Проект Методическое пособие На пути к исследованию

Возрастная категория: учащиеся 6 -9 классов, участники научных обществ Объектом исследования является исследовательская деятельность учащихся.Предметом исследования является понятийный аппарат исследователя Гипотеза: предполагаем, что методическое пособие для учащихся «На пути к исследованию» поможет руководителям научных обществ в работе по формированию исследовательского поведения учащихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Лицей № 1

г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край

681032, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре ул. Пирогова д. 21

тел. +7 (4217) 59-82-60, e-mail: [email protected] , [email protected]











ПРОЕКТНАЯ РАБОТА







Методическое пособие для учащихся

«На пути к исследованию»


(Социальные науки. Педагогика)



Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Немеш Наталья Александровна

Адрес:

681032, Хабаровский край,

г. Комсомольск-на-Амуре

ул. Вокзальная, д. 91, к. 2, кв. 28

тел. 8 (4217) 59-84-90

e-mail: [email protected]







г. Комсомольск-на-Амуре

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................3

  1. Исследовательская деятельность учащихся. ……………………………..6

  2. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность…..7

  3. Методическое пособие для учащихся «На пути к исследованию». ………8

Заключение ………………………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………………...29









Введение.

Современному развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые, нравственно воспитанные люди, которые в сложной обстановке могли бы самостоятельно осуществить выбор и принимать решения, прогнозировать их возможные последствия. Выполнение такого заказа требует поиска новых технологий в образовательном процессе, к организации деятельности участников образовательного процесса в школе.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

Современный выпускник школы должен обладать способностью видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально. Он должен мыслить ярко, неординарно, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность. И этому его надо учить. Социальная значимость указанной проблемы определила тему педагогического проекта: «Методическое пособие для учащихся «На пути к исследованию».

Возрастная категория: учащиеся 6 -9 классов, участники научных обществ лицея.

Объектом исследования является исследовательская деятельность учащихся.

Предметом исследования является понятийный аппарат исследователя

Ресурсы: информационные: интернет ресурсы в том ч. Эпистемотека МБОУ лицея № 1, профессиональная литература, методическая литература.

Цель: создать методическое пособие для учащихся, которое будет способствовать развитию исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.

  2. Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.

  3. Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.

  4. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Гипотеза: предполагаем, что методическое пособие для учащихся «На пути к исследованию» поможет руководителям научных обществ в работе по формированию исследовательского поведения учащихся.

Методы исследования.

  • Изучение научной литературы

  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме.

База исследования: МБОУ Лицей № 1

Актуальность исследования.

Актуальность исследования обусловлена с одной стороны приоритетами современной государственной образовательной политики, Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, требованиями к образовательной деятельности, зафиксированными в Фундаментальном ядре содержания общего образования, и неготовностью школы к решению этих проблем инновационными методами. Перед школой встала насущная задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий, в том числе и через организацию исследовательской деятельности учащихся. Необходимость развития исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности обусловили актуальность темы исследования.

Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению учебно-воспитательных проблем. Инновационный подход к организации обучения - одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время, что может способствовать формированию УУД.

  1. Исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская компетентность в классификации А.В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает "элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии". Она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает ученику обучаться, позволяет стать ему более гибким, конкурентноспособным, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость её формирования.

Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Исследовательская деятельность вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету.

Целью исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления личности ученика. Учащиеся, включенные в исследовательскую деятельность, проявляют повышенную склонность к самообразованию, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, увереннее в своих силах, любознательнее, инициативнее.

Организация исследовательской деятельности учащихся способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами и родителями учащихся.

  1. Исследовательская деятельность как учебно-исследовательская и научно-исследовательская.

Применительно к школьникам, считаем, что исследовательскую деятельность следует определять по-иному. Мы, в своей работе, разделяем исследовательскую деятельность как учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Под термином "научно-исследовательская работа" понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся.

Ценность научно-исследовательской работы в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.

  1. Методическое пособие для учащихся

«На пути к исследованию...»

В пособии рассказано о специфике научно-творческой работы, о подготовке, организации и проведении исследования, его этапов, о методах научного исследования. Даны советы по работе с научной литературой, по оформлению результатов работы, по её публичной защите. Приведены примеры оформления титульных листов, библиографических списков и т. д.

Для учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся научно-творческой работой.

