Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - Москва «Просвещение», 2011 г.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. В. Беляевой, О. А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку, 5 класс». - Москва «ВАКО», 2007 г. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 238 часов (из расчёта 7 уроков в неделю). Из них 41 на развитие речи.

В рабочей программе более полно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».

Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

  • реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.

  • Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.

Структура школьного курса русского языка в 5 классе:

Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности

Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.

Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 25+3+8 часов. Это позволит мне правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.

Цели и задачи, реализуемые рабочей программой


Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно - практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

  • развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;

  • развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).

Принцип построения - концентрический

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.


Содержание дисциплины.


Разделы

науки

о языке

Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу

Общие сведения о языке

Язык - важнейшее средство общения в определённом национальном коллективе

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики.

Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.

Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Понятие вводных слов.

Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.

Фонетика

Орфоэпия

Фонетическая транскрипция. Изменение звуков в потоке речи. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука и анализ звука в потоке речи.

Орфоэпия как наука о языке. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Лексикология

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Основные виды тропов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Оценка своей и собственной речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфемика

Отличие морфемы от других языковых единиц.

Основные выразительные средства морфемики. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приёмов выразительности.

Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.

Грамматика

Морфология

Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Имя существительное

Имена существительные общего рода. Правильное употребление имени существительного в речи.

Имя прилагательное

Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Правильное употребление имени прилагательного в речи.

Глагол

Правильное употребление глаголов в речи.

Основные цели обучения в 5-ом классе:

- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование общеучебных умений и навыков;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5-ого класса.

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5-ом классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

Речевая деятельность:

аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

письмо:

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты;

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

Синтаксис и пунктуация:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово в словосочетании;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Орфография:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть приёмами применения изученных правил орфографии;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Фонетика и орфоэпия:

- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы транскрипции для обозначения, анализируемого звука;

- работать с орфоэпическим словарём.

Лексикология:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

Морфемика:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарём морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Графика:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфология:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации.


Литература


  1. Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5-ый класс. - М.: ВАКО, 2007

  2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004

  3. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

  4. Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. - М., 1985

  5. Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.

  6. Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.





Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык».


Наименование

разделов и тем

Максималь-

ная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на развитие

речи,

ч.

Контрольные

диктанты, контрольные работы и тесты

Сочинения

Изложения

1.

Общие сведения о языке.

3

1

-

-

-

2.

Повторение пройденного в 1-4 классах.

34

6

1

2

1

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

37

5

1

2

2

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.

21

6

1

2

-

5.

Лексикология. Культура речи

16

4

1

1

1

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи

28

5

1

1

1

7.

Морфология. Орфография. Культура речи

67

14

3

5

2

8.

Повторение и систематизация изученного

32

-

2

-

-

9.

Итого

238

41

10

13

7

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 5 классе

на 2012-2013 учебный год.


Наименование разделов и тем

Вид заня-

тия

Кол-во

часов

Виды самостоя-

тель-

ной работы

Дом.

зад.

Дата

прове-дения

по плану

Дата проведе

ния факти-чески


Общие сведения о языке.


2+1


1.

Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. №1, 2, 3, 4.

Урок усвоения новых знаний

1

Объяснительный диктант

Упр. 10.

2.

Наука о русском языке, её основные разделы.

Урок усвоения новых знаний

1

Устное высказыва-ние: когда и как служит нам язык

Найти высказывание о русском языке, выучить его наизусть.

3.

Рр Стили речи. №5.

Урок развития речи

1

Работа с текстами, определение стилей.

№5, Найти в школьных учебниках текст научного стиля, в хрестоматии по литературе текст художественного текста.


Повторение пройденного в 1-4 классах.


28+6


4.

Звуки и буквы. Произношение и правописание. №6.

Урок повторения и закрепле-ния изученного

1

Фонетиче-ский разбор

№6, упр. 22.

5.

Орфограмма. №7.

Урок закрепле-ния изученного

1

Предупреди-тельный, объяснительный диктант

№7, упр. 27.

6.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. №8.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Словарный диктант

№8, упр. 31.

7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Словарный диктант

№ 8, упр.38

8.

Правописание проверяемых согласных в корне слова. №9.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Объяснительный диктант

№9, упр. 46 (составить связный текст, подчеркнуть орфограммы).

9.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Словарный диктант

№ 8, упр.38

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Объяснительный диктант

№ 9, составить словарный диктант

10.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова. №10.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Тест

№10, упр. 49.

