- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по культуре речи для 11 класса
Рабочая программа по культуре речи для 11 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Муравьева Н.В. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению педагогическим № 324 от 28.08.2014 г.
советом.
Протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Рабочая программа
по культуре речи
для 11 класса А
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Учебный предмет «Культура речи» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Культура речи» выполняет и общепредметные задачи.
Специальной целью преподавания культуры речи является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку и культуре речи учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Культура речи», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по культуре речи являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие логического мышления;
обучение умению самостоятельно пополнять знания по культуре речи;
формирование общепринятых умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основании:
-
Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Среднее (полное) общее образование (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «5» марта 2004 г. № 1089)
-
Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
-
"О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области"
-
Приказа УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г. №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
Учебного плана МАОУ СОШ № 11 на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом № 324 от 28.08.2014 г.)
3. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).
В основе программы положена концепция, предусматривающая повторение и систематизацию на более высоком уровне полученных ранее знаний о русском языке - формирование функциональных знаний и умений, т.е. таких, которые, взятые в совокупности, обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка. Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по культуре речи в 11 классе для общеобразовательных школ. Рабочая программа ориентирована на использование учебника З.Н.Бетиной, Л.В.Самокрутовой. «Культура деловой речи» - Тамбов, издательство ТГТУ.
4. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа. Состояние современного языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения, междометизация и эспирантизация языка) давно уже вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования.
Цель настоящей программы - повысить речевую культуру обучающегося и выработать перспективы дальнейшего речевого самосовершенствования; закрепить существующие и дать новые необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации; познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; дать представление о речи как инструменте эффективного общения; сформировать навыки делового общения.
В целях формирования необходимого уровня подготовки, который определён Государственными требованиями, задачами дисциплины являются:
- расширить, углубить знания по основным разделам русского языка;
- обеспечить в процессе обучения дисциплины связи её уровней, разделов, тем;
- наполнить каждый раздел темы необходимыми понятиями, терминами, правилами, которыми должен овладеть обучающийся после изучения дисциплины;
- осуществлять в теоретических частях связь дисциплины со смежными дисциплинами, показывать их взаимную необходимость и взаимообогащение.
Программа составлена на основе Государственных общеобразовательных стандартов среднего профессионального образования и в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Учитель пользуется программой без каких-либо изменений, так как считает её полностью приемлемой для образовательного учреждения, соответствующей уровню подготовки учащихся, развивающей все основные компетенции, реализующей принцип непрерывности и преемственности образования.
6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Знание языка, его законов, заложенных в нем возможностей, знание основ риторики - искусства владения речью - позволяет воздействовать на других людей, использовать слово как оружие, поэтому прежде чем вложить его в руки подрастающего поколения, следует воспитать в молодых людях те нравственные качества, которые не позволят обращать слово во вред другим.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение культуры речи в 11 классе (профильный гуманитарный) - 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №11 на 2014 - 2015 учебный год и годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы. Данная программа предполагает работу с УМК: А.К.Михальская. Русский язык. Риторика 10-11 класс (базовый и профильный уровень); В.В.Бабайцева Русский язык. 10-11 класс (базовый и профильный уровень).
8. Формы организации образовательного процесса.
- 2 контрольных диктанта;
- 2 изложения;
- 2 сочинения;
- уроки изучения новой темы;
- уроки-закрепления;
- уроки-обобщения;
- уроки проверки и оценки знаний;
- уроки-практикумы;
- уроки развития речи
9. Технологии обучения.
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
Разноуровневые тесты
Задания
Практические работы
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
Тетради для контрольных и творческих работ
Тематический тесты и карточки с заданиями
Репродукции картин
10. Механизмы формирования ключевых компетенций
обучающихся:
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 11 класса.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке, как знаковой системе и общественном мнении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике, как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка, как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
11. Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному
акту образовательного учреждения):
- текущий;
- тематический;
- итоговый;
Формы контроля:
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- самостоятельные работы;
- контрольные диктанты;
- изложения и сочинения;
- письменный опрос;
- работа с карточками.
12. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
В результате изучения культуры речи учащийся должен знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально- смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
13. Информация об используемом учебнике.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по культуре речи в 11 классе для общеобразовательных школ. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: А.К.Михальская. Русский язык. Риторика 10-11 класс (базовый и профильный уровень); В.В.Бабайцева Русский язык. 10-11 класс (базовый и профильный уровень).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень контрольных мероприятий
Введение. Знакомство с курсом. Русский язык и культура речи.
