Олимпиада по русскому языку

Задания для олимпиады по русскому языку для 1 и 2 курса с ответами.  1. Фонетика 1.1. Расставьте ударение в соответствии с нормами современного русского языка. 1.2. Определите количество букв и звуков в словах: 2. Орфография и морфология. 2.1. Перепишите и вставьте пропущенные буквы: 2.2. Определите род существительных: 3. Лексика 3.1. Объясните значение следующих слов: 3.2. Объясните значение слова. Подбери словосочетание или слово к каждому слову пары: 4. Фразеология 4.1. Допишите вторую часть фразеологизма. 4.2. Объясните значение фразеологизма. 5. Синтаксис. 5.1. Выберите правильные словосочетания из предложенного списка: 7. Анализ текста. 7.1. Прочитайте текст. 7.2. Определите стиль текста (0-1 балл). 7.3. Определите тему текста (0-1 балл). 7.4. Сформулируйте авторскую позицию (0-1 балл). 7.5. Выскажите свое мнение по данной теме в форме эссе, аргументируйте свой ответ (2 аргумента), аргументы проиллюстрируйте примерами из жизненного или читательского опыта.                    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания олимпиады по русскому языку

для обучающихся 2 курса КГБОУ НПО ПУ №78

1. Фонетика

1.1. Выпишите из текста все наречия и расставьте в них ударения:

Исстари повелось на Руси, что к зиме надо готовиться вовремя, загодя.

Хозяйке следует выскоблить добела деревянные полы в избе, наполнить доверху кадушки мочеными ягодами и солеными грибами, досуха просушить всю зимнюю одежду на летнем солнце. Вставать хозяйка должна затемно, а на дворе управляться с работой засветло. Запасов, сделанных до наступления зимы, должно хватить надолго.

Всякая хорошая хозяйка старалась вести хозяйство, чтобы другим завидно было.

(за каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум - 5 баллов)

1.2. В каком из слов количество букв совпадает с количеством звуков:

а) июньский

б) грустный;

в) маячить

г) вскользь

д) юг.

(за каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум - 1 балл)

2. Орфография и морфология.

2.1. Перепишите и вставьте пропущенные буквы:

Антр...кот, г...пот...за, д..л...катес, д...ф...рамб, к...н...нада, п...р...ферия, пр..оритет, р...сп...ктабельный, с...ртиф...кат, хр...зантема, инц...дент, пр..тензия, с…квояж, б...к...лавр.

(за каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум - 7 баллов)

2.2. Объясните значение слов и определите род существительных «топорище» и «пожарище».

(Максимум - 4 балла)

2.3. Найдите глаголы 2 спряжения.

Смотреть, улыбаться, написать, терпеть, завертеться, любить, думать, читать, рисовать, обидеть, говорить.

(за каждый правильный ответ 0,5 баллов, максимум - 3 балла)

3. Лексика

3.1. Объясните значение следующих слов:

Презентация; имидж; ажиотаж; адаптация.

(за каждый правильный ответ 1 балл, максимум - 4 балла)

3.2. Перед вами ряд слов: тощий - худой - сухопарый - нормальный - упитанный - полный - толстый.

Что объединяет эти слова с точки зрения их значения?

Определите, по какому принципу они расположены в этом ряду.

Постройте собственный ряд определений со значением «громкость».

( максимум - 11 баллов).

4. Фразеология

4.1. Допишите вторую часть фразеологизма. Объясните два любых фразеологизма.

Как в воду…. Заруби себе на …. Между двух …. Яблоко…. Как ветром …. Как с гуся …. Сизифов ….

(за правильно законченный афоризм - 1 балл, за правильное объяснение - 2 балла, максимум - 11 баллов).

4.2. Какое выражение имеется в виду? В каких ситуациях его употребляют?

1. Это выражение возникло среди офицеров русской армии. Оставив в барабане револьвера один патрон, они поворачивали барабан наугад, приставляли дуло к виску и нажимали спуск.

2. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение.

(максимум - 8 баллов).

5. Синтаксис и пунктуация.

5.1. Запишите высказывание русского хирурга, естествоиспытателя и педагога Н.Пирогова, используя разные способы цитирования.

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников.

(Максимум 6 баллов)

6. Приводим три коротких произведения Дмитрия Авалиани. Что роднит эти произведения?

Те - у кровати,

та - воркует,

те - загудят

от яду газет.

Сор повис у роз, о Руси вопрос.

Дорого небо, да надобен огород.

(Максимум 5 баллов)

7. Анализ текста.

7.1. Прочитайте текст.

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Учёные считают, что именно ради такой самореализации человек и живёт. Его не устраивает и не может устроить существование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование истинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремлённость в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности - востребованными другими людьми, обществом.

Однако у каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашёл, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить своё поведение, своё отношение к окружающим.

(По Г.А. Маслову)

7.2. Определите стиль текста (0-1 балл).

7.3. Определите тему текста (0-1 балл).

7.4. Сформулируйте авторскую позицию (0-1 балл).

7.5. Выскажите свое мнение по данной теме в форме эссе, аргументируйте свой ответ (2 аргумента), аргументы проиллюстрируйте примерами из жизненного или читательского опыта.

