Работа с текстом как средство создания речевой среды

Понятие языковой личности включает в себя вербально-семантический (собственно языковой), тезаурусный (понятийный) и мотивационный (деятельностно-коммуникативный) уровни, то при решении этой задачи возникает потребность, во-первых, в системно-функциональном подходе к обучению русскому языку, во-вторых, в интеграции определенных школьных предметов. И именно комплексная, многосторонняя и многоуровневая работа с текстом позволяет реализовать эту потребность. Такая работа требует не только нового мет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экспериментальная работа
"РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ"

ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
В современном образовании в целом и в преподавании русского языка происходит поиск ориентиров среди образовательных ценностей и приоритетов. Этот поиск учитывает три уровня: уровень фактов, уровень закономерностей и мировоззренческий уровень. Поэтому в обучении языку можно сосредоточить внимание на одной из содержательных трактовок русского языка: язык как ценность, как система, как процесс и как результат. Но возможно и соединение всех этих аспектов в целостное содержание.
Принципиально новым является в первую очередь опора на текст как на ключевую единицу при изучении русского языка в средней и старшей школе, что обусловлено требованиями времени, в частности задачей формирования компетентной языковой личности.
Поскольку понятие языковой личности включает в себя вербально-семантический (собственно языковой), тезаурусный (понятийный) и мотивационный (деятельностно-коммуникативный) уровни, то при решении этой задачи возникает потребность, во-первых, в системно-функциональном подходе к обучению русскому языку, во-вторых, в интеграции определенных школьных предметов. И именно комплексная, многосторонняя и многоуровневая работа с текстом позволяет реализовать эту потребность.
Такая работа требует не только нового методического и практического освоения уже имеющихся школьных учебников и пособий, но и создания новых методических и дидактических материалов, а также разработки и внедрения новых технологий в учебный процесс. Именно это и составляет основу экспериментальной деятельности площадки "Работа с текстом как средство создания развивающей речевой среды".

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА
Результативность обучения русскому языку повысится, если в учебном процессе будет осуществляться органическая взаимосвязь обучения разным компетенциям - языковой, лингвистической и речевой - на основе текста.
Текст должен использоваться не только на уроках развития речи, но и при изучении морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, фразеологии, орфографии и пунктуации. Работа с текстом должна стать основой филологической деятельности в школе на всех видах уроков (на уроках русского языка и литературы, от вводных до контрольных, от традиционных до элективных). В ходе работы с текстом реализуются межуровневые и внутрипредметные, а также межпредметные связи.
Все это позволяет эффективно добиваться широкого спектра образовательных, воспитательных, научно-методических и психолого-педагогических целей, среди которых особенно нужно выделить воспитание любви и интереса к родному языку как к основе гуманитарной культуры.

ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРИМЕНТА
Предмет эксперимента - новые технологии в области школьного филологического образования.
Разрабатываются и внедряются в учебный процесс новые технологии, связанные с комплексным углубленным изучением текста (как прозаического, так и стихотворного; как на уроках русского языка, так и на уроках литературы) с разных точек зрения (лингвистической, литературоведческой, историко-культурной и пр.) и при помощи разных методов (системно-функционального, конкретно-исторического, типологического, сравнительно-исторического и пр.) и приемов. Именно разносторонняя, многоуровневая работа с текстом как «опредмеченной духовностью» может помочь решить комплекс задач, стоящих перед школьным филологическим образованием.

ЦЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Основная цель - разработка и апробация новых методов формирования современной компетентной языковой личности, связанных с анализом текста.
Образовательные цели:

  • повышать интерес учащихся к чтению и к изучению филологических дисциплин;

  • расширять литературный и культурный кругозор учеников, углублять их представления о культурных эпохах;

  • развивать чувство слова;

  • формировать коммуникативные умения и развивать приемы умственной деятельности учащихся в соответствии с их возрастным уровнем;

  • научить понимать и анализировать тексты разных функциональных стилей, разных жанров и форм речи (как прозаические, так и стихотворные), особенно тексты, имеющие практическое значение в современной жизни;

  • научить создавать собственные грамотные тексты в соответствии с прагматическими целями коммуникации;

  • научить глубже понимать художественные произведения, раскрывая их имплицитный смысл через разные формы анализа (лингвистический, текстоведческий, стиховедческий, культурологический), то есть развивать аналитические способности учеников;

  • научить видеть функциональные связи изобразительно-выразительных средств языка с содержанием речевого произведения (связи плана выражения и плана содержания);