знать: основные понятия: современный русский литературный язык, культура речи, основные аспекты культуры речи, функциональные разновидности языка, основные функции языка, этические нормы языка, факторы влияния на речевой этикет.
уметь: видеть и различать особенности устной и письменной речи, находить отличительные признаки в разных текстах (в статье, в научном докладе, в деловой беседе, в разговоре).
Функциональные стили речи.
Публицистический стиль: история стиля, развитие, жанры, особенности
знать: определение функционального стиля, виды функциональных стилей, их жанры; сферу, назначение, языковые особенности разговорного и книжных стилей речи, историю и развитие публицистического стиля как функционального стиля русского языка, сферу его употребления, функции, языковые особенности данного стиля
уметь: определять и использовать различные стили речи, проводить стилистический анализ текста, отмечать стилевые и жанровые особенности текста
пров. работа
Типы речи. Рассуждение. Рассуждение в публицистическом стиле
знать: черты, композицию текстов описания, повествования и рассуждения, основные лексические и синтаксические особенности, особенности текстов -рассуждений публицистического стиля
уметь: определять тип речи того или иного текста, создавать тексты определённого типа речи, отмечать композиционные и языковые особенности текстов различных типов речи
письм. работа
Текст как функционально-стилевая категория.
Основные признаки текста. Проблема текста. Комментарий к тексту. Формулирование авторской позиции по отношению к рассматриваемой проблеме и собственного мнения. Аргументация.
знать: понятие текста как речевого произведения, основные признаки текста, понятие темы и идеи, проблемы текста как важного вопроса, требующего решения, комментария, авторской позиции, аргумента
уметь: находить и формулировать проблему текста, комментировать её, определять и формулировать авторскую позицию по отношению к рассматриваемой проблеме, высказывать собственную точку зрения, приводя аргументы из литературного и жизненного опыта
тест
анализ текста
письм. работа
сочинение
Структура сочинения-рассуждения. Синтаксические особенности абзаца. Роль вступлений. Виды вступлений. Оформление вывода сочинения.
знать: основные композиционные элементы сочинения-рассуждения, виды вступлений к сочинению, роль вступлений и способы оформления вывода
уметь: создавать тексты-рассуждения, подбирать подходящие вступления и правильно оформлять выводы сочинения, используя речевые клише
самост. работа
сочинение
анализ текстов
Сущность современного красноречия. Мастерство беседы и спора. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства Чувство аудитории и принцип коммуникативного сотрудничества. Аргументирующая речь: планирование и тактика. Информирующая речь: разработка и исполнение. Деловая беседа и деловая ситуация. Требования, ошибки и уловки делового спора. Русские традиции красноречия и современность: задача сохранения и перспективы развития
знать: особенности литературной нормы, грамматических и орфоэпических форм; нормы употребления и сочетаемости частей речи, синтаксические нормы, понятие логичности речи, её коммуникативной точности
уметь: правильно строить речь, грамотно ставить самостоятельные части речи в нужную форму, находить и исправлять грамматические ошибки, видеть и исправлять ошибки, связанные с лексико-грамматической несочетаемостью некоторых членов предложения
письм.работа
пров. работа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п
Тема
Количество
часов
1
Введение. Знакомство с курсом. Русский язык и культура речи.
1
2
Функциональные стили речи.
Публицистический стиль: история стиля, развитие, жанры, особенности
4
3
Типы речи. Рассуждение. Рассуждение в публицистическом стиле
2
4
Текст как функционально-стилевая категория.
Основные признаки текста. Проблема текста. Комментарий к тексту. Формулирование авторской позиции по отношению к рассматриваемой проблеме и собственного мнения. Аргументация.
10
5
Структура сочинения-рассуждения. Синтаксические особенности абзаца. Роль вступлений. Виды вступлений. Оформление вывода сочинения.
