- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учим умственно отсталых школьников вербальному общению
Учим умственно отсталых школьников вербальному общению
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Ильина Н.А. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Д О К Л А Д
«Учим умственно отсталых школьников вербальному общению»
31.10.2014 г.
-
Мы получаем информацию по всем имеющимся у нас каналам. В 1-ю очередь - визуальная ( зрительная) и вербальная (Словесная) коммуникации.
Речь - самое универсальное средство для общения.
-
Чтобы вас поняли - нужны хорошая дикция, ясное осознание того, что хотим сказать + умение удержать внимание слушателей.
Слушать тоже очень важно при общении.
-
Как работает мозг человека:
- Височная доля коры головного мозга - это слуховая область (особенно левая). Сюда поступают звуковые раздражения, здесь анализируются звуки;
- Нижние лобные извилины - формирование лексики и
лексико - грамматические структуры;
- Теменная доля мозга - анализ , фиксация всех раздражений от
артикуляционных органов;
- Затылочная доля- зрительная- обеспечивает восприятие зрительных
раздражений.
Итак, для формирования речи нужны :
слуховые + зрительные + тактильные раздражения
-
У у/о расстройство речи зависит и от зоны поражения головного мозга.
Обратное наблюдаем: чем хуже речь - тем более обширнее области поражения коры головного мозга.
-
У у/о детей:
- Они разные: у одних неплохое восприятие бытовой речи,
другие понимают речь других людей лишь в коротких
фразах, инструкциях,
третьи - понимают лишь речь родных, постоянно за ними
ухаживающих,
НО: у у/о не сформирована вся речевая система.
- Бедность словаря, слабый интерес к окружающему миру, отсутствие инициативы, тугоподвижность эмоциональных проявлений, сниженная потребность к высказываниям и пр. - особенность этих детей.
Как же с ними работать?
-
Учить слушать речь других людей, в школе - педагогов и др.
-
Называть необходимые для жизни этих детей предметы, действия с этими предметами.
-
Учить понимать слова, постепенно наряду со знакомыми им словами вводить в речь новые, объясняя эти слова, повторяя в различных вариантах.
-
Постоянно поддерживать внимание, интерес к деятельности и окружению.
-
Побуждать детей к речевому общению различными способами и приемами.
-
Говорить с у/о просто, правильно, без сложных грамматических конструкций, говоря с ними более медленно, отчетливо проговаривая слова. При этом очень важно удерживать зрительный контакт с ребенком! + (можно даже взять за руку, положить руку на плечо).
-
Чем бы школьник не занимался - обращать внимание на его речь! Пусть расскажет , что видел, что делал, и т.д.
-
Развивать речь очень хорошо помогают сопряженная, отраженная, хоровая речь с движениями + включаем мимику, голос, жесты, движения = хороший результат.
-
Создавать ситуации, стимулирующие речь детей.
-
Учить детей подражать речи, движениям, сопереживать героям текстов (паузы, повышение, понижение голоса, чтение по ролям, изменение интонации, интрига при чтении).
-
Развивать фонетический слух (игры, типа «Кто больше звуков услышит,» и др.)
-
Очень важны пальцевые игры!
Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более 1/3 общей площади и очень близка к моторной речевой зоне!
Формирует: (Аутисты,
Образ телесного « Я» ОНР,
Всю речь ДЦП,
С. Дауна)
Проверьте: Если удаются изолированные движения пальцев - это
говорящие дети.
Если движения напряженные, пальцы сгибаются и
разгибаются только вместе - не говорящие дети!
Пока движения пальцев не станут свободными -
Развитие речи, мышление будут плохо развиваться.
-
Правила вербального этикета (как говорить, как себя держать во время разговора).
-
Чтение вслух развивает речь.
-
Учить детей разговаривать на знакомые темы, учить выражать свои мысли, ставить задачи, выражать свои чувства словами.
-
Игры на вербальное общение («Мешочек общения» и др)
-
Всегда давать детям время на ответ, помочь начать говорить ( 1-е слово, закончить предложение и пр.).
У у/о очень слабый контроль над речью!
-
Книга Шпицыной Л.Г. «Обучение общению у/о ребенка» Учебное пособие.
2