Адаптированная образовательная программа по письму и развитию речи (5 класс) (VIII вида)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МОУ «Средняя школа №5»





Утверждаю

Руководитель Филиала

МОУ «Средняя школа №5»

Смирнова Л.П.

_______________________





АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Письмо и развитие речи»


5 класс








Составитель:

Королева Светлана Юрьевна











Кимры, 2015

Пояснительная записка


Адаптированная основная общеобразовательная программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013 г. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, ориентирована на учебник «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы-составители Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, Москва «Просвещение», 2009 г.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

● овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

● получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

● научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

● быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Чтение

На уроках чтения в 5 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Грамматика и правописание

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

В 5 - 9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонематическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2 - 4 классах. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 - 9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2 - 4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

5 класс (____ часов в неделю)

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь¹

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.

___________________________________________________________

¹ Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

● алфавит;

● способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Учащиеся должны уметь:

● различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать из на письме;

● подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

● проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

● обозначать мягкость согласных буквой ь;

● разбирать слово по составу;

● выделять имя существительное как часть речи;

● строить простое распространенное предложение;

● связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

● пользоваться школьным орфографическим словарем.

Словарь

5 класс

Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).

Личностно-ориентированное планирование


№п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата проведения



Примечание

планируе

мая

фактичес

кая

I четверть (16 часов)

1.

Предложение. Связь слов в предложении.

1

01.09.



2.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

04.09.



3.

Звонкие и глухие согласные.

1

08.09.



4.

Правописание звонких и глухих согласных.

1

11.09.



5.

Алфавит.

1

15.09.



6.

Корень и однокоренные слова.

2

18.09., 22.09.



7.

Приставка.

2

25.09., 29.09.



8.

Суффикс.

2

02.10., 06.10.



9.

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

09.10.



10.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1

13.10.



11.

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные в корне слова».

1

16.10.



12.

Работа над ошибками.

1

20.10.



13.

Непроверяемые гласные и согласные.

1

23.10.



II четверть (16 часов)

14.

Приставка и предлог.

1

06.11.



15.

Части речи. Глагол.

1

10.11.



16.

Части речи. Имя существительное.

1

13.11.



17.

Имя прилагательное.

1

17.11.



18.

Правописание приставок.

1

20.11.



19.

Составление предложений по картинкам.

1

24.11.



20.

Имя существительное. Понятие об имени существительном.

2

27.11., 01.12.



21.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

04.12.



22.

Число имен существительных.

1

08.12.



23.

Имена собственные и нарицательные. Составление ответов на вопросы.

2

11.12., 15.12.



24.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

1

18.12.



25.

Работа над ошибками.

1

22.12.



26.

Род имен существительных.

2

25.12., 29.12.



III четверть (18 часов)

27.

Изменение имен существительных по падежам.

2

12.01., 15.01.



28.

Именительный падеж.

1

19.01.



29.

Родительный падеж.

1

22.01.



30.

Дательный падеж.

1

26.01.



31.

Винительный падеж.

1

29.01.



32.

Творительный падеж.

1

02.02.



33.

Предложный падеж.

1

05.02.



34.

Составление словосочетаний.

2

09.02., 12.02.



35.

Три склонения имен существительных.

2

16.02., 19.02.



36.

Первое склонение имен существительных.

1


26.02.



37.

Второе склонение имен существительных.

2

01.03., 04.03.



38.

Третье склонение имен существительных.

1


11.03.



39.

Контрольный диктант по теме: «Три склонения имен существительных».

1

15.03.



40.

Работа над ошибками.

1

18.03.



IV четверть (18 часов)

41.

Падежи и падежные окончания имен существительных.

2

01.04., 05.04.



42.

Предложение. Главные члены предложения.

3

08.04., 12.04., 15.04.



43.

Второстепенные члены предложения.

1

19.04.



44.

Нераспространенные и распространенные предложения.

3

22.04., 26.04., 29.04.



45.

Составление рассказа о весне.

1

03.05.



46.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

3

06.05., 10.05., 13.05.



47.

Ответы и вопросы по тексту.

1

17.05.



48.

Выполнение упражнений на повторение.

1

20.05.



49.

Контрольный диктант по теме: «Предложение».

1

24.05.



50.

Работа над ошибками.

1

27.05.



51.

Работа с деформированным текстом.

1

31.05.







© 2010-2022