Содержание

Введение.

  1. Специфика научно-творческого исследования. Природа исследовательского и реферативного сочинения

  2. Подготовка, организация и проведение исследования.

  3. Основные характеристики научно-творческого исследования

  4. Методы научно-творческой деятельности.

  5. Работа с научной литературой.

  6. Структура оформления научно-творческой работы.

  7. Публичная защита научно-творческой работы.

  8. Заключение

Список литературы.

Приложения


Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительнища градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.

Ломоносов М. В.

Введение

Юные исследователи!

Образование всегда было одной из главных, непреходящих ценностей человека. В наше время образование - не столько сумма знаний, сколько набор определённых качеств, позволяющих человеку выбрать из этой суммы необходимое ему, использовать эти знания, работать в команде, не теряя своей индивидуальности, свободно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, достигнуть успеха. Эти качества инвариантны (т.е. их значение одинаково) относительно национальностей, границ, времён, цивилизаций. Это особенно важно при нынешних мировых тенденциях к сближению, сотрудничеству. Системы образования различны в разных странах, но Наука не имеет национальности, поэтому воспитать в себе необходимые в наше время качества можно, участвуя в научных исследованиях, решая, пусть небольшие, но исследовательски, творческие задачи.

Обучаясь в лицее, все эти качества вы можете воспитать в себе и проявить, работая в научных обществах, участвуя в ежегодной научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня». От небольших задач к более сложным, от умения работать с литературой к навыкам ведения научной дискуссии - по этим ступенькам вы будете подниматься к вершинам научных знаний. В этом вам помогут учителя лицея, студенты, учёные и преподаватели Вузов.

Из этого пособия вы узнаете, что такое научное исследование, чем оно отличается от других, познакомитесь с его методами, организацией, с правилами оформления результатов работы, получите советы по работе с научной литературой, по ведению научной дискуссии при публичной защите своей работы и т.д.

Чем выше вы будете подниматься по ступеням, тем дальше вы будете видеть. Но не забываете вглядываться в окружающий мир, ведь крупицы научных знаний - вокруг вас, в обыденных вещах и явлениях. Не бойтесь споткнуться, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. По окончании лицея ступени лестницы в науку не закончатся, но мы знаем, что дальше вы уверенно будете подниматься сами, ведь «Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека». (А.П. Чехов)

  1. Специфика научно-творческого исследования.

Природа исследовательского и реферативного сочинения

Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены, прежде всего, непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения. Для выявления отличий исследования от реферата обратимся к этимологии обозначающих их слов. В понятии «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из следа, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Этимология слова «реферат», напротив, связана с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами.

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить реферативную и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проводимых на его основании новых выводов.

Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту.

Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих выбранную проблему.

Специфика реферата - в том, что, во-первых, в нем нет развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте. Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но не заменитель её.

2. Подготовка, организация и проведение исследования


Наука никогда не решает вопроса, не

поставив при этом десятка новых.

Б. Шоу

Наука - громадное здание, сложенное из маленьких кирпичиков - научных знаний. Добывают эти знания учёные. Вы - будущие учёные, исследователи, поэтому уже сейчас вы должны найти свой путь к зданию науки, добыть первые песчинки из вашего будущего кирпичика, который вы заложите в это здание.

Сначала задумайтесь: что вас привлекает? Какая - либо область знаний? Искусство? Техника? Вы можете посоветоваться с родителями, учителями, друзьями. Выбрать научное общество, в котором вы будете делать свои первые шаги на пути к исследованию. Кто знает, может быть, выбранная вами область исследований станет вашей на всю жизнь, как это случилось с Альбертом Эйнштейном. В детстве, увидев компас, он был так поражён тем, что стрелка компаса всегда указывает на север, что навсегда связал свою жизнь с физикой.

Определив область исследований, вы должны выбрать тему своей будущей научно-творческой работы из списка, предложенного научным руководителем, или предложить свою тему, доказав её важность. Пусть название темы будет примерным, в процессе работы оно будут уточнено.

Итак, вы начинаете работу в научном обществе, вы выбрали тему работы, у вас есть научный руководитель. Теперь нужно составить план выполнения работы, где нужно указать этапы и сроки выполнения работы (посоветуйтесь с научным руководителем).

