- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины Русский язык для обучающихся подготовительных курсов
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины Русский язык для обучающихся подготовительных курсов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сироткина С.В. |
Дата | 08.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык
Подготовительные курсы для обучающихся 9 классов
Составитель:
преподаватель русского языка и литературы
Сироткина Светлана Владимировна
Москва, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка…………………………………..3-5
-
Календарно-тематическое планирование………….......6-9
-
Литература………………………………………………….10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа подготовительных курсов по русскому языку рассчитана на обучающихся 9-ых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы основной школы. Главное внимание в работе по данной программе уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.
Цель курса - научить обучающихся подготовительных курсов активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать.
Основные задачи данного курса:
-
совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
-
обобщить знания обучающихся по разделам «Синтаксис», «Пунктуация»;
-
развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах;
-
повторить основные орфографические правила;
-
развивать умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов;
-
совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии;
-
совершенствовать знания и умения по разделам «Лексика», «Изобразительно-выразительные средства языка», «Типы речи», «Функциональные стили языка»;
-
совершенствовать навыки работы с разными типами словарей;
-
совершенствовать умения находить необходимую информацию и аргументацию в тексте;
-
углубить представление обучающихся в области компрессии текста.
Важная составляющая программы - упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса обучающихся. Специальные упражнения учат опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Выполняя специальные упражнения, обучающиеся учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила.
Сжатое изложение - наиболее трудный вид работы. При обучении написанию сжатого изложения особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации; сжимать текст разными способами; правильно, логично и кратко излагать свои мысли; уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Написание сочинения-рассуждения выполняется на основе печатного текста. При обучении написанию сочинения-рассуждения создаются условия для формирования следующих умений: понимать чужую речь (определять тему и основную мысль высказывания, проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания); продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме; способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств; уметь цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; уметь композиционно оформлять текст; уметь выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи - развитию речи обучающихся, усвоению ими практической грамотности.
Данный курс призван помочь обучающимся повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи, подготовиться к государственной итоговой аттестации.
Требования к результатам обучения:
В результате обучения по программе подготовительных курсов по русскому языку обучающиеся должны:
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты;
- знать способы сжатия текста, уметь ими пользоваться;
- интерпретировать чужой текст (писать сжатое изложение);
- создавать собственный текст (писать сочинение-рассуждение на заданную тему);
- аргументировать;
- уметь различать изобразительно-выразительные средства языка;
- видеть строение слова, различать орфограммы в разных морфемах;
- применять орфографические и пунктуационные правила;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- определять лексическое значение слова по различным контекстным значениям многозначных слов;
- познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
Программа подготовительных курсов по русскому языку рассчитана на 80 часов аудиторной нагрузки.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№
Тема занятия
К-во час.
Содержание занятия
Оснащение
Тип урока
Вводное занятие. Текст как речевое произведение.
2
Текст как речевое произведение. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
презентация
тексты для работы
Лекция
Практикум
Первичный и вторичный тексты. Изложение.
2
Первичный и вторичный тексты. Создание вторичных текстов. Изложение как вторичный текст. Критерии оценивания изложения.
тексты для практической работы
Лекция
Практикум
Изложение. Микротема. Абзацное членение текста.
2
Понятие микротемы. Нахождение микротем исходного текста. Абзацное членение текста. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Написание подробного изложения.
тексты для практической работы
Лекция
Практикум
Сжатое изложение. Компрессия текста.
2
Что такое сжатие (компрессия) текста. Основные способы компрессии текста: упрощение, обобщение, исключение. Главная и второстепенная информация в тексте. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
тексты для практической работы
Лекция
Практикум
Сжатое изложение. Компрессия текста.
2
Основные способы компрессии текста: упрощение, обобщение, исключение. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
тексты для практической работы
Лекция
Практикум
Сжатое изложение. Компрессия текста.
2
Основные способы компрессии текста: упрощение, обобщение, исключение. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. Выбор приемов сжатия текста.
Написание сжатого изложения.
тексты для практической работы
Лекция
Практикум
Типы речи. Функциональные стили языка.
2
Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Взаимодействие типов речи в одном тексте.
Функциональные стили языка. Их основные признаки и жанры.
презентация
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Текст как речевое произведение. Анализ текста.
2
Поиск информации, необходимой для обоснования ответа на вопрос по тексту. Практическая работа.
тексты для практической работы
Практикум
Анализ текста. Лексическое значение слова.
2
Осознание лексического значения слова посредством подбора однокоренных слов, знания значений и функций словообразовательных аффиксов. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
Практическая работа.
