Урок на тему Употребление причастий в речи

Конспект урока на основе системы развивающего обучения. Это последний урок по причастиям, поэтому главная задача - обобщить изученный материал и показать обучающимся, для чего в языке появилась эта специфическая часть речи. Активно используются слова в переносном значении, анализируются пословицы и художественные тексты.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 7 классе на тему «Употребление причастий в речи»


Цели

образовательные: изучить особенности употребления причастий в речи, проверить усвоение морфологических признаков причастий;

развивающие: повторить изученное о причастии как части речи, закрепить навыки грамматических разборов;

воспитательные : развить внимательность, наблюдательность, проследить за употреблением изучаемых частей речи в фольклорных жанрах.


  1. Разминка. «Пятисловие» (ученик работает у доски, записывает термины лингвистики, обозначая орфограммы):

  • Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).

  • Самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок при счете.

  • Служебная часть речи, придающая оттенки смысла словам и предложениям (частица).

  • Самостоятельная часть речи, обозначающая действие (глагол).

  • Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по его действию (причастие).

Какая орфограмма объединяет все записанные слова? (Безударная гласная в корне: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся)


  1. Повторение.

Выполнение заданий по карточкам.

Карточка 1

Выполните синтаксический разбор предложения:.

Подкошенный цветок и в поле сохнет.

+ Объясните, как понимаете смысл пословицы.

Карточка 2

Замените обороты «который + глагол» причастиями. Причастия разберите по составу.

Образец: цветок, который сорвали - сорванный цветок.

Огонёк, который блестит; кошелёк, который потеряли; шляпа, которую приподняли; дверь, которую открыли: растение, которое цветёт.

Подведение итогов.

  • Прочитайте словосочетания. По каким признакам мы опознаём причастия?

  • В пословице найдите причастие.

  • Что мы уже ЗНАЕМ о причастии? (Значение, признаки, изменение, написание.) Как вы думаете, это всё, что известно науке о причастии?


  1. Тема урока. Целеполагание.

А что еще мы хотим узнать о причастии?

  • Окончание как у существительного среднего рода в ед.ч. Им.п.

  • Суффикс как в слове «изучение».

  • Приставка как в слове «угадать».

  • Корень как в слове «потребности».

Итак, какая тема окажется в центре нашего внимания? УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ. Запишите тему урока.

Какие цели предполагает данная тема? (Узнать об особенностях употребления причастий, научиться правильно использовать эту часть речи, чтобы сделать свою речь более выразительной).


  1. Изучение нового материала

Анализ словосочетаний первой карточки.

Блестящий огонёк - блестящие знания (которые блестят?)

Потерянный кошелёк - потерянный вид (который потеряли?)

Приподнятая шляпа - ? (приподнятое настроение)

Открытая дверь - ? (открытая душа)

Цветущее растение - ? (цветущий вид)

Какова роль причастий в данных словосочетаниях? (Причастия перешли в разряд прилагательных, т.к. используются в переносном значении).

Устно составьте предложения с причастиями, «переметнувшимися» на сторону прилагательных.

Анализ пословицы (синтаксический разбор, карточка № 2)

Что еще можете сказать об использовании причастий? Докажите, что причастия - частые гости в русских пословицах.

Знающий разведчик… (опаснее врага).

Развалившийся дом не подопрёшь… (одним кирпичом).

Попавшая в ловушку змея…(всегда называет человека братом).

Дружба, построенная на выгоде… (не бывает прочной).

Задание:

Среди пословиц выберите и запишите номера тех, в которых используются причастия. Объясните смысл этих пословиц.


  • Писанного пером не вырубить топором.

  • Хороша пословица в лад и в масть.

  • От одного слова да навек ссора.

  • О чём умолчано, то между строк читается.

  • Сказано - серебро, не сказано - золото.

  • В умной беседе ума наберёшься, в глупой - свой растеряешь.

Как думаете, почему авторы пословиц так любили причастия? Кто знает ответ? (А.С.Пушкин???)

Работа с текстом


  1. Выразительное чтение наизусть

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвёл? Когда? Какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда зачем?

  1. Назовите причастия. С каким образом они связаны? Как называют определения, красочно представляющие предмет речи? (эпитеты)

  2. Прочитайте, убрав причастия из текста. Что изменилось?

  3. Замените оборотом «который + глагол». Что изменилось?

Подведем итоги: какова роль причастий в нашей речи? (Увеличивают количество прилагательных; употребляются в пословицах; делают речь более яркой, образной и одновременно динамичной, совмещая признаки прилагательного; употребляются в качестве эпитетов)


  1. Письмо по памяти (первая строфа стихотворения А.С.Пушкина): подготовка, запись, взаимопроверка. Подчеркните причастия как члены предложения.

Для тех, кто написал, - репродукции картин с изображением цветов. Как думаете, почему это образ столь любим художниками и поэтами? (Имеющий в руках цветы дурного совершить не может. В.Солоухин)


  1. Подведение итогов.

Какие цели ставили перед собой? Достигли их? Расскажите, что вы узнали о роли причастий в речи. А о правильном употреблении их в своей речи будем говорить на следующем уроке.

«Что узнали на уроке?» - сформулируйте ответ на вопрос и запишите.


  1. Дома: придумать небольшой текст о цветке, используя причастия (ориентир - пушкинский текст).









Карточка 1

Выполните синтаксический разбор предложения:.

Подкошенный цветок и в поле сохнет.

+ Объясните, как понимаете смысл пословицы.

__________________________________________________________

Карточка 2

Замените обороты «который + глагол» причастиями. Причастия разберите по составу.

Образец: цветок, который сорвали - сорванный цветок.

Огонёк, который блестит;

кошелёк, который потеряли;

шляпа, которую приподняли;

дверь, которую открыли:

растение, которое цветёт.

______________________________________________________________

Выразительное чтение наизусть

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвёл? Когда? Какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда зачем? (А.С.Пушкин)


© 2010-2022