  • научить устанавливать взаимосвязь (стилистическую, образную, смысловую) между текстами одного и того же автора;

  • научить устанавливать интертекстуальные связи между произведениями разных авторов и эпох, обращая внимание на диалектику общего и индивидуального;

  • научить не только воспринимать тексты, но и говорить и писать о своем восприятии, то есть развивать и совершенствовать речь, продуктивные способности учеников;

  • научить работать с научной литературой (литературно-критическими статьями, монографиями, теоретическими справочниками, энциклопедиями, словарями, письмами, воспоминаниями и пр.);

  • научить видеть и устанавливать межпредметные связи, использовать в работе знания, навыки и умения, полученные при изучении других предметов;

  • научить осваивать новые методы и формы работы как на уроках, так и в ходе внеурочной деятельности;

  • побуждать к созданию самостоятельных научно-исследовательских произведений, то есть развивать научно-филологические творческие способности учеников;

  • поощрять и направлять ученическое творчество.

Воспитательные цели:

  • развивать эстетические представления учащихся, учить понимать и ценить красоту художественного слова;

  • воспитывать требовательность к собственной речи - как письменной, так и устной;

  • повышать уровень морально-этического воспитания;

  • формировать мировоззрение, прививая любовь и уважение к родному языку и культуре, в том числе народной, а также уважение к другим национальным культурам;

  • воспитывать любовь к процессу познания и обучения;

  • воспитывать инициативный, творческий подход к обучению и образованию;

  • формировать и совершенствовать культуру общения, в том числе культуру дискуссий и споров;

  • формировать принципы понимания и уважения по отношению к старшему поколению, воспитывать толерантность к культурным ценностям и вкусам "отцов";

  • способствовать социализации учеников.

Методические цели:

  • разрабатывать и внедрять в учебный процесс на средней и старшей ступени новые, высокоэффективные технологии, основанные на системной и планомерной работе с текстом и направленные на обучение каждого ученика владению речевыми компетенциями;

  • разрабатывать и внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

  • разрабатывать и применять новые приемы и методики работы с указанными учебниками и пособиями, позволяющие добиваться высокого уровня обученности русскому языку;

  • разрабатывать и применять новые виды уроков;

  • осуществлять взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности;

  • овладевать уже известными интегративными методами и приемами обучения словесности, применяя их к исследованию текста;

  • совершенствовать и разрабатывать методику межпредметных связей на занятиях словесностью (связи литературы, русского языка, изобразительного искусства, музыки, истории, информатики, иностранного языка);

  • разрабатывать и совершенствовать методики проектной филологической деятельности в старших классах;

  • разрабатывать технологии дополнительного филологического образования в старших классах;

  • разрабатывать методику межпредметных связей на внеурочных (проектных) занятиях;

  • совершенствовать методику конкретно-исторического, типологического, структурного и сравнительно-исторического подходов к произведениям;

  • совершенствовать и разрабатывать методику индивидуально-личностного подхода к обучению;

  • разрабатывать и совершенствовать методики анализа (диагностики) языковой личности учащегося;

  • совершенствовать и разрабатывать методику развития связной речи учащихся;

  • совершенствовать и разрабатывать новые методические приемы в области обучения комплексному или аспектному анализу произведений

  • совершенствовать и разрабатывать методики подготовки учащихся к разным формам итоговой аттестации, в частности к ЕГЭ.

Научные цели:

  • проверить образовательную гипотезу в ходе эксперимента;

  • разрабатывать новые модели обогащения содержания образования;

  • анализировать, обобщать и систематизировать наработанные методические и учебные материалы;

  • отобрать и обработать языковой материал для уроков-семинаров, уроков-зачетов и других видов контрольно-измерительной педагогической деятельности;

  • работать над созданием учебно-методических пособий, способствующих формированию современной компетентной языковой личности на основе комплексного анализа текста.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приоритетными направлениями деятельности экспериментальной площадки являются следующие:

  • работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (включение элементов работы с текстом в традиционные уроки; проведение специальных уроков, посвященных работе с текстом, в 5-9 классах);

  • работа с текстом при подготовке к разным форматам экзамена по русскому языку и литературе в 9- к изложению, к сочинению, к ГИА, к устному экзамену по выбору;

  • работа с текстом в рамках дополнительного филологического образования;

  • работа с текстом в межпредметной проектной деятельности;

  • обмен опытом работы с другими образовательными учреждениями.