Было бы очень полезно для вас иметь перед непосредственным выполнением работы примерный план содержания работы: что будет во введении, в основной части, в заключении. Это не обязательно, но экономит много времени.

Этапы организации и выполнения научно-творческой работы можно представить в виде схемы:

Схема 1.

Организация выполнения научно-творческой работы.

Выбор области исследования.

Проект Методическое пособие На пути к исследованию

Выбор темы научно-творческой работы.

Проект Методическое пособие На пути к исследованию

Составление плана выполнения работы

Проект Методическое пособие На пути к исследованию

Постановка задачи

Анализ состояния проблемы

Выдвижение гипотезы

Выбор методов исследования

Проведение исследования

Анализ обобщение результатов

Написание отчета по работе

Выполнение работы

Проект Методическое пособие На пути к исследованию

Представление и защита результатов работы.


3. Основные характеристики научно-творческого исследования.

Как ни сомнительны гипотезы, но если они

дают возможность объединить известные явления

и предсказывают новые, то они полезны.

К.Э. Циолковский

1. Любое исследование начинается с обоснования актуальности выбранной темы (почему эта тема интересна, чем она важна и т.д.).

2. Затем формулируется проблема - вопрос или ряд вопросов, на которые предстоит ответить в ходе исследования.

3. На основе проблемы устанавливается цель исследования - это то, чего вы намерены достичь в процессе выполнения работы. При формулировке цели традиционно употребляют клише: определить ... , установить ... , выяснить ... , уточнить ... , разработать Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель. (Например, «решить данную задачу в применении к…», «доказать зависимость процесса от…» и т.д.).

4. Следующий этап - выдвижение гипотезы. Гипотеза - научное предположение, истинность которого не очевидна, т.е. требует доказательства. В последующей работе ваша гипотеза будут проверяться теоретическими или экспериментальными методами. Если гипотеза подтверждается, она становится научным фактом, теорией, если опровергается, то выдвигается новая гипотеза.

Гипотеза формулируется не во всех работах, например, в реферате, в техническом проекте, в творческой работе и т.п. она может отсутствовать.

5. Далее выбираются методы исследования, которые будут использоваться в работе: теоретические (теоретический анализ и синтез, аналогия, моделирование и т.д.) или эмпирические (изучение литературы, документов; наблюдение; анкетирование; опрос; эксперимент и т.д.)

6. Затем следует выполнение работы, анализ, обобщение полученных результатов, сравнение с гипотезой.

7. Написание текста - отчёта по работе.

4. Методы научно-творческой деятельности.

В научном мышлении всегда
Присутствует элемент поэзии

А. Эйнштейн

В процессе выполнения научно-творческой работы применяются свои методы, характерные для этого вида деятельности.

Методы, используемые в научно-творческой деятельности, можно разделить на теоретические и опытные (по-другому - эмпирические, так как слово «эмпирика» и означает «опыт»). Тот или иной метод выбирается

  • во-первых, исходя из предмета исследования. Например, если выясняется вопрос, почему вымерли динозавры, речь идёт только о теоретических методах, а при проверке воздействия удобрений на рост растений необходимо проводить эксперименты;

  • во-вторых, необходимо учитывать свои собственные склонности. Если тему вашей работы можно раскрыть и на теоретическом уровне, и провести эксперимент, а вам нравится практическая работа, выбирайте опытные методы исследования.

Вот некоторые виды теоретических и опытных методов исследования:

Схема 2.

Методы научных исследований

Теоретические Эмпирические

методы методы

Теоретические анализ и синтез


Абстрагирование, конкретизация

Аналогия

Моделирование

Беседа, опрос

Анкетирование

Эксперимент

Наблюдение

После использования того или иного метода исследований необходимо указать точность выбранного метода.

5. Работа с научной литературой.

Важнейшая задача цивилизации - научить

человека мыслить.

Т. Эдисон

Один из важнейших этапов исследовательской работы - подбор и изучение литературы. Поиски нужной литературы желательно начинать с просмотра библиотечных систематических каталогов, которые имеются в библиотеках любого уровня. Популярным источником является Интернет. Чтобы найти нужную информацию, можно воспользоваться наиболее распространёнными поисковыми серверами: rambler.ru; yandex.ru; google.ru.

