Урок по русскому языку Буквы и, ы после приставок (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буквы и-ы в корне после приставок.

Цели:

- организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления « Буквы и-ы после приставок»;

- формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные:

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Доброе утро, ребята!

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.

  1. Актуализация полученных знаний.

Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы с вами работали над изучением очень важной орфограммы «Правописание приставок при-, пре-».

Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю слова, а вы пишете только буквы: и или е.

Прицепить, премудрый, приморский, привокзальный, приказать, преуменьшить, приземлиться, притих, пригласить.

Самопроверка. СЛАЙД 1-2 (молодцы!).

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: То, что мы сейчас повторили, давно нам известно. Задача нашего урока - открыть новые знания. Итак, в добрый путь! СЛАЙД 3.

разыграть-заиграть

- Что общего в этих словах? Выделите в них корни.

- От какого слова они произошли? Производить словообразовательный разбор.

раз + играть = разыграть

за + играть = заиграть.

- А теперь посмотрите на слово играть с другими приставками. Слайд 4.

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

- Какая проблема возникла? (Почему написание корней стало разным?).

− А почему возникла эта проблема? (Мы не знаем, почему вместо буквы И пишется Ы иногда в слове)

− Исходя из возникшей проблемы, сформулируйте цель урока. (Научиться писать буквы Ы, И в словах при сочетании приставки и корня, начинающегося с буквы и).

− Тема урока? Предлагают вариант темы, но обычно неточный.

− Обратите внимание, после какой части слова встречается данная орфограмма. (После приставки.)

− Уточните тему урока. (Правописание букв ы, и в корне после приставок).

− Запишем тему урока в тетрадях. Слайд 5.

IV. Объяснение нового материала (Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения).

1. Учитель: Работаем все с теми же словами. Распределите слова в 2 столбика:

1) в первый столбик выпишите слова с приставками, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй - какие корни остались без изменения. СЛАЙД 6.

Поиграть, заиграть, доиграть, выиграть - сыграть, подыграть, разыграть,.

- Выделите в словах корни и приставки.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. Чем они отличаются друг от друга?

- Какой вывод можно сделать? (Все приставки в 1 столбике оканчиваются на гласную, здесь гласная И не изменяется на Ы. Все приставки во 2 столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза: Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы, а приставки на гласную сохраняет букву и в корне.

-Так ли это? Проверим Вашу версию. В этом нам поможет правило в учебнике.

2. Чтение правила на стр. 147-148 (до исключений).

- Правильно ли мы сформулировали правило?

- Кому не понятно правило? У кого есть вопросы?

3. Учитель: Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ (дочитываем правило до конца).

Вывод, слова с приставками сверх-, меж- и с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.

- СЛАЙД 7. Опорные схемы.

4. Физкультминутка (по упр. 338 - если и - то хлопаем, если ы - топаем)

V. Этап закрепления новых знаний и отработки способов действия

  1. Задание: Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Разыгралась вьюга, предыдущий день, назвать всех поименно, отыскать клад, сверхинтересный случай, безымянный палец, поискать в ящике, обыграть в шахматы, дезинфекция помещения, сыграть в футбол.

- У кого возникли вопросы по упражнению?

2. Слайд 8. Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ. (4 - 5 предложений). Слайд 8.

VI. Подведение итогов

  1. Опрос.

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).

- Итак, какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы? (Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

- А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

(После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).

- А какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать И? (приставка должна оканчиваться на гласную)

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова? (Да).

  1. Учитель: Ребят, а теперь оцените то, насколько вы поняли эту тему: Слайд 9.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

VII. Домашнее задание. на отметку «4» - упр. 339, на отметку «5» упр. 340. Рубрика ЗСП-8 (всем подготовиться к словарному диктанту). Слайд 10.


© 2010-2022