В сочинении оценивается:

1. аргументация собственного мнения по проблеме (0-2 балла);

2. смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения (0-2 балла);

3. точность и выразительность речи (0-2 балла);

4. соблюдения орфографических норм (0-2 балла);

5. соблюдение пунктуационных норм (0-2 балла);

6. соблюдение языковых норм (0-2 балла);

7. соблюдение речевых норм (0-2 балла);

8. соблюдение этических норм (0-2 балла);

9. соблюдение фактологической точности в фоновом материале (0-1 балл).

(Максимум за сочинение - 20 баллов).

Ответы на вопросы олимпиады по русскому языку для обучающихся 2 курса КГБОУ НПО ПУ №78

1. Фонетика

1.1. Выпишите из текста все наречия и расставьте в них ударения:

Исстари, вОвремя, зАгодя, добелА, дОверху, дОсуха, зАтемно, зАсветло, надОлго, завИдно

(за каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум - 5 баллов)

1.2. В каком из слов количество букв совпадает с количеством звуков:

а) июньский

в) маячить

(за каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум - 1 балл)

2. Лексика.

2.1. Вставьте пропущенные буквы:

АнтрЕкот, гИпотЕза, дЕлИкатес, дИфИрамб, кАнОнада, пЕрИферия, приоритет, рЕспЕктабельный, сЕртифИкат, хризантема, инцидент, прЕтензия, сАквояж, бАкАлавр.

(за каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум - 7 баллов)

2.2. Слово топорище может обозначать рукоятку топора, а пожарище - место после пожара. В этих значениях оба слова - среднего рода. С другой стороны, эти слова можно понимать как «большой топор» и «большой пожар». В таких значениях они образованы с помощью увеличительного суффикса -ищ-, относятся к мужскому роду.

Максимум 4 балла

2.3. Найдите глаголы 2 спряжения.

Смотреть, терпеть, завертеться, любить, обидеть, говорить.

(за каждый правильный ответ 0,5 баллов, максимум - 3 балла)

3. Лексика

3.1. Объясните значение следующих слов:

Презентация - представление;

Имидж - образ;

Ажиотаж - волнение;

Адаптация - приспособление;.

(за каждый правильный ответ 1 балл, максимум - 4 балла)

3.2. 1. Это ряд прилагательных, объединённых общим тематическим

признаком «упитанность тела». Все эти прилагательные характеризуют

человека (или живое существо) с точки зрения его толщины, упитанности,

физического сложения.

2. В данном ряду слова расположены по нарастающей: от самого

слабого проявления признака до самого сильного проявления признака. В

середине ряда находится слово «нормальный», которое выражает обычное,

нормальное проявление этого признака, без отклонений в большую или

меньшую сторону.

Слова, находящиеся рядом друг с другом, являются синонимами.

Крайние точки ряда являются антонимами.

3. «Громкость»:

Беззвучный - неслышный -- негромкий -- тихий -- нормальный --

громкий - громоподобный - оглушительный.

Оценка .

1. За указание на объединение по тематическому признаку - 1 балл.

2. За верное объяснение принципа расположения - 1 балл, за указание

на наличие синонимов - 0,5 балла, за указание на наличие антонимов - 0,5

балла.

3. За каждое верно подобранное и расположенное слово - по 1 баллу.

Другие, просторечные или разговорные варианты в ответе не

учитываются.

Итого: максимум - 11 баллов.

4. Фразеология

4.1. Допишите вторую часть фразеологизма.

Как в воду канул. (Пропал) Заруби себе на носу. (Запомни) Между двух огней. (Опасность с двух сторон) Яблоко раздора. (Причина споров и ссор) Как ветром сдуло. (быстро исчезло) Как с гуся вода. (все сходит с рук) Сизифов труд. (бесполезный труд)

(за правильно законченный афоризм - 1 балл, за правильное объяснение - 2 балла, максимум - 11 баллов).

4.2. Какое выражение имеется в виду? В каких ситуациях его употребляют?

1. Русская рулетка (2 балла)

Выражение употребляется для характеристики ситуации, в которой приходится действовать наудачу. (2 балла)

2. Игра не стоит свеч (2 балла)

Выражение употребляется для характеристики ситуаций, в которой дело не стоит стоимости приготовления или не окупит затрат на него. (2 балла)

(Максимум - 8 балла)

5. Синтаксис и пунктуация.

5.1. Три способа цитирования в виде прямой речи со словами автора в начале, в середине и в конце. (3 балла)

Цитирование в виде косвенной речи. (1 балл)

Цитирование части фразы. Например: Школа Пирогова была славна «не числом, а славою своих учеников». (2 балла, поскольку сконструировать подобное нелегко).

(Максимум - 6 баллов)

6. Что роднит эти произведения?

Эти стихи представляют собой палиндромы. или Эти стихи читаются одинаково справа налево и слева направо. ( 2 балла)

Палиндром [греч. - «бегущий вспять», иначе палиндромон, перевертень] - фраза, построенная так, что ее можно читать и справа и слева, сохраняя смысл ( 3 балла).

(Максимум 5 баллов)

7. Анализ текста.

7.2. Определите стиль текста (0-1 балл) - публицистический

7.3. Определите тему текста (0-1 балл) - смысл жизни

7.4. Сформулируйте авторскую позицию (0-1 балл). - Каждый человек хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремлённость в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Поиски смысла жизни это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека

Всего - 85 баллов


© 2010-2022