3
6
Сущность современного красноречия. Мастерство беседы и спора. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства Чувство аудитории и принцип коммуникативного сотрудничества. Аргументирующая речь: планирование и тактика. Информирующая речь: разработка и исполнение. Деловая беседа и деловая ситуация. Требования, ошибки и уловки делового спора. Русские традиции красноречия и современность: задача сохранения и перспективы развития
14
Итого
34
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса сформулированы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
знать: о функциональных особенностях стилей речи, в частности публицистического стиля, композиции текстов разных типов речи, понятиях проблема текста, комментарий текста, авторская позиция по рассматриваемой проблеме;
нормы современного русского литературного языка; вариативность норм и принципы, её устанавливающие; наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка; правила анализа текстов разных стилей и типов;
уметь: строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; исправлять ошибки и недочеты в устной и письменной речи и предупреждать нарушения норм культуры речи; употреблять основные выразительные средства и недочеты в устной и письменной речи; составлять документы, деловые письма, вести переговоры;
владеть: навыками правильной речи и грамотного письма, а также навыками пользования словарями и справочниками в целях совершенствования общей речевой культуры.
понимать: значимость качества грамотной литературной речи и повышения речевой культуры, важность дальнейшего речевого самосовершенствования;
применять: полученные знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре в деловой сфере.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
-
А.К.Михальская. Русский язык. Риторика 10-11 класс (базовый и профильный уровень).- М: Дрофа, 2012
-
В.В.Бабайцева Русский язык. 10-11 класс (базовый и профильный уровень).- М:Дрофа, 2012
-
Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. - Ростов-на Дону: Феникс, 2013.
-
Н.П. Душина Русский язык и культура речи - Тамбов: ТБК, 2011
-
Н.С. Водина А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум. - М., 2012.
-
Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова. - М., 2013.
-
М.Усачёва. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
Интернет-ресурсы
-
I-школа iclass.home-edu.ru/
-
Википедия -свободная энциклопедия ru.wikipedia.org
-
Дневник.ру dnevnik.ru/
-
ЕГЭ по русскому языку peressa2009.narod2.ru/EGE_po_russkomu_yaziku/
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/catalog/
-
Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu.ru
-
Завуч.инфо Методическая библиотека zavuch.info/
-
Коллекция словарей vseslova.ru/
-
Культура речи kulturarechi.ru/
-
Культура речи и принципы речевого поведения obhaisy-drug.ru/index/kultura_rechi_i_principy_rechevogo_povedenija_menedzhera/0-5
-
Культура русской речи filologia.su/kultura-rechi
-
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку uznaem-kak.ru/normy-ocenki-znanij-umenij-i-navykov-uchashhixsya-po-russkomu-yazyku/
-
Открытый класс - Сетевые образовательные сообщества openclass.ru/
-
Правила хорошего тона knigge.ru/kultura_rechi.html
-
Ресурсы по русскому языку den-za-dnem.ru/school.php?item=295
-
Русский язык и литература в школе russian.nsknet.ru/
-
Система дистанционного обучения ВЕДИ - Русский язык vedi.aesc.msu.ru/russian/
-
Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.су pedsovet.su/
-
Социальная сеть работников образования nsportal.ru/
-
Справочно-информационный портал Грамота.ру gramota.ru/
-
Телешкола 93.186.109.205/school#places/r:teacher
-
Федеральный институт педагогических измерений fipi.ru/view
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru/
-
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/
-
Школьный портал ПроШколу.ру proshkolu.ru/
-
Электронные образовательные ресурсы eorhelp.ru/
-
Яндекс-каталог «Русский язык» yaca.yandex.by/yca/cat/Children/Education/Subjects/Russian/?ncrnd=5770
Описание материально-технического обеспечения учебного процесса
Учебное пространство кабинета № 212 обеспечено следующим оборудованием:
-
2-х местными ученическими столами с комплектом стульев;
-
учительским столом;
-
компьютерным столом;
-
шкафом для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т.п.;
-
центральной доской.
Технические средства обучения:
Ноутбук IRU Patriot 513
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-
Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Автор-составитель С. И. Львова.
-
Комплект портретов для кабинета литературы.
Русские писатели 18-19 веков.
-
Комплект портретов для кабинета литературы.
Русские писатели 20 века.
Приложение
Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год
Предмет: культура речи
Класс: 11А
Учитель: Муравьева Н.В.
Количество часов в год: 34
Количество уроков в неделю: 1
Программа (гос., авт., кто автор) под ред. В.В.Бабайцевой и А.К.Михальской
УМК: А.К.Михальская. Русский язык. Риторика 10-11 класс (базовый и профильный уровень)
В.В.Бабайцева Русский язык. 10-11 класс (базовый и профильный уровень).