тексты для практической работы
Лекция
Практикум
Средства выразительности речи.
2
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
презентация
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Фонетика. Звуки и буквы.
2
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Фонетические процессы, происходящие в словах.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Орфограммы в приставках.
2
Орфограммы в приставках. Непроверяемые, проверяемые и смысловые приставки. Приставки НЕ и НИ в неопределённых и отрицательных местоимениях и наречиях.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в приставках.
2
Орфограммы в приставках. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Практическая работа.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в корне.
2
Правописание корней. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правописание словарных слов.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в корне.
2
Правописание корней с чередованием гласных. Правописание словарных слов.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в корне.
2
Правописание корней с проверяемым согласным. Непроизносимый согласный в корне. Правописание словарных слов.
Практическая работа.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в суффиксе.
2
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в суффиксе.
2
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание -Н- и -НН- в именах существительных и наречиях. Правописание -Н- и -НН- в отымённых прилагательных.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в суффиксе.
2
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Полные страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Правописание -Н- и -НН- в кратких страдательных причастиях прошедшего времени и кратких прилагательных.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в суффиксе причастия настоящего времени и личном окончании глагола.
2
Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Практическая работа.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в окончании имени существительного.
2
Склонение имени существительного. Падеж имени существительного. Безударная гласная в падежном окончании имени существительного.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Правописание гласной буквы после шипящих и ц.
2
Правописание гласной буквы после шипящих и ц.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Орфограммы в окончаниях имён прилагательных и причастий.
2
Определяемое слово. Безударная гласная в окончаниях имен прилагательных и причастий.
Практическая работа.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Виды грамматической связи в словосочетании.
2
Виды грамматической связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Замена словосочетаний синонимичными, с другим видом связи слов.
Практическая работа.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Предложение. Грамматическая основа предложения.
2
Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Грамматическая сочетаемость подлежащего и сказуемого.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Второстепенные члены предложения.
2
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Осложненное простое предложение.
2
Осложненное простое предложение. Однородные члены предложения, обособленные определения, дополнения, обстоятельства.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
2
Вводные слова, вставные конструкции. Виды вводных слов по значению. Пунктуационный анализ. Постановка знаков препинания.
Практическая работа.
презентация
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Синтаксический анализ сложного предложения.
2
Бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь в сложном предложении.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Бессоюзная связь в сложном предложении.
2
Сложные предложения с бессоюзной связью. Знаки препинания в сложных предложениях с бессоюзной связью.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Сочинительная и подчинительная связь в сложном предложении. Предложения с несколькими придаточными.
2
Сочинительная и подчинительная связь в сложном предложении. Предложения с несколькими придаточными. Обобщение изучаемого в 9 классе материала по теме «Сложное предложение».
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях.
2
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Сложные предложения с разными видами связи между частями.
2
Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Практическая работа.
таблицы, упражнения
Лекция
Практикум
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения.
2
Основные принципы построения текста-рассуждения. Тезис. Аргументация. Вывод. Цитирование.
презентация
Лекция
Практикум
Сочинение на лингвистическую тему.
2
Основные принципы построения текста-рассуждения. Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов для текстов на лингвистическую тему.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Сочинение на лингвистическую тему.
2
Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов для текстов на лингвистическую тему.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Сочинение по фрагменту текста.
2
Основные принципы построения текста-рассуждения. Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов, соответствующих объяснению содержания фрагмента текста.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Сочинение по фрагменту текста.
2
Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов, соответствующих объяснению содержания фрагмента текста.
Написание сочинения-рассуждения по фрагменту текста.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Сочинение на тему, связанную с анализом текста.
2
Основные принципы построения текста-рассуждения. Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов из прочитанного текста и из жизненного опыта.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Сочинение на тему, связанную с анализом текста.
2
Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов из прочитанного текста и из жизненного опыта.
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.
тренировочные материалы
Лекция
Практикум
Литература
-
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
-
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен",2014
-
Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9. Русский язык. А1-А3. Рабочая тетрадь. - М.:МЦНМО, 2012
-
Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9. Русский язык. А4-А7. Рабочая тетрадь. - М.:МЦНМО, 2012
-
Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9. Русский язык. В1-В9. Рабочая тетрадь. - М.:МЦНМО, 2012
-
Львова С.И., Замураева Т.И. Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс. - М.: Издательство «Эксмо», 2012.
-
Русский язык 9 класс: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2012
-
Трунцева Т.Н. Русский язык. 9 класс. Сборник 2. - М.: УЦ «Перспектива», 2013
-
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2014.
-
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель, 2014
-
Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/