Урок - игра на тему: Такое разное междометие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Туапсинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга







Урок-игра по русскому языку в 7 классе на тему:

«Такое разное междометие!»





Урок - игра на тему: Такое разное междометие





Подготовила: Трошина А. В.

Открытый урок русского языка в 7 классе на тему: «Такое разное междометие!»

Цель: систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Междометие»;

Задачи:

- проследить усвоение новых знаний по теме «Междометие как часть речи».

- учить коллективной работе;

- обогащать словарный запас учащихся

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- воспитывать интерес к предмету

- выявлять творческий потенциал учащихся.

Оборудование:раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

1.Орг. момент.

Учащимся предварительно объявляется тема и форма урока. Класс делится на три команды. (Название выбирают самостоятельно). Далее - представление членов жюри.

Просмотр мультфильма «ОХ и АХ»

Урок - игра на тему: Такое разное междометие

-Ребята, на какого из двух героев мультфильма вы бы хотели быть похожими?

-Так давайте сегодня на уроке поработаем плодотворно, что можно бы было сказать -АХ!

В разговоре без этого слова никак не обойтись, потому что оно чувства и настроения человеческие выражаю. Когда кому-то больно - он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!»Когда весело - смеется: «Ха-ха-ха, , хе-хе-хе, хи-хи-хи» . Встречаются двое: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!» Когда дела плохи, говорят: «дело - табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, аге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные - это ведь тоже его братцы.

Вы догадались о какой части речи мы с вами будем говорить на уроке?Урок - игра на тему: Такое разное междометие

Междометие - это старинное слово, термин появился в 18 веке и переводится с латинского как «брошенное между».

2.Продолжи стихотворение

Разрешите доложить

Всем без исключения,

Что могу я говорить

Только лишь с волнением.

Выражаю поощренья,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Те, которых гложет страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто пасует пред бедой,

Произносит слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!».

Кто задерживает вдох,

Произносит слово «Ох!».

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!».

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья.

3. Викторина.

-Как человек выражает радость победы (Ура )

- Междометие - вопрос (а)

- Междометие, выражающее досаду (Увы, У )

- радость (ах )

- сожаление (Увы )

- чувство испуга ( Ой )

- Назовите междометия, которые пишутся через дефис.

- Какие междометия могут выполнять в предложении роль сказуемого?

- Возглас, которым мы прогоняем курицу. (Кыш.)

- Междометие, выражающее удивление. (Ну и ну!)

- Междометие, побуждающее к действию. (Ну!)

- Междометие, выражающее чувство испуга. (Ой!)

- Просторечный призыв идти куда-то.(Айда.)

- Охотничий возглас при травле зверя.(Ату.)

- Возглас, которым перекликаются в лесу.(Ау.)

- Междометие, выражающее радость.(Ах.)

- Соглашение.(Ага.)

- Вспомните сказки Чуковского. Какое имя образовано от междометия и глагола? (Айболит.)

- Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это. Когда в отчаянии говорят, что человеку пришел конец, тоже говорят это. В первом случае - это существительное, во втором - междометие. (Крышка!)

- Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего - в театре). (Браво!)

- Это междометие есть на дорожном знаке. (Стоп!)

Урок - игра на тему: Такое разное междометие

- Название конфеты образовалось от этого междометия. (Кис-кис.)

- Если не работает звонок, а вам очень надо войти в дверь, то это междометие не произносите, но используете. (Тук-тук.)

4. Составить диалог на тему:

1 команда - «На футбольном поле»

2 команда - «В поезде»

3 команда - «В больнице»

Победитель - та команда, в чьем диалоге больше междометий.

5. Дыхательная гимнастика

Ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». Глубокий вдох носом, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением: «ух», 5-6 раз. Приседая, надо произнести «ах», поднимаясь, - «ох».Считается, что при произношении слов «ух, ох, ах» происходит выброс негативной энергии.

Урок - игра на тему: Такое разное междометие

6. Чайнворд.

Каждая команда получает карточку с заданиями. Выиграет тот, кто быстрее ответит на все вопросы.

1) Подражание звуку ручной пилы.

2) Возглас, которым прогоняют курицу.

3) Междометие, выступающее в роли сказуемого, обозначает действие кого-то, быстро пробежавшего, проскользнувшего

4) Междометие, выражающее недоверие, сомнение, иронию.

5) Звукоподражание корове.

6) Восклицание, выражающее недоумение.

