Учим умственно отсталых школьников вербальному общению

Из данной работы можно узнать об особенностях речевой системы этих детей,уровнях восприятия ими чужой речи. Как мы получаем информацию,как работатает мозг человека,что нужно для формирования речи,-это вы сможете вспомнить вместе с автором работыЗдесь же можно найти рекомендации по развитию речи школьников с недостатками речи.У детей с ОВЗ наблюдается слабая мотивация к общению.Важно стимулировать их речь,учить выражать свои мысли,играть с ними,следовать првилам вербального этикета.В тексте предс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Д О К Л А Д

«Учим умственно отсталых школьников вербальному общению»

31.10.2014 г.


  • Мы получаем информацию по всем имеющимся у нас каналам. В 1-ю очередь - визуальная ( зрительная) и вербальная (Словесная) коммуникации.

Речь - самое универсальное средство для общения.

  • Чтобы вас поняли - нужны хорошая дикция, ясное осознание того, что хотим сказать + умение удержать внимание слушателей.

Слушать тоже очень важно при общении.

  • Как работает мозг человека:

- Височная доля коры головного мозга - это слуховая область (особенно левая). Сюда поступают звуковые раздражения, здесь анализируются звуки;

- Нижние лобные извилины - формирование лексики и

лексико - грамматические структуры;

- Теменная доля мозга - анализ , фиксация всех раздражений от

артикуляционных органов;

- Затылочная доля- зрительная- обеспечивает восприятие зрительных

раздражений.

Итак, для формирования речи нужны :

слуховые + зрительные + тактильные раздражения

  • У у/о расстройство речи зависит и от зоны поражения головного мозга.

Обратное наблюдаем: чем хуже речь - тем более обширнее области поражения коры головного мозга.

  • У у/о детей:

- Они разные: у одних неплохое восприятие бытовой речи,

другие понимают речь других людей лишь в коротких

фразах, инструкциях,

третьи - понимают лишь речь родных, постоянно за ними

ухаживающих,

НО: у у/о не сформирована вся речевая система.

- Бедность словаря, слабый интерес к окружающему миру, отсутствие инициативы, тугоподвижность эмоциональных проявлений, сниженная потребность к высказываниям и пр. - особенность этих детей.

Как же с ними работать?

  1. Учить слушать речь других людей, в школе - педагогов и др.

  2. Называть необходимые для жизни этих детей предметы, действия с этими предметами.

  3. Учить понимать слова, постепенно наряду со знакомыми им словами вводить в речь новые, объясняя эти слова, повторяя в различных вариантах.

  4. Постоянно поддерживать внимание, интерес к деятельности и окружению.

  5. Побуждать детей к речевому общению различными способами и приемами.

  6. Говорить с у/о просто, правильно, без сложных грамматических конструкций, говоря с ними более медленно, отчетливо проговаривая слова. При этом очень важно удерживать зрительный контакт с ребенком! + (можно даже взять за руку, положить руку на плечо).

  7. Чем бы школьник не занимался - обращать внимание на его речь! Пусть расскажет , что видел, что делал, и т.д.

  8. Развивать речь очень хорошо помогают сопряженная, отраженная, хоровая речь с движениями + включаем мимику, голос, жесты, движения = хороший результат.

  9. Создавать ситуации, стимулирующие речь детей.

  10. Учить детей подражать речи, движениям, сопереживать героям текстов (паузы, повышение, понижение голоса, чтение по ролям, изменение интонации, интрига при чтении).

  11. Развивать фонетический слух (игры, типа «Кто больше звуков услышит,» и др.)

  12. Очень важны пальцевые игры!

Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более 1/3 общей площади и очень близка к моторной речевой зоне!

Формирует: (Аутисты,

Образ телесного « Я» ОНР,

Всю речь ДЦП,

С. Дауна)

Проверьте: Если удаются изолированные движения пальцев - это

говорящие дети.

Если движения напряженные, пальцы сгибаются и

разгибаются только вместе - не говорящие дети!

Пока движения пальцев не станут свободными -

Развитие речи, мышление будут плохо развиваться.

  1. Правила вербального этикета (как говорить, как себя держать во время разговора).

  2. Чтение вслух развивает речь.

  3. Учить детей разговаривать на знакомые темы, учить выражать свои мысли, ставить задачи, выражать свои чувства словами.

  4. Игры на вербальное общение («Мешочек общения» и др)

  5. Всегда давать детям время на ответ, помочь начать говорить ( 1-е слово, закончить предложение и пр.).

У у/о очень слабый контроль над речью!

  • Книга Шпицыной Л.Г. «Обучение общению у/о ребенка» Учебное пособие.

2

© 2010-2022