Когда поиск литературы в основном завершён и составлен её список, переходят к её изучению (безусловно, предварительно вы знакомитесь с ней в период поиска, оставляя только самую важную). Целесообразно начинать с учебников и справочной литературы (справочники, энциклопедии, словари), так как именно в них содержатся начальные и наиболее общие сведения по интересующей вас проблеме, а также представлены наиболее распространённые и общепризнанные точки зрения на неё. Затем можно переходить к изучению монографий и статей.

Работу рекомендуется начинать с общего ознакомления: обратите внимание на год издания (если книга вышла давно, лучше поискать и более современную, ведь научные взгляды меняются), прочитайте аннотацию, предисловие к книге, оглавление. После этого будет понятно, какие главы книги непосредственно касаются вашей работы.

Работая с литературой, вам необходимо записывать прочитанное. Конечно, у вас есть своя система записей, но есть некоторые общие принципы, использовать которые полезно каждому.

1. Во-первых, существует несколько видов записей: выписки, планы, конспекты, тезисы.

-Выписка - это запись отдельных, наиболее важных мест текста, они могут делаться или в виде цитат, или изложения мысли автора в собственном пересказе. Выписки удобно делать на карточках, можно использовать компьютер (специальная программа есть в «Miсrosoft Office»). На выписках следует указать фамилию и инициалы автора, данные книги, страницу и вопрос, к которому относится выписка (чтобы вы могли ссылаться на книгу в своей работе).

-План - записанная схема книги, статьи и т.п. (типичным примером служит оглавление книги). План, составленный самим читателем в процессе чтения книги, статьи более подробно передаёт её содержание, чем оглавление.

-Тезисы - основные положения книги, статьи, видеоматериала и т.д., кратко сформулированные самим читателем. И если план только перечисляет вопросы, рассмотренные в источнике, то тезисы включают принципиально важные положения, обобщающие и раскрывающие содержание источника. Каждый тезис удобно записывать с новой строки. По своему строению тезисы, как и план, могут быть простыми, когда сжать формулируются основные положения, и сложными, когда приводятся некоторые аргументы в доказательство положения.

-Конспекты - краткое изложение источника. Конспект лучше составлять кратким, но он должен содержать основные положения, выводы, доказательства, примеры, выбранные из книги или статьи. Конспект пишется своими словами (исключение составляют цитаты).

Конечно, выбор способа записи информации зависит от того, как вы используете данный источник информации, если это - основная книга по данной теме, можно составить конспект, если нет - достаточно выписок. Если вы используете небольшую часть книги или статьи, можно воспользоваться ксероксом, вырезать необходимые части и наклеить их на лист бумаги.

6. Структура оформления научно-творческой работы.

Точность мысли обусловливает точность выражения

Г.Флобер

Традиционно сложилась определенная композиционная структура оформления научного произведения, основными элементами которого являются:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Главы основной части

5. Заключение

6. Библиографический список

7. Приложения

Титульный лист - первая страница научного отчета - заполняется по строго определенным правилам. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении1.

После титульного листа помещается оглавление (см. Приложение 2), в котором приводятся все заголовки научно - творческой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны полностью повторять все заголовки научно-творческой работы.

Введение к работе. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, указывается выбранный метод (или методы) исследования.

В главах основной части научно-творческой работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме научно - творческой работы и полностью раскрывать ее. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания работы, выносятся в приложения.

Научно-творческая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Эта часть играет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, и носит форму синтеза накопленной в основной части, информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов.

Заключительная часть предполагает так же наличие обобщенной оценки проделанной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения.

После заключения помещается библиографический список используемой литературы. Чаще всего используется алфавитный способ группировки литературных источников. Этот способ характерен тем, что фамилии авторов и заглавия, (если автор не указан), размещены по алфавиту. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.

Описание печатного произведения начинается с указания фамилии автора и его инициалов, (если автор указан); далее с большой буквы записывается название произведения; после названия ставится черточка и указывается место издания, название издательства и год издания. В заключение после тире указывают количество страниц в печатном произведении.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведения печати

Книги одного автора. Например:

1. Готорн Н. Чертог фантазии. Новеллы: Пер. с англ. - М.: Текст, 1998 - 221с.

2. Бахтин М.М. Проблемы творчества Ф.М. Достоевского./М.М. Бахтин-М.: Альконст. 1994.-172с.

Сборник одного автора или коллектива авторов. Описание под заглавием (книги четырех и более авторов). Например:

  1. Госс В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категори современной науки: Становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.