11.

Закрепление правописания непроизносимых согласных в корне слова. №10.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Фонетический разбор

№10, упр. 48.

12

Буквы И, У, А после шипящих. №11

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Словарный диктант

№11, упр. 52


13.

Закрепление правописания букв И, У, А после шипящих. №11.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Осложнён-ное списывание

№11, упр. 53 (составить текст).

14.

Разделительные Ъ и Ь после шипящих. №12.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Распредели-тельный диктант

№12, упр. 57.

15.

Раздельное написание предлогов с другими словами. №13.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

«Четвёртое лишнее» (найти слова без приставки)

№13, упр. 62.

16.

Рр Текст. Тема текста. №14, №18.

Урок развития речи

1

Работа с текстами

№14, 18, упр. 65 (списать, озаглавить).

17-18.

Рр Обучающее Урок развития речи (на основе упр. 66)

Урок развития речи

2

Изложение

Вспомнить изученные части речи.

19.

Работа над ошибками. Части речи. №15.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

№15, упр. 69 (списать первые два абзаца, определить части речи).

20.

Наречие. №15.

Урок усвоения новых знаний

1

Распредели-тельный диктант

№15, упр. 72 (описать, что вы видите и слышите вокруг себя, используя наречия).

21.

Глагол.№16.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Устное высказыва-ние

№16, упр. 77.

22.

-Тся и -ться в глалолах. №17.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Индивиду-альная работа по карточкам

№17, упр.78.

23.

Закрепление правописания тся и -ться в глалолах. №17.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Распредели-тельный диктант

№17, упр.79.

24.

Личные окончания глаголов. Не с глаголами. №19.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Распредели-тельный диктант

№19, упр. 87.

25.

Имя существительное. Буквы е-и в окончаниях существительных. №20.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Объяснительный диктант

№20, упр. 97.

26.

Имя существительное. Ь после шипящих на конце существительных. №20.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Словарный диктант, осложнённое списывание

№20, упр. 94.

27.

Закрепление правописания Ь после шипящих на конце существительных. №20.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Распредели-тельный диктант

№20, упр. 96

28.

Имя прилагательное. №21.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Распредели-тельный диктант

№21, упр. 102.

29-30.

Рр Работа с репродукцией картины А. А. Пластова «Летом» (упр. 106).

Уроки развития речи

2

Сочинение

Вспомнить теоретические сведения о частях речи.

21.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Вспомнить изученное о местоимении.

32.

Местоимение. №22.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Распредели-тельный диктант

№22, упр. 111.

33.

Правописание местоимений.

Урок коррекции знаний

1

Словарный диктант

№22, упр. 112.

34.

Рр Основная мысль текста. №23. Подготовка к сочинению «Летние радости».

Урок развития речи

1

Составление связного текста

№23, упр. 114.

35.

Подготовка к контрольному диктанту

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Словарный диктант

Составить словарный диктант



36.

Контрольная работа по теме «Повторение»

Урок контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

Повторять изученные правила.

37.

Работа над ошибками в контрольной работе.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.


32+5


38.

Синтаксис как раздел грамматики. №24. Пунктуация как раздел грамматики. №25.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом

№24, №25, упр.120.

39.

Словосочетание. Строение словосочетаний. №26.

Урок усвоения новых знаний

1

Выделить из текста словосочетания, составить их схемы

№26, упр. 126 (распределить словосочетания в 3 группы в зависимости от главного слова).

40.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании. №26.

Урок закрепле-ния изученного

1

Замена словосочетаний одной конструкции на другую

№26, упр.131.

41.

Разбор словосочетания. №27.

Урок-практикум

1

Тест

№27, упр. 132 (письменно).

42.

Предложение. №28.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом

№28, упр. 136.

43.

Рр Сжатое изложение «Старый пень» (упр. 137).

Урок развития речи

1

Изложение

Подготовить устное выступление на тему «Гордость - это хорошо или плохо?»

44.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.

45.

Виды предложений по цели высказывания. № 29.

Урок усвоения новых знаний

1

Устный аргументированный ответ на вопрос

№ 29, упр. 147.

46.

Виды предложений по эмоциональной окраске. № 30.

Урок усвоения новых знаний

1

Чтение предложе-ний, расстановка логических ударений и пауз.

№ 30, упр. 151.

47.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. №31, №32.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с предложениями

№ 31, №32, упр. 157.

48.