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Значение эксперимента определяется его актуальностью и новизной. Педагог получает возможность на основе разносторонней и комплексной работы с текстом

  • расширить и модернизировать содержание курса русского языка;

  • теснее связать его с курсом литературы;

  • увеличить соответствие курса обучения русскому языку современным образовательным целям и задачам, в частности задаче подготовки к ЕГЭ;

  • увеличить культурологическую направленность и формирующую ценность курса;

  • разработать и опробовать новые методы и средства обучения и воспитания, одновременно повышая свой научный и педагогический уровень;

  • обмениваться опытом научно-методической и школьной работы внутри экспериментальной площадки.

При этом ученики средних и старших классов уже в школе могут развивать, углублять и отчасти реализовать свои общекультурные и филологические интересы и творческие способности, заниматься не только учебной, но и научной деятельностью в области русской словесности, овладевая как новым для них содержанием, так и новыми методами и формами работы. Многие из них (например, приемы и методы работы с научными источниками) имеют не только специальное, но и общепредметное значение. Ученики осознают необходимость и актуальность межпредметных связей, постигают реальную целостность системы школьного образования, благодаря чему значительно повышается мотивация к обучению.
Необходимо особо отметить практическую связь данного эксперимента с текущим учебным процессом, так как, применяя полученные в ходе экспериментальных занятий знания и умения, ученики могут свободнее пользоваться новыми технологиями в курсе обучения, эффективнее осваивать программные материалы, а также сдавать экзамены; учителя также могут внедрять в процесс программного обучения более действенные формы, средства и методы, найденные и опробованные в ходе экспериментальной деятельности.

Программа экспериментальной деятельности


Пункт программы

1. Разработка методик (в том числе личностно ориентированных), способствующих переходу от анализа текста учениками к созданию ими собственного текста.

Педагогическая цель

Обучить учеников продуктивной речевой деятельности на основе исходного текста, повысить уровень текстовой компетенции каждого ученика.

Цель эксперимента

Разработка новых эффективных педагогических технологий при обучении сочинению на основе текста.

Гипотеза

Ученики будут глубже воспринимать текст, лучше писать сочинения на его основе, если применить новые методики.

Диагностический инструментарий

Контрольные сочинения в формате ГИА.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Критерии оценивания задания части С ГИА.

Пункт программы

2. Расширение и совершенствование интеграционных методов работы (например, разработка методов учета изучения иностранного языка при обучении родному, разработка методов связи преподавания русского языка и литературы: от текста к произведению).

Педагогическая цель

Повысить уровень орфографической грамотности учеников, предупредить возможные ошибки, связанные с употреблением заимствованных слов. Углубить понимание литературных произведений, выработать у учеников связность восприятия преподаваемых предметов. Развивать чувство языка. Усилить мотивированность изучения русского языка.

Цель эксперимента

Разработка новых эффективных педагогических технологий при обучении орфографии и текстовой компетенции.

Гипотеза

Ученики будут грамотнее писать, если учитывать влияние на них изучения иностранного языка. Восприятие литературных произведений улучшится, если обращаться к ним не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Ученики будут охотнее изучать русский язык, если будут понимать его роль при изучении других предметов.

Диагностический инструментарий

Орфографические диктанты, контрольные работы, тесты, опросы учеников, диахроническое сравнение результатов ученических работ.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Количественные критерии.

Пункт программы

3. Разработка и совершенствование методов диагностики обученности русскому языку на разных этапах школьного курса (в том числе использование информационных технологий в диагностике).

Педагогическая цель

Повысить успеваемость каждого ученика, увеличить наглядность уровня его индивидуальной обученности.

Цель эксперимента

Более эффективно и оперативно выявлять сформированность отдельных умений и навыков у каждого ученика на разных этапах обучения.

Гипотеза

Успеваемость повысится, если оперативно будут выявлены индивидуальные ошибки каждого ученика.

Диагностический инструментарий

Компьютерные тесты в формате «Школьного мониторинга», творческие работы небольшого объёма в формате ГИА.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Зависимость уровня успеваемости каждого ученика от результатов тестирования и результатов творческих работ.

Пункт программы

4. Расширение базы дидактических материалов (отбор текстов широкой культурологической направленности).

Педагогическая цель

Расширить фоновые (общекультурные) знания учащихся, устранить возможность фактических ошибок в творческих работах учеников, в том числе при выполнении заданий, аналогичных заданию С1 ГИА.

Цель эксперимента

Найти новые формы и методы работы на уроках, осуществляющие комплексный подход к обучению.

Гипотеза

Текстовая компетенция учеников и их успеваемость повысятся, если на уроках использовать образцовые тексты широкой культурологической направленности.

© 2010-2022