  2. История правовых и политических учений: Учеб. Для вузов/П.С. Грицианский, В.Д. Зорькин, Л.С. Мамут и др. Под общ. Ред. В.С. Несесянца.- 2-е изд. Перераб.и доп.-М.:Мысль, 1988.-816с.

  3. Методические проблемы современной науки/Сост. А.Т.Москаленко. - М.: Политиздат, 1979. - 295 с.

Статья из газеты и журнала. Например:

3. Егорова-Гатман Е., Минтусов И. Портрет делового человека//Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 6. - С.14-15.

4. Мистика//Краткий философский словарь. - М.: Проспект, 1997. - С. 183-184.

Статья из Интернет. Например:

  1. Легендарные слоганы из российской рекламы. [электрон. текстовые. дан]. Режим доступа: adme.ru/slogan-153639/luchshie-slogany-rossii-59361/- загл. с экрана.

Вспомогательные или дополнительные материалы помещаются в приложении. По содержанию приложения весьма разнообразны. Это могут быть:

- копии подлинных документов;

- выдержки из опытных материалов;

- ранее неопубликованные тексты;

- переписка;

- наборы предлагаемых задач;

- статистические отчеты и т.д.

По форме приложения могут представлять собой тексты, таблицы, графики, схемы, карты, чертежи, рисунки, иллюстрации, фотографии и т.д. (см. Приложение 3).

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова Приложение и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» в сокращенной форме, заключенным в круглые скобки, например: (см. Приложение 3).

8. Публичная защита научно-творческой работы.

Некоторые утверждают, что приятнее слушать

физика, который не готовился специально к выступле-

нию. Интересно, что было бы, если бы этой теорией

руководствовались артисты балета? Может быть, уче-

нику балетной школы и поучительно будет увидеть,

как танцовщица ударится головой об пол, но вряд ли

кому-нибудь это доставит удовольствие.

К. Дарроу

Итак, ваша работа завершена. Следующий, очень важный этап - публичная защита её результатов, например, на конференции. Здесь вы остаётесь один на один с Жюри конференции, её участниками, ваш научный руководитель уже не вмешивается в ход дискуссии. Однако представляете вы и его работу, именно научный руководитель формулирует задачу вашей работы. Именно поэтому при защите научной работы принято говорить не «я получил результаты», а «нами получены результаты», или использовать безличные предложения типа « в работе получены результаты» и т.п. Лишь когда речь идёт о вашем личном вкладе в работу, можно использовать фразы «мною сделано» и т.п.

За несколько дней до защиты необходимо написать доклад о результатах работы. На выступление обычно предоставляется 5-7 минут (1 страница машинописного текста соответствует примерно 2,5 минутам выступления), поэтому в докладе должно быть только самое важное: постановка проблемы, её актуальность, методы её решения, основные результаты, основные выводы или заключение. Заключение начинается словами «таким образом» или «следовательно» и не превышает трёх предложений.

Перед выступлением необходимо несколько раз прорепетировать, проверяя время по часам. На конференции всегда лучше оцениваются выступления тех докладчиков, которые не читают текст или наизусть тараторят его, а рассказывают своими словами, понимают, о чём говорят.

Вам очень поможет в представлении работы компьютерная презентация, где можно изобразить рисунки, схемы, графики, таблицы, написать формулы, поместить фотографии, необходимые для выступления. Все средства наглядности необходимо прокомментировать во время выступления, поэтому они должны отражать основные моменты работы и , что желательно, быть красиво выполненными, тогда они украсят ваше выступление.

Публичная защита работы требует и определённого внешнего вида выступающего. На конференцию следует прийти в строгом костюме, для юношей желателен галстук. Если вы выступаете на конференции вне лицея, хорошо иметь визитку (бейдж) с указанием имени, фамилии и вашего учебного заведения.

Начать выступление можно по-разному. Например, с обращения «Уважаемые члены жюри! Уважаемые участники конференции! », далее назвать тему работы или её цель, представить научного руководителя. Или представиться (назвать имя, фамилию, учебное заведение), назвать тему работы и научного руководителя, место выполнения работы. Если же вы выступаете на конференции в своём учебном заведении, где вас все знают, можно сразу начать с названия работы или её цели.

