- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему Употребление причастий в речи
Урок на тему Употребление причастий в речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вышегородцева Н.В. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок в 7 классе на тему «Употребление причастий в речи»
Цели
образовательные: изучить особенности употребления причастий в речи, проверить усвоение морфологических признаков причастий;
развивающие: повторить изученное о причастии как части речи, закрепить навыки грамматических разборов;
воспитательные : развить внимательность, наблюдательность, проследить за употреблением изучаемых частей речи в фольклорных жанрах.
-
Разминка. «Пятисловие» (ученик работает у доски, записывает термины лингвистики, обозначая орфограммы):
-
Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).
-
Самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок при счете.
-
Служебная часть речи, придающая оттенки смысла словам и предложениям (частица).
-
Самостоятельная часть речи, обозначающая действие (глагол).
-
Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по его действию (причастие).
Какая орфограмма объединяет все записанные слова? (Безударная гласная в корне: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся)
-
Повторение.
Выполнение заданий по карточкам.
Карточка 1
Выполните синтаксический разбор предложения:.
Подкошенный цветок и в поле сохнет.
+ Объясните, как понимаете смысл пословицы.
Карточка 2
Замените обороты «который + глагол» причастиями. Причастия разберите по составу.
Образец: цветок, который сорвали - сорванный цветок.
Огонёк, который блестит; кошелёк, который потеряли; шляпа, которую приподняли; дверь, которую открыли: растение, которое цветёт.
Подведение итогов.
-
Прочитайте словосочетания. По каким признакам мы опознаём причастия?
-
В пословице найдите причастие.
-
Что мы уже ЗНАЕМ о причастии? (Значение, признаки, изменение, написание.) Как вы думаете, это всё, что известно науке о причастии?
-
Тема урока. Целеполагание.
А что еще мы хотим узнать о причастии?
-
Окончание как у существительного среднего рода в ед.ч. Им.п.
-
Суффикс как в слове «изучение».
-
Приставка как в слове «угадать».
-
Корень как в слове «потребности».
Итак, какая тема окажется в центре нашего внимания? УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ. Запишите тему урока.
Какие цели предполагает данная тема? (Узнать об особенностях употребления причастий, научиться правильно использовать эту часть речи, чтобы сделать свою речь более выразительной).
-
Изучение нового материала
Анализ словосочетаний первой карточки.
Блестящий огонёк - блестящие знания (которые блестят?)
Потерянный кошелёк - потерянный вид (который потеряли?)
Приподнятая шляпа - ? (приподнятое настроение)
Открытая дверь - ? (открытая душа)
Цветущее растение - ? (цветущий вид)
Какова роль причастий в данных словосочетаниях? (Причастия перешли в разряд прилагательных, т.к. используются в переносном значении).
Устно составьте предложения с причастиями, «переметнувшимися» на сторону прилагательных.
Анализ пословицы (синтаксический разбор, карточка № 2)
Что еще можете сказать об использовании причастий? Докажите, что причастия - частые гости в русских пословицах.
Знающий разведчик… (опаснее врага).
Развалившийся дом не подопрёшь… (одним кирпичом).
Попавшая в ловушку змея…(всегда называет человека братом).
Дружба, построенная на выгоде… (не бывает прочной).
Задание:
Среди пословиц выберите и запишите номера тех, в которых используются причастия. Объясните смысл этих пословиц.
-
Писанного пером не вырубить топором.
-
Хороша пословица в лад и в масть.
-
От одного слова да навек ссора.
-
О чём умолчано, то между строк читается.
-
Сказано - серебро, не сказано - золото.
-
В умной беседе ума наберёшься, в глупой - свой растеряешь.
Как думаете, почему авторы пословиц так любили причастия? Кто знает ответ? (А.С.Пушкин???)
Работа с текстом
-
Выразительное чтение наизусть
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда зачем?
-
Назовите причастия. С каким образом они связаны? Как называют определения, красочно представляющие предмет речи? (эпитеты)
-
Прочитайте, убрав причастия из текста. Что изменилось?
-
Замените оборотом «который + глагол». Что изменилось?
Подведем итоги: какова роль причастий в нашей речи? (Увеличивают количество прилагательных; употребляются в пословицах; делают речь более яркой, образной и одновременно динамичной, совмещая признаки прилагательного; употребляются в качестве эпитетов)
-
Письмо по памяти (первая строфа стихотворения А.С.Пушкина): подготовка, запись, взаимопроверка. Подчеркните причастия как члены предложения.
Для тех, кто написал, - репродукции картин с изображением цветов. Как думаете, почему это образ столь любим художниками и поэтами? (Имеющий в руках цветы дурного совершить не может. В.Солоухин)
-
Подведение итогов.
Какие цели ставили перед собой? Достигли их? Расскажите, что вы узнали о роли причастий в речи. А о правильном употреблении их в своей речи будем говорить на следующем уроке.
«Что узнали на уроке?» - сформулируйте ответ на вопрос и запишите.
-
Дома: придумать небольшой текст о цветке, используя причастия (ориентир - пушкинский текст).
Карточка 1
Выполните синтаксический разбор предложения:.
Подкошенный цветок и в поле сохнет.
+ Объясните, как понимаете смысл пословицы.
__________________________________________________________
Карточка 2
Замените обороты «который + глагол» причастиями. Причастия разберите по составу.
Образец: цветок, который сорвали - сорванный цветок.
Огонёк, который блестит;
кошелёк, который потеряли;
шляпа, которую приподняли;
дверь, которую открыли:
растение, которое цветёт.
______________________________________________________________
Выразительное чтение наизусть
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда зачем? (А.С.Пушкин)