Сказуемое. № 33.

Урок усвоения новых знаний

1

Тест

№33, упр. 163.

49.

Тире между подлежащим и сказуемым. № 34.

Урок усвоения новых знаний

1

Объяснительный диктант

№ 34, упр.169.

50

Нераспространенные и распространенные члены предложения

Урок усвоения новых знаний

1

Объяснительный диктант

№ 35, упр.173



51.

Второстепенные члены предложения. Дополнение. № 36, 37.

Урок усвоения новых знаний

1

Объяснительный диктант

№ 36, 37, упр. 177.

52.

Определение. № 38.

Урок усвоения новых знаний

1

Сочинение по данному началу, подчеркнуть в описании определения

№ 38, упр. 182.

53.

Обстоятельство. № 39.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа по карточкам

№ 39, упр.191 (устно).

54.

Предложения с однородными членами. № 40.

Урок усвоения новых знаний

1

Дополнить предложения однородными членами, составить схемы

№ 40, упр. 194.

55.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. № 41.

Урок усвоения новых знаний

1

Графический диктант

№ 41, упр. 198.

56.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. № 41.

Урок усвоения новых знаний

1

Графический диктант

№ 41, упр. 202.

57.

Предложения с вводными словами.

Урок усвоения новых знаний

1

Тест

Составить предложения с вводными словами.

58.

Предложения с обращениями. № 42.

Урок усвоения новых знаний

1

Поиск предложе-ний с обращения-ми

№ 42, составить 3 предложения с обращением, используя речевую ситуацию (посоветуйте другу не есть мороженое, попросите товарища дать вам книгу).

59.

Рр Письмо. № 43.

Урок развития речи

1

Составление текста

Написать письмо Деду Морозу.

60.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. № 44, № 45.

Урок-практикум

1

Синтаксический разбор

№ 44. № 45, упр. 219.

61-62.

Рр Работа с репродукцией картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» (упр. 218).

Уроки развития речи

2

Сочинение

Повторить изученные правила.

63.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Упр. 220.

64.

Простые и сложные предложения. № 46.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Тест

№ 46, упр.231.

65.

Синтаксический разбор сложного предложения. № 47.

Урок закрепле-ния изученного

1

Полная синтаксическая характерис-тика предложе-ний

№ 47, упр. 232.

66.

Прямая речь. № 48.

Урок усвоения новых знаний

1

Конструиро-вание предложе-ний

№ 48, упр. 238.

67.

Диалог. № 49.

Урок усвоения новых знаний

1

Составление диалогов

№ 49, упр. 249.

68.

Прямая речь и диалог. № 48 и 49

Урок закрепле-ния изученного

1

Составление диалогов

№ 48 и 49, составить диалог

69.

Синтаксис и пунктуация. Повторительно-обобщающий урок. № 24-49.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Комплекс-ный анализ текста

№ 24-49, упр. 253.

70.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

Урок контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

Повторить изученные правила.

71

Работа над ошибками в контрольной работе.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Упр. 250

72.

Рр Выборочное изложение (упр. 254).

Урок развития речи

1

Изложение

Повторить изученные правила.

73.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Упр.253 № 50

74.

Тест по теме «Синтаксис. Пунктуация.»

Урок контроля

1

Тест

Повторить изученные правила.


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.


15+6


75.

Фонетика - наука о звуках. № 50. Гласные звуки. № 51.

Урок усвоения новых знаний

1

Аргументированный ответ на вопрос

№ 50, 51, упр. 258.

76.

Согласные звуки. №52.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Проговаривание скорогово-рок

№ 52, упр. 268.

77.

Изменение звуков в потоке речи. № 53.

Урок усвоения новых знаний

1

Устное высказыва-ние «Почему, как правило, люди говорят с акцентом на иностранном языке?»

№ 53, упр. 270.

78.

Согласные твёрдые и мягкие. № 54.

Повтори-тельно-обобща-ющий урок

1

Характерис-тика звуков

№ 54, упр. 274.

79-80.

Рр Функционально-смысловые типы речи. Повествование. № 55.

Уроки развития речи

2

Анализ текста

Повторить изученные правила.

81.

Работа над ошибками. Согласные звонкие и глухие. № 56.

Урок коррекции знаний, повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Словарный диктант

№ 56, упр. 281.

82.

Графика. № 57. Алфавит. №58.

Комбинированный урок

1

Расстановка слов в алфавитном порядке

№ 57, 58, составить список класса, расположив фамилии в алфавитном порядке.

