Конспект урока по литературе. 6 класс. И. С. Тургенев Бежин луг

Конспект урока по литературе.6 класс.Тема:И.С. Тургенев «Бежин луг».Цели: Познакомиться с творчеством И.С. Тургенева. Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой.Увидеть мастерство писателя Развивать навыки аналитического чтения. Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средствПовторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа.Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ школа № 353 Московского района Санкт-Петербурга








Конспект урока по литературе.

6 класс.




Тема:

И.С. Тургенев «Бежин луг».





Конспект урока по литературе. 6 класс. И.С. Тургенев Бежин луг











Санкт-Петербург

2014 г.

Цели:

  • Познакомиться с творчеством И.С. Тургенева.

  • Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой.

  • Увидеть мастерство писателя

  • Развивать навыки аналитического чтения.

  • Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств

  • Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа.

  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.

Оборудование:

  1. Учебник-хрестоматия по литературе для 6 кл. (ч. 1) Авт.-сост. В.Я. Коровина.

  2. Портрет И.С. Тургенева.

  3. Иллюстрация «Дети у костра».

  4. Портреты героев

  5. Изображения мифических существ

  6. Диск с записью звуков ночи.

Литература:

  1. В.Я Коровина. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2012.

  2. И.В. Золотарёва, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2012.

  3. И.С. Тургенев. Записки охотника. - М., Детская литература,1996.

  4. Г.В. Иванов, Л.С. Калюжная. 100 великих писателей. - М.: Вече, 2000.









Ход урока.

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева.

И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек - крепостной крестьянин.

Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг». (Слайды 1,2)

Вспомним определение жанра рассказ.

Рассказ - это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. (слайд 3)

Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. - Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник». Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.

"Бежин луг" - самый поэтический и волшебный рассказ "Записок охотника".

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. (тетрадь) (слайд 3)

Работа с текстом.

• Понравилось ли вам это произведение? Чем?

• О чём это произведение?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

• Расскажите кратко содержание рассказа.

«Бежин луг» - поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины.


Роль пейзажа.

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

•Перед вами отрывок из рассказа (слайд 4). Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце - не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, - и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

Проверка - слайд 5

Молодцы! А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец, огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, не раскаленное.

В этом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.

• Дочитаем отрывок до конца.

• Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа. (Запись в тетрадь).

- настроение (радость, покой, блаженство)

- эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

- метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

- световые эффекты (блеск, сверкание)

- предложения сложные, плавные, красивые

- приём отрицания для усиления впечатления

- приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали.

•Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа.(чтение отрывка)

• Сравним эти описания

В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором - всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её - показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту. (слайд 6)

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (в тетрадь).

-------

Работа над образами героев.

Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

•Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками).

Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков. (Слайд 7).

• Вспомните их имена.

Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня

• Что мы о них знаем?

Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

Сев у костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка - рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).

• Кто из ребят рассказывал былички?

Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.

• Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

(работа по колонкам:1 - Илюша

2 - Костя

3 - Павлуша).

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей - всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

• Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказы мальчиков?

Увлекательно, таинственно.

• А кто больше всех рассказал быличек?

Илюша

•Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории? (слайд 8)

Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов.

• Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

•Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?

Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом - босиком.

•Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.

•А кто знает, почему русалка на ветвях сидит? (слайд 9)

Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.

В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» - так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки - обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить.

Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

•Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика.

Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

Последний рассказчик - Павлуша.

• Чем он отличается от других?

Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла.

• Прочитаем его рассказ о Тришке.

• Давайте сравним рассказы мальчиков

Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей - страх.

Дети пытаются понять мир, объяснит народные поверья.

Вывод. (слайд 10)

•С какой целью рассказывают мальчики былички?

Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись в тетрадь).

• Какими перед нами предстают крестьянские дети?

Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).

«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. (запись в тетрадь).

Д/з. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» (слайд 11)

На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо, до свидания!





















Оформление доски:



И.С. Тургенев 1818-1883.

«Бежин луг» (1851г.)





Конспект урока по литературе. 6 класс. И.С. Тургенев Бежин лугКонспект урока по литературе. 6 класс. И.С. Тургенев Бежин луг

Быличка - рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор.

Конспект урока по литературе. 6 класс. И.С. Тургенев Бежин лугКонспект урока по литературе. 6 класс. И.С. Тургенев Бежин лугКонспект урока по литературе. 6 класс. И.С. Тургенев Бежин луг

Конспект урока по литературе. 6 класс. И.С. Тургенев Бежин лугКонспект урока по литературе. 6 класс. И.С. Тургенев Бежин лугКонспект урока по литературе. 6 класс. И.С. Тургенев Бежин луг

Оформление тетради:


И.С. Тургенев 1818-1883.

«Бежин луг» (1851г.)


«Бежин луг» - самый поэтический и волшебный рассказ "Записок охотника".

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

Пейзаж:

- настроение (радость, покой, блаженство)

- эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

- метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

- световые эффекты (блеск, сверкание)

- предложения сложные, плавные, красивые

- приём отрицания для усиления впечатления

- приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой.

Быличка - рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор.

Былички рассказываются с целью стремления познать мир. Мальчики верят в существование нечисти.

Крестьянские дети - это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем .

«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.

© 2010-2022