Анализ стихотворения А. Фета Я тебе ничего не скажу

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу»

Вероятно, многие из нас сначала запомнили эти проникновенные строки как слова известного романса, и только позже узнали, что это стихи Фета. Они необычайно музыкальны, как и многие другие стихи этого поэта. Неуловимые движения души, мгновенные состояния природы - это находится на грани выразимого и невыразимого, на грани слова и музыки. Когда читаешь первую строфу, сразу возникает отчетливое ощущение соприкосновения с чьей-то напряженной внутренней жизнью, сильным чувством, тревожащим человека. Какое это чувство, читатель может только догадываться, о чем хочет сказать герой - тайна. Все неясно и трепетно, все ускользает от точных определений. Как передается нам ощущение тревоги, волнения, неопределенности? В первой строфе присутствуют только глаголы и местоимения. Местоимения ничего не называют, а только указывают. Неопределенно в стихотворении, кто здесь действующее лицо - герой или героиня? У читателя, казалось бы, возникают одни вопросы, но ответов на них он не ищет, а с готовностью ставит себя на место лирического героя, потому что такие состояния души знакомы каждому и даже дороги. А глаголы, которых здесь достаточно много, обращены в противоположность, так как употреблены с отрицательной частицей. Действие замкнуто пространством человеческой души и остается внутри напряженным волнением. Местоимения, частицы, союзы - короткие слова, поэтому первая строфа звучит напряженно, прерывисто, беспокойно. Но в этом смятении нет хаоса - все гармония!

После музыкально выраженной тревоги, смятенности первой строфы - спокойное начало второй. Здесь все другое, все ясно и красиво: цветы, заход солнца - это природа. Темп речи замедляется, становится плавным: в первой строке 5 слов, в третьей всего 3, это после 6-7 слов первой строфы. На смену глаголам и местоимениям приходят существительные и одно прилагательное - и мы почти физически ощущаем контраст между состоянием человеческой души и вечным миром природы. Вечность и постоянство этого покоя подчеркнуты тем, что картина почти символична, она лишена конкретности и определенности. Мы не знаем, о каких цветах идет речь. Художественное время «лишь солнце за рощу зайдет» - неуловимый миг перехода из света в мрак. Это не конкретный пейзаж - перед нами развернута жизнь природы. Волны человеческой тревоги умиротворяются в этом океане мира и покоя. В тишине такого мира расцветает человеческое сердце, и герой даже чувствует это. Поэт усиливает метафору, словно возводит ее в квадрат: цветет не цветок, а сердце. В этих трех словах заключен опыт долгой человеческой жизни (стихотворение написано 63-летним поэтом) и глубокое философское понимание единства человека и природы, мироздания. Сердце человеческое живет и расцветает только в единстве с миром природы, сознание этого приносит герою облегчение. Об этом говорит 3 строфа: «И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной…я дрожу…». Наш слух непременно уловит эти сплошные «у», отзвуки первой строфы. Да, это снова человек с его смятением и болью, но она уже смягчена, умиротворена «влагой ночной», слиянием с природой. Последний аккорд стихотворения - повторение двух первых строк (кольцевая композиция). Но звучат они уже по-другому: соприкосновение с ночной природой как бы успокаивает смятение и тревогу, преобразует их в некое решение. К мысли об этом приводит и перестановка строк, и еще один малый, но выразительный штрих: в последних двух строках в отличие от первых присутствуют два местоимения «я», каждая строка стала самостоятельным простым предложением во главе с подлежащим, выраженным «я». Рифмы в стихе перекрестные, зарифмованы по 2-3 звука, что придает звучанию четкость, ясность. Это маленькое стихотворение - блестящий пример того, что в поэзии содержание и форма неразделимы: только вдумываясь, как, какими языковыми средствами поэт передает нам то, что хочет выразить, мы начинаем понимать глубже смысл его произведений.

© 2010-2022