83-84.

Рр Описание предмета. Сочинение (упр. 295). № 59.

Уроки развития речи

2

Составление текста

Повторить изученные правила.

85.

Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. № 60.

Урок коррекции знаний, урок усвоения новых знаний

1

Запись слов в фонетиче-ской транскрип-ции

№ 60, упр. 300.

86.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. № 61

Урок усвоения новых знаний

1

Запись слов в фонетиче-ской транскрип-ции

№ 61, упр. 308.

87.

Закрепление правописания двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. № 61

Урок закрепления знаний

1

Запись слов в фонетиче-ской транскрип-ции

№ 61, упр. 307.

88.

Орфоэпия. № 62.

Урок усвоения новых знаний

1

Аргументированный ответ на вопрос «Как научиться правильно говорить?»

№ 62, упр. 312.

89.

Фонетический разбор слова. Звукопись как выразительное средство устной речи. № 63.

Урок усвоения новых знаний

1

Фонетиче-ский разбор

№ 63, сделать фонетический разбор указанных слов.

90.

Тренировочные упражнения в фонетическом разборе слова.

Урок закрепления знаний

1

Фонетиче-ский разбор

№ 63, сделать фонетический разбор указанных слов.

91.

Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». № 50-63.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Тест, объяснительный диктант

Контрольные вопросы на стр. 131, упр. 316.

92.

Контрольная работа по теме «Фонетика»

Урок контроля

1

Контрольная работа

Повторить изученные правила.

93-94.

Рр Работа с репродукцией картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр. 317).

Уроки развития речи

2

Сочинение

Повторить изученные правила.

95.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.


Лексикология. Культура речи.


12+4


96.

Слово и его лексическое значение. № 64.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с толковым словарём

№ 64, упр. 328.

97.

Словари.

Урок-практикум

1

Работа со словарями

Упр. 327.

98.

Однозначные и многозначные слова. № 65.

Урок усвоения новых знаний

1

Распредели-тельный диктант

№ 65, упр. 334.

99.

Прямое и переносное значение слов. № 66.

Урок усвоения новых знаний

1

Распредели-тельный диктант

№ 66, упр. 341.

100.

Омонимы. № 67.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа со словарём

№ 67, упр. 348.

101.

Синонимы. № 68.

Урок усвоения новых знаний

1

Распределительный диктант

№ 68, упр. 354.

102-103.

Рр Работа с репродукцией картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358).

Уроки развития речи

2

Сочинение

Повторить изученные правила.

104.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.

105.

Антонимы. № 69.

Урок усвоения новых знаний

1

Вспомнить пословицы с антонимами

№ 69, упр. 362.

106.

Обобщение изученного по теме «Лексикология».

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Тест

№ 64 - 69, контрольные вопросы на стр. 149.

107.

Контрольная работа по разделу «Лексикология».

Урок контроля

1

Контрольная работа

Повторить изученные правила.

108.

Тест по разделу «Лексикология»

Урок контроля

1

Тест

Повторить изученные правила.

109-110.

Рр Изложение «Первый снег» (упр. 367).

Уроки развития речи

2

Изложение

Повторить изученные правила.

111.

Работа над ошибками в контрольной работе и тесте

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.


Морфемика. Орфография. Культура речи.


23+5


112.

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - наименьшая значимая часть слова. № 70.

Урок усвоения новых знаний

1

Морфемный разбор

№ 70, сделать морфемный разбор указанных слов.

113.

Изменение и образование слов. № 71.

Комбинированный урок

1

Распредели-тельный диктант

№ 71, упр. 370.

114.

Окончание слова. № 72.

Урок усвоения новых знаний

1

Определить, какими частями речи являются слова, соответствующие схемам.

№ 72, , упр. 372.

115.

Основа слова. № 73.

Урок усвоения новых знаний

1

Определить, какими частями речи являются слова, соответствующие схемам.

№ 73, упр. 374.

116.

Корень слова. № 74.

Комбинированный урок

1

Морфемный разбор

№ 74, упр. 382.

117.

Рр Рассуждение. № 75.

Урок развития речи

1

Составление текста

№ 75, упр. 387 (письменно).

118.

Суффикс. № 76.

Урок усвоения новых знаний

1

Из произведе-ний устного народного творчества выписать имена существи-тельные и прилага-тельные с уменьши-тельно-ласкательными cуффиксами.