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Дата проведения
План
Факт
1
Введение. Знакомство с курсом. Русский язык и культура речи.
1
повторение и закрепление
лекция с элементами беседы
знать: основные понятия: современный русский литературный язык, культура речи, основные аспекты культуры речи, функциональные разновидности языка, основные функции языка, этические нормы языка, факторы влияния на речевой этикет.
уметь: видеть и различать особенности устной и письменной речи, находить отличительные признаки в разных текстах (в статье, в научном докладе, в деловой беседе, в разговоре).
2
Функциональные стили речи.
1
повторение и закрепление
лекция с элементами беседы
знать: определение функционального стиля, виды функциональных стилей, их жанры; сферу, назначение, языковые особенности разговорного и книжных стилей речи, историю и развитие публицистического стиля как функционального стиля русского языка, сферу его употребления, функции, языковые особенности данного стиля
уметь: определять и использовать различные стили речи, проводить стилистический анализ текста, отмечать стилевые и жанровые особенности текста
3-5
Публицистический стиль: история стиля, развитие, жанры, особенности
3
лекция с элементами беседы
практикум
пров.работа
6
Типы речи. Рассуждение.
1
повторение
знать: черты, композицию текстов описания, повествования и рассуждения, основные лексические и синтаксические особенности, особенности текстов - рассуждений публицистического стиля
уметь: определять тип речи того или иного текста, создавать тексты определённого типа речи, отмечать композиционные и языковые особенности текстов различных типов речи
письм. работа
7
Рассуждение в публицистическом стиле.
1
лекция с элементами беседы
8
Текст как функционально-стилевая категория.
Основные признаки текста.
1
повторения
лекция с элементами беседы
знать: понятие текста как речевого произведения, основные признаки текста, понятие темы и идеи, проблемы текста как важного вопроса, требующего решения, комментария, авторской позиции, аргумента
уметь: находить и формулировать проблему текста, комментировать её, определять и формулировать авторскую позицию по отношению к рассматриваемой проблеме, высказывать собственную точку зрения, приводя аргументы из литературного и жизненного опыта
тест
9-10
Проблема текста
2
практикум
11-12
Комментарий к тексту
2
лекция с элементами беседы
практикум
анализ текста
13-14
Формулирование авторской позиции по отношению к рассматриваемой проблеме
2
практикум
15
Формулирование собственного мнения. Аргументация.
1
практикум
письм.работа
16
Читательский и жизненный опыт как источник аргументов
1
практикум
17
Приёмы и способы аргументации
1
практикум
сочинение
18
Структура сочинения-рассуждения. Синтаксические особенности абзаца
1
комбинированный
знать: основные композиционные элементы сочинения-рассуждения, виды вступлений к сочинению, роль вступлений и способы оформления вывода
уметь: создавать тексты-рассуждения, подбирать подходящие вступления и правильно оформлять выводы сочинения, используя речевые клише
самост.работа
19
Структура сочинения-рассуждения. Роль вступлений. Виды вступлений
1
20
Структура сочинения-рассуждения. Оформление вывода сочинения
1
практикум
21
Сущность современного красноречия. Мастерство беседы и спора.
1
комбинированный
22-24
Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства
3
развития речи
сочинение
25-26
Чувство аудитории и принцип коммуникативного сотрудничества
2
комбинированный
знать: особенности литературной нормы, грамматических и орфоэпических форм; нормы употребления и сочетаемости частей речи, синтаксические нормы, понятие логичности речи, её коммуникативной точности
уметь: правильно строить речь, грамотно ставить самостоятельные части речи в нужную форму, находить и исправлять грамматические ошибки, видеть и исправлять ошибки, связанные с лексико-грамматической несочетаемостью некоторых членов предложения
анализ текстов
27-28
Аргументирующая речь: планирование и тактика
2
развития речи
29-30
Информирующая речь: разработка и исполнение
2
развития речи
письм.работа
31
Деловая беседа и деловая ситуация
1
комбинированный
32
Требования, ошибки и уловки делового спора
1
комбинированный
33-34
Русские традиции красноречия и современность: задача сохранения и перспективы развития
2
лекция с элементами беседы