Закончить выступление можно фразами «Благодарю за внимание!» или «Моё выступление окончено» и т.п. После этого следует очень важный момент защиты работы - ответ на вопросы слушателей и жюри, ведь именно здесь вы показываете, насколько самостоятельно ориентируетесь в работе. Отвечая на вопросы, отвечающий не должен показывать ни своего раздражения, ни своего удивления, не демонстрировать своего превосходства. Ответы должны быть короткими, по сути. Нельзя отвечать фразой «Я же говорил об этом!», даже если вопрос задан повторно, нужно вновь ответить на него, построив ответ по-другому. Если вопрос касается области науки, не знакомой вам, можно сказать: «К сожалению, мы этим вопросом не занимались». После ответов на вопросы и обсуждения доклада выступающий говорит: «Благодарю за вопросы и замечания!»

К ответам на вопросы следует подготовиться заранее, при репетиции выступления. Нужно продумать возможные вопросы, например, часто задают вопросы типа «Что нового содержится в вашей работе?», «Где могут использоваться результаты работы?», вы должны знать определения терминов, используемых в работе.

Во время конференции вы тоже можете задавать вопросы другим выступающим. Наличие вопросов не означает, что вы пытаетесь «завалить» других участников конференции, вы показываете, что работа вызвала интерес, даёте возможность докладчику проявить дополнительные знания, показать, что он хорошо разбирается в работе. Кстати, задавать вопросы не легче, чем на них отвечать (см. Приложение 4).

Заключение

Итак, мир науки ждёт вас, ваших открытий. Успехов вам!

Испытай себя в науке,

В творчестве, и не от скуки

Ты познаешь вдохновенье,

Путь к которому - уменье.

На пути том тебе рады.

Верь в себя, и все преграды

Ты осилишь без помех

И познаешь свой успех.

На ответственном шагу

Ты скажи себе: «Могу!»,

И исполнится мечта,

Только громче крикни: «Да!»

Позови своих друзей,

С ними будет веселей.

Вместе всё вам по плечу.

Ты скажи себе: «Хочу!»

Для поддержки группа есть,

В ней людей - тебе не счесть:

Учёные и педагоги

(Ведь в науке они - боги),

И, конечно, вся семья,

А за ней - страна и я.

Ты дерзай, рискуй и верь!

Для тебя открыта дверь!

Т.А. Никитина

Список литературы

1. Волков. Ю.Г. Как писать диплом, курсовую, реферат/Ю.Г. Волков - Ростов-н/Д: Феникс, 2001.-128с.

1. Гречихин А.А.,Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. Учебно-методическое пособие.-М.: Логос,2000-255 с.

2. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.-Тюмень,1995-98 с.

3. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа : методология, теория, практика организации и проведения.-М.:МНПИ,1999.-27 с.

4. Новиков А.М. Докторская диссертация. -М.:Эгвес,2000.-120 с.

5. Великие мысли великих людей. В 3-х томах. М.-2002 .

6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Значение и происхождение слов. - М.: Дрофа, 1997 - 400 с.


Приложение 1

Оформление титульного листа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 1


 СТАТУС КОНФЕРЕНЦИИ (лицейская, городская, краевая) 

< СТАТУС КОНКУРСА (муниципальный, краевой, всероссийский)>

<Вид работы>


 Полное название работы 



Выполнил учени..... №  класса

 Фамилия имя ученика 

Научный руководитель

 учитель ,  Ф. И. О. Научного руководителя 


Комсомольск-на-Амуре  год 


Приложение 2

Пример оформления оглавления


СОДЕРЖАНИЕ


Введение...................................................................................................................1

1. Незаконченное произведение как феномен в литературе. ……………...2

    1. Типология незаконченных произведений. ........................................3

  1. Определение романа, как жанра художественной литературы…………………………………………………………………7

    1. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания…………8

    2. Причины незаконченности романа «Дубровский» ……………..10

    3. Соотнесение романа А.С. Пушкина с определенным типом незаконченных произведений. ......…………………………………12

  1. Исследование причин популярности среди читателей незаконченных произведений……………………………………………………………..14

Заключение ………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………...17


Приложение 3

Пример оформления схемы


Схема этапов выполнения научно-творческой работы

Выбор темы


Проект Методическое пособие На пути к исследованию

Составление плана научно-творческой работы

Изучение существующей информации по данному вопросуПроект Методическое пособие На пути к исследованиюПроект Методическое пособие На пути к исследованиюПроект Методическое пособие На пути к исследованиюПроект Методическое пособие На пути к исследованиюПроект Методическое пособие На пути к исследованиюПроект Методическое пособие На пути к исследованиюПроект Методическое пособие На пути к исследованию