№ 76, упр. 399.

119.

Приставка. № 77.

Урок усвоения новых знаний

1

Составление слов по схемам

№ 77, упр. 403.

120-121.

Рр Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика (упр. 407).

Уроки развития речи

2

Выборочное изложение

Повторить изученные правила.

122.

Работа над ошибками. Чередование звуков. № 78.

Урок коррекции знаний, урок усвоения новых знаний

1

Записать свои примеры слов с чередованиями

№ 78, упр. 409 (закончить).

123.

Беглые гласные. № 79.

Урок усвоения новых знаний

1

Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные

№ 79, упр. 412.

124.

Варианты морфем. № 80.

Комбинированный урок

1

Распределительный диктант

№ 80, упр. 415.

125.

Морфемный разбор слова. № 81.

Урок закрепле-ния изученного

1

Морфемный разбор

№ 81, упр. 417, сделать морфемный разбор указанных слов.

126.

Правописание гласных и согласных в приставках. № 82.

Комбинированный урок

1

Словарный диктант

№ 82, упр. 422.

127.

Буквы З и С на конце приставок. № 83.

Урок усвоения новых знаний

1

Объяснительный диктант

№ 83, упр. 424.

128

Закрепление правописания букв З и С на конце приставок. № 83.

Урок закрепле-ния изученного

1

Словарный диктант

№ 83, упр. 426.

129.

Буквы О - А в корне -лаг- - -лож- . № 84.

Урок усвоения новых знаний

1

Предупреди-тельный диктант

№ 84, упр. 436.

130.

Буквы О - А в корне -раст- - -рос-. № 85.

Урок усвоения новых знаний

1

Тест «Четвёртое лишнее»

№ 85, упр. 441.

131.

Буквы Ё - О после шипящих в корне. № 86.

Урок усвоения новых знаний

1

Распредели-тельный диктант

№ 86, упр. 443.

132.

Закрепление правописания букв Ё - О после шипящих в корне. № 86.

Урок закрепле-ния изученного

1

Распредели-тельный диктант

№ 86, упр. 444.

133.

Буквы И - Ы после Ц. № 87.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа по карточкам

№ 87, упр. 447.

134.

Закрепление правописания букв И - Ы после Ц. № 87.

Урок закрепле-ния изученного

1

Словарный диктант

№ 87, упр. 449.

135.

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика». № 70-87.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Распредели-тельный диктант

№ 70-87, упр. 452.

136.

Контрольная работа по разделу «Морфемика».

Урок контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

Повторить изученные правила.

137-138.

Рр Описание «поэтических предметов». Работа с репродукцией картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 457).

Уроки развития речи

2

Сочинение

Повторить изученные правила.

139.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.


Морфология. Орфография. Культура речи.


53+14


140.

Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи. № 88.

Урок усвоения новых знаний

1

Словарная работа

№ 88, упр. 462 (устно).


Имя существительное.


19+6


141.

Имя существительное как часть речи. № 89.

Комбинированный урок

1

Предупреди-тельный диктант

№ 89, упр. 471.

142.

Рр Доказательства в рассуждении. № 90.

Урок развития речи

1

Составление текста

№ 90, упр. 476.

143.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. № 91.

Комбинированный урок

1

Распредели-тельный диктант

№ 91, упр. 481.

144.

Имена существительные собственные и нарицательные. № 92.

Комбинированный урок

1

Распредели-тельный диктант

№ 92, упр. 491.

145.

Рр Сжатое изложение (упр. 496).

Урок развития речи

1

Сжатое изложение

Повторить изученные правила.

146.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.

147.

Морфологический разбор имён существительных. № 93.

Комбинированный урок

1

Морфологи-ческий разбор

№ 93, упр. 499, сделать морфологический разбор указанных имён существительных.

148.

Род имён существительных. № 94.

Урок усвоения новых знаний

1

Тест

№ 94, упр. 505.

149.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. № 95.

Урок усвоения новых знаний

1

Тест

№ 95, упр. 511.

150.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. № 96.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа по карточкам

№ 96, упр. 516.

151.

Три склонения имён существительных. № 97.

Комбинированный урок

1

Распредели-тельный диктант

№ 97, упр. 519.

152.

Падеж имён существительных. № 98. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. № 99.

Комбинированные уроки

1

Творческое списывание

№ 98, 99, упр. 535.

153.

Существительные на -ия, -ие, -ий. №99.

