какой это фольклорный жанр?
-Чем отличается этот жанр? Запишите ответ на листке, для проверки группы меняются листками(взаимопроверка) (Правильный ответ на слайде)
Слушание фрагментов, проверка, устные высказывания о результатах работы каждой группы.
( колыбельная, закличка, сказка)
9. Игра «Собери пословицу»
Каждая группа получает карточки с фрагментами пословиц. Задание - составить пословицу, объяснить её смысл. ( пока дети готовятся, учитель проверяет задание по определению жанров )
Чтение пословиц и их объяснение. Выступает каждая группа.( получают жетоны)
Карточка № 1.
-
Слово - не воробей, вылетит- не поймаешь.
-
Семеро одного не ждут.
-
Книга поможет в труде, выручит в беде.
-
Чай пить - не дрова рубить.
-
Хлеба ни куска - везде тоска.
-
С книгой жить, век не тужить.
Карточка № 2.
-
1.Слово - серебро, молчание - золото.
-
2.Копейка рубль бережет.
-
3.Спасибом сыт не будешь.
-
4.Книга- твой друг, без нее как без рук.
-
Пот на спине - так и хлеб на столе.
-
Доброе слово и кошке приятно.
Карточка №3
-
Труд человека кормит, а лень портит.
-
Кто много говорит, тот мало делает.
-
Повторенье - мать ученья.
-
Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.
-
Не спеши языком, торопись делом.
-
Сделал дело, гуляй смело.
Карточка № 4
-
Маленькое дело лучше большого безделья
-
Дружба дружбой, а служба службой
-
На смелого собака лает, а трусливого кусает
-
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки
-
Ученье - свет, а неучен6ье - тьма.
-
Всякий кулик своё болото хвалит.
-Чем отличается этот жанр?
10. Конкурс «Отгадай загадку» (получают жетоны)
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.
(Спички)
Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
(Градусник)
В брюхе - баня, в носу - решето, на голове - пуп. Рука одна, да и та на спине. Что это?
(Чайник)
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)
Внутри - пустой,
А голос - густой.
Сам молчит,
А бьют - ворчит.
(Барабан)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла,
Только выпустит хвост
Понесется до звезд.
(ракета)
Хвост на дворе,
Нос в конуре.
Нос повернется,
Дом отопрется.
(ключ)
Она туда, куда и ты,
НИ пить, ни есть не просит.
НО так боится темноты,
Что тут же тебя бросит.
(тень)
- Чем отличается этот жанр?
11. Подведение итогов. Домашнее задание.
-Какие знания мы получили на уроке?
- На какие вопросы нашли ответы?
- Какое толкование термину фольклор можно дать.
-Какие фольклорные жанры запомнили?
- Что общего можно отметить у всех жанров фольклора?( слайды презентации)
- Какую страничку вы выбрали?
- Какую информацию на ней нужно расположить?
Мы сегодня только собирали материал, а оформить свою страничку вам нужно будет дома. Это будет вашим домашним заданием. Когда странички будут готовы, мы сможем собрать книжки, провести выставку ваших работ.
12.Рефлексия и самооценка деятельности на уроке.
Давайте оценим вашу деятельность на сегодняшнем уроке.
Оцените работу вашей группы, проставьте баллы в оценочный лист.
Впишите фамилии ребят, которые получили дополнительные жетоны ( их количество), ребят, которые проявили большую активность в работе, оцените по пятибалльной системе работу всех участников вашей группы.
Поднимите руки, кто получил «5»
Кто получил «4»
Какие эмоции вы испытали на уроке?
С каким настроением вы уходите с урока?
Сдайте оценочные листы, ваше мнение будет учитываться при выставлении оценки за урок.
Давайте возьмемся за руки, скажем друг другу спасибо за помощь и совместную работу.