Обработка собранных данных

Проект Методическое пособие На пути к исследованиюПроект Методическое пособие На пути к исследованию

Выдвижение собственной гипотезыПроект Методическое пособие На пути к исследованию

Подтверждение гипотезы

Проект Методическое пособие На пути к исследованию

Выводы и заключение

Проект Методическое пособие На пути к исследованию

Оформление работы

Проект Методическое пособие На пути к исследованию









Приложение 4

Примерный перечень стандартных оборотов речи,

используемых при формулировке вопросов

  1. Опишите, пожалуйста, метод (назначение, состояние …).

  2. Дайте характеристику…

  3. Каково назначение….

  4. Как называется….

  5. Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, значение…)

  6. В чём заключается сущность (метода, гипотезы….)

  7. Чем вызвана необходимость…

  8. От чего зависит…

  9. Оцените надёжность (перспективы….)

  10. Выделите основные элементы…

  11. Объясните, в чём разница между…

  12. Укажите принципиальные различия…

  13. Каковы существенные особенности…





Заключение.

Представленное в качестве продукта «Методическое пособие для учащихся «На пути к исследованию» способствует развитию исследовательской компетенции учащихся. Данное пособие апробировано и успешно применяется в практике лицея. Оценкой эффективности реализации проекта могут служить исследовательские, проектные и творческие работы учащихся, членов НОУ «ИнТал» (интеллектуальные и талантливые) в 2013-2014 учебном году:

п/п

Тема работы

Вид работы

Кто выполнил

1.

«Герой в произведениях жанра фэнтези»

исследовательская

Старинова Жанна 7Б

rospedclub.ru/

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Первые шаги» Диплом III степени

2.

«Имя Мария в языке и литературе»

исследовательская

Кольчурина Милена 7А

rospedclub.ru/

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Первые шаги» Диплом II степени

3.

«Имя Мария, Татьяна, Наталья в языке и произведениях А.С. Пушкина»

исследовательская

Костецкая Ульяна 7Б

rospedclub.ru/

Всероссийский конкурс исследовательских работ

«Первые шаги» Диплом II степени

4.

«Река творчества». Книга стихотворений.

творческая

Сурина Ариадна 7Б

rospedclub.ru/

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Первые шаги» Диплом II степени

5.

«Опасная ставка».

Рассказ.

творческая

Кирса Алена 7Б

rospedclub.ru/

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Первые шаги» Диплом II степени

6.

«Комсомольск-на-Амуре - лучший город Земли»

проектная

Лужинская Анастасия,

Пятак Арина 7А

future4you.ru/index

Международный конкурс проектов

«Мой город- лучший город Земли» Диплом II степени

7.

«История моей семьи», номинация «Профессии моей семьи»

творческая

Тихонов Владислав 7А

(planeta.tspu.ru).

Всероссийский конкурс «История моей семьи» Диплом III степени

8.

«История моей семьи», номинация «Увлечения моей семьи»

творческая

Демышева Диана 7А

(planeta.tspu.ru).

Всероссийский конкурс «История моей семьи» Диплом III степени

9.

«Языковая игра в рекламных слоганах»

реферат

Нагульманова Рита 7Б

planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855&ur2=1670

Всероссийский конкурс рефератов «Кругозор» Диплом III степени

10.

«Тема безумия в русской литературе»

реферат

Глазкова Елизавета 7Б

planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855&ur2=1670

Всероссийский конкурс рефератов «Кругозор» Диплом II степени

Список литературы. (Учебно-методические материалы)

1. Методика написания педагогического проекта [электрон. текстовые. дан]. Режим доступа: nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/pedagogicheskii-proekt- загл. с экрана

2. Инновационный педагогический проект [электрон. текстовые. дан]. Режим доступа: kolpschool2.ru/?page_id=756- загл. с экрана

3. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [электрон. текстовые. дан]. Режим доступа: moluch.ru/archive/43/5286/- загл. с экрана

4. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация [электрон. текстовые. дан]. Режим доступа: alsak.ru/item/1349-4.html- загл. с экрана







© 2010-2022