Урок усвоения новых знаний

1

Предупреди-тельный диктант

№ 99, упр. 544.

154-155.

Рр Подробное изложение с элементами описания (упр. 546).

Уроки развития речи

2

Подробное изложение

Повторить изученные правила.

156.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.

157.

Множественное число имён существительных. № 100.

Комбинированный урок

1

Словарный диктант

№ 100, упр. 552 (закончить).

158.

Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. № 101.

Урок усвоения новых знаний

1

Выборочный диктант

№ 101, упр. 558.

159.

Закрепление правописания О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. № 101.

Урок закрепления

1

Словарный диктант

№ 101, упр. 560.

160.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Диктант «Проверяю себя»

№ 89-101, упр. 562, вопросы на стр. 223.

161.

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

Урок контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

Повторить изученные правила.

162.

Контрольный тест по теме «Имя существительное».

Урок контроля

1

тест

Повторить изученные правила.

163-164.

Рр Работа с репродукцией картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (упр. 564).

Уроки развития речи

2

Сочинение

Повторить изученные правила.

165.

Работа над ошибками в контрольной работе и тесте.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Упр. №561


Имя прилагательное.


9+3


166.

Имя прилагательное как часть речи. № 102.

Урок усвоения новых знаний

1

Сравнитель-ный анализ текста

№ 102, упр. 574.

167.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. № 103.

Урок усвоения новых знаний

1

Объяснительный диктант

№ 103, упр. 581.

168.

Буквы О - Е после шипящих в окончаниях прилагательных. № 103.

Урок усвоения новых знаний

1

Предупреди-тельный диктант

№ 103, упр. 586.

169.

Рр Описание животного. № 104.

Урок развития речи

1

Составление текста

№ 104.

170.

Прилагательные полные и краткие. № 105.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа по карточкам

№ 105, упр. 598.

171-172.

Рр Работа с репродукцией картины А.Н. Комарова «Наводнение» (упр. 599).

Уроки развития речи

2

Сочинение

Повторить изученные правила.

173.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.

174.

Морфологический разбор имени прилагательного. № 106.

Комбинированный урок

1

Морфологи-ческий разбор

№ 106, упр.602, вопросы на стр. 239.

175.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное». № 102-106.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Тест

№ 102-106, упр. 603.

176.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

Урок контроля

1

Диктант с грамматическим заданием

Повторить изученные правила.

177.

Работа над ошибками в контрольной работе по теме «Имя прилагательное».

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.

Глагол.


24+5


178.

Глагол как часть речи. № 107.

Комбинированный урок

1

Редактор-ская правка

№ 107, упр. 608.

179.

Не с глаголами. № 108.

Комбинированный урок

1

Объяснительный диктант

№ 108, упр. 617.

180.

Рр Рассказ (упр.623).

Урок развития речи

1

Составление текста

Повторить изученные правила.

181.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.

182.

Неопределённая форма глагола. № 110.

Урок усвоения новых знаний

1

Составить инструкцию или памятку

№ 110, упр. 633.

183.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. № 111.

Комбинированный урок

1

Распредели-тельный диктант

№ 111, упр. 641.

184.

Закрепление правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. № 111.

Комбинированный урок

1

Выборочныйдиктант

№ 111, упр. 642.

185.

Виды глагола. № 112.

Урок усвоения новых знаний

1

Комментированное письмо

№ 112, упр. 648.

186.

Буквы Е-И в корнях с чередованием. № 113.

Урок усвоения новых знаний

1

Распредели-тельный диктант

№ 113, упр.656.

187-188.

Рр Невыдуманный рассказ о себе. № 114.

Уроки развития речи

2

Сочинение

Повторить изученные правила.

189.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.

190.

Время глагола. № 115.

Комбинированный урок

1

Предупреди-тельный диктант

№ 115, упр. 661.

191.

Прошедшее время. № 116.

Комбинированный урок

1

Осложнён-ное списывание

№ 116, упр. 665.

192.

Настоящее время. № 117.

Урок усвоения новых знаний

1

Выразитель-ное чтение

текста

№ 117, упр. 668.

193.

Будущее время. № 118.

Урок усвоения новых знаний

1

Распредели-тельный диктант

№ 118, упр. 674.

194-.

Спряжение глаголов. № 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. № 120.

Урок закрепле-ния изученного

1

Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов» своими примерами

№ 119, упр. 682.

195

Определение спряжения глаголов.