Урок - игра на тему: Такое разное междометие

Обратите внимание на экран. Междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой

Но нужно отличать междометия от звукоподражательных слов. Звукоподражательные слова передают звуки: человека (ха-ха, хи-хи,), животных (мяу-мяу), предметов (тик-так) В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают чувств, эмоций, , побуждений. В предложении звукоподражательные слова могут быть любыми членами предложения, а междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но все же иногда междометие употребляется в значении других частей речи и в этом случае оно становится членом предложения. Ай да чай ! (Синтаксический разбор) - ай да в значении определения. Устно - Вот раздалося «ау!» вдалеке - ау- в значении подлежащего.

7. Работа в тетрадях

- Записать положительные качества учителя.Слово должно начинаться с междометия:

Ах, как красива!

Урок - игра на тему: Такое разное междометие

8. Слушай внимательно. При прочтении текста вы поднимаете руку, если прозвучало междометие. Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

- Эй, буренушка, здорово! (поднимать руку)

Не видала ль ты, корова,

Где овечка?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему

Прокричала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

- Эй, послушай, (поднимать руку)

псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку?

Но собаке эти речи

Непонятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»

- Можно ли к междометиям отнести слова, му,гав?( нет)

.Урок - игра на тему: Такое разное междометие

9. Игра «Угадай чувство». Для осознания роли интонации в выражении различных чувств и ощущений с помощью междометий я предлагаю вам четырежды произнести междометие ах, выражая: а) радость; б) жалобу; в) испуг; г)огорчение. Урок - игра на тему: Такое разное междометие

Выходит один человек из команды, выражает какое-либо чувство междометием, а другая команда должна угадать это чувство

10. Викторина «Страшный разговор». Послушайте текст.Угадайте, о каких междометиях идет речь?

Однажды ночью в стране Морфологии, когда все самостоятельные и служебные части речи отдыхали после трудового дня, в одной темной-претемной комнате собрались странные слова. Так как было очень темно, части речи нельзя было различить,но разговор их мы услышали. Смогут ли команды угадать эти слова?

диалог. Урок - игра на тему: Такое разное междометие

- Представляете, сегодня я узнала, что среди самостоятельных у меня есть близнец! Обозначает напиток! Это существительное люди употребляют ежедневно и не единожды, а обо мне вспоминают редко-редко, да и то лишь в устаревших словах! Чай обидно!
- Ба! Какая несправедливость, но это еще что! Вот я! Представляете? Оказывается, если меня написать два раза подряд и без дефиса, я стану женщиной! Какое несчастье! И не надо там хихикать!
-Почему же не надо? Я имею на это законное право!
-Откуда у вас это право?
- От Всевышнего! Кстати, он когда-то со мной не расставался, а вот теперь приходится скучать в вашей компании.
- Правильно, не надо было хорохориться!
- Кто это сказал?
- Цыц! Я, между прочим, среди вас самый важный!

- Это почему же?
- Это потому, что я есть даже в орфографическом правиле!
- Мы все есть! Только в другом. А в это правило ты попал благодаря курице, да и то в виде исключения.
- Ну что вы так разгорячились? Самое нужное и важное слово - это я. Во-первых, я - иностранец, во-вторых, во мне две л, а в-третьих, люди произносят меня чаще, чем всех вас, вместе взятых, потому что все теперь продвинутые, у всех есть дома телефон...
- Минуточку! Телефон и сломаться может... А вот нас люди всегда произносят, когда встречаются и прощаются, потому что люди нынче воспитанные.
- Где это вы видели воспитанных людей? Да они меня - рогатого, с копытами - по сто раз на день вспоминают, а вы про них - вос-пи-тан-ные!
- А кто это у нас в углу там сидит и все время молчит?
- Тебе лучше меня не трогать!
- Это почему же? Кто ты такой? Особенный, что ли?
- Нет, я такой же, как вы. Но стоит мне произнести свое имя, как вы все кинетесь в разные стороны.
- Да ну! Не может быть!
- Как не может. Смотри! - и он произнес...

(В комнате находились междометия: Чай! Ба! Ха-ха! Боже! Цып-цып! Алло! Здравствуйте! До свидания! Черт! Караул!)

11. Дружеский шарж на членов команды-соперницы, указывающий, какое междометие команда произнесла большее количество раз в течение игры.Урок - игра на тему: Такое разное междометие

12. Рефлексия

Предлагаю с помощью междометий оценить сегодняшний урок.

- Ох! Люблю такие уроки!!!

- Ух! Как интересно!

- Ах! Как же мне все понравилось!

- Ах, ух! Эх! Ого!!! Было интересно!

- Ух, как интересен мир!

- Ах! Какой интересный урок!



13.Домашнее задание: напишите о междометиях сказку или сочините загадки. Урок - игра на тему: Такое разное междометие





© 2010-2022