Урок закрепле-ния изученного

1

Распредели-тельный диктант

№119, упр. 684

196

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. № 120.

Урок закрепле-ния изученного

1

Распредели-тельный диктант

№ 120, упр.690

197.

Морфологический разбор глагола. № 121.

Комбинированный урок

1

Морфологи-ческий разбор

№ 121, упр. 696, сделать разбор глаголов.

198.

Тренировочные упражнения в морфологическом разборе глагола

Комбинированный урок

1

Морфологи-ческий разбор

№ 121, упр. 698, сделать разбор глаголов.

199.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. № 122.

Урок закрепле-ния изученного

1

Выборочный диктант

№ 122, упр. 704.

200.

Употребление времён. № 123.

Урок усвоения новых знаний

1

Сочинение-миниатюра на основе учебника

№ 123, упр.707.

201.

Систематизация изученного по теме «Глагол». № 107-123.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Диктант «Проверяю себя»

№ 107-123, вопросы на стр.280, упр. 714.

202.

Контрольная работа по теме «Глагол».

Урок контроля

1

Контрольная работа

Повторить изученные правила.

203.

Тест по теме «Глагол»

Урок контроля

1

Тест

Выполнить тест.

204-205.

Рр Работа с репродукцией картины О. В. Попович «Не взяли на рыбалку» (упр. 713).

Уроки развития речи

2

Сочинение

Повторить изученные правила.

206.

Работа над ошибками в контрольной работе и тесте по теме «Глагол»

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Повторить изученные правила.


Повторение и систематизация изученного.


32


207.

Разделы науки о языке. № 124.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Составление обобща-ющей таблицы

№ 124, упр. 728.

208.

Орфограммы в приставках. № 125.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Составление таблицы «Орфограм-мы в приставке»

№ 125, упр. 728.

209.

Орфограммы в приставках на з-, с-, № 125.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Словарный диктант

№ 125, упр. 730.

210.

Орфограммы в корнях слов. № 125.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Составление таблицы «Орфограм-мы в корне»

№ 125, упр. 735.

211.

Орфограммы в корнях слов. № 125.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Тест

№ 125, упр. 737.

212.

Орфограммы в корнях слов. № 125.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Тест

Составить словарный диктант.

213.

Орфограммы в окончаниях слов. № 126.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Составление таблицы «Орфограм-мы в окончании»

№ 126, упр. 738.

214.

Орфограммы в окончаниях слов. № 126.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

тест

№ 126, тест.

215.

Орфограммы в окончаниях слов. № 126.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Словарный диктант

№ 126, упр. 741.

216

Употребление букв ъ и ь

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Распредеительный диктант

№126, упр 743

217.

Употребление букв ъ и ь

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Распредеительный диктант

№126, упр 746

218.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Синтаксиче-ский и пунктуационный разборы

Сделать синтаксический и пунктуационный разборы указанных предложений.

219.

Знаки препинания в сложном предложении.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Синтаксиче-ский и пунктуационный разборы

Упр.№751

220.

Знаки препинания при прямой речи.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Синтаксиче-ский и пунктуационный разборы

Тест.

221.

Знаки препинания при диалоге.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Синтаксиче-ский и пунктуационный разборы

Тест.

222.

Повторение фонетики.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Фонетиче-ский разбор

Сделать фонетический разбор указанных слов.

223.

Повторение лексикологии.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Работа со словарями

Определить по словарю лексическое значение указанных слов.

224.

Повторение морфемики.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Морфемный разбор

Сделать морфемный разбор указанных слов.

225.

Повторение имени существительного.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Распредели-тельный диктант

Сделать морфологический разбор указанных существительных.

226.

Повторение имени прилагательного.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Выборочный диктант

Сделать морфологический разбор указанных прилагательных.

227.

Повторение глагола.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Объяснительный диктант

Сделать морфологический разбор указанных глаголов.

228.

Морфологический разбор частей речи.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Морфологический разбор.

Тест.

229.

Морфологический разбор частей речи.

Повтори-

тельно-обобща-ющий урок

1

Морфологический разбор.

Тест.

230.

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля

1

Контрольная работа

231.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

Тест.

232.

Итоговый контрольный тест.

Урок контроля

1

Тест.

233.

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

234.

Резервный урок.


1


235.

Резервный урок.


1


236.

Резервный урок.


1


237.

Резервный урок.


1


238.

Резервный урок.


1




46


© 2010-2022