Рабочая программа по журналистике

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события, компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения, гра­мотно ее высказывать, формировать собственную активную жизненную позицию. Благодатным материалом для выполнения этих задач являются журналистские тексты. Программа курса «Издательское дело» предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как публицистика. В рамках курса ребята смогут попробовать себя в профессии журналиста, редактора, дизайнера, верстальщика и корректора. Также учащиеся получат теоретические знания и приобретут практические навыки в создании печатной продукции.

Цели обучения: знакомство учащихся с языком прессы; теоретическое и практическое освоение публицистических жанров; совершенствование связной устной и письменной речи; развитие творческого потенциала; воспитание уважения к профессии журналиста.

Задачи обучения:

  • познакомить с основными публицистическими жанрами и особенностями текстов публицистического стиля;

  • формировать умение работать с публицистическими текстами, навык анализа публицистических текстов;

  • ознакомить с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формировать навыки создания публицистических текстов разных жанров, развивать творческий потенциал учащихся;

  • развивать умение ориентироваться в потоке поступающей информации;

  • формировать профессионально-ориентированные умения, которые помогут в выборе профессии.

Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, встречи, пресс-конференции, мастер-классы.

Обязанности в команде по созданию газеты:

Главный редактор - определяет жанровый и тематический состав номера, отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание.
Редактор отдела новостей - ответственный за работу репортеров и за секцию новостей в газете.
Репортер - человек, собирающий материалы для газеты и доступно их преподносящий.
Фотограф - готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.
Дизайнер - разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также он отвечает за версту газеты - размещение готовых материалов на макетах страниц.

Данный курс рассчитан на учащихся 12-16 лет и предполагает 144 часа работы, из расчета по 2 академических часа с 10-минутным перерывом в 2 раза в неделю. Образовательный процесс проходит с сентября по май включительно, с выполнением летних творческих заданий (проектов, исследований и т.д.), с последующим отчетом. В начале учебного года предполагается знакомство учащихся и их родителей с деятельностью учреждения дополнительного образования, Уставом, локальными актами. Проводится совместное мероприятие для воспитанников и их родителей, а так же обязательное ознакомление и инструкциями по ППБ, ДДТТ, ТБ, электробезопасности, терроризма и др.

Отслеживание результатов производится путем мониторинга (3 раза в год).


Учебно-тематический план


п/п


Разделы, темы

Количество

часов

Знакомство с деятельностью ДДТ

-

    Проведение инструктажей по ТБ

    -

      Поход выходного дня

      -

        Журналистика как вид деятельности

        24

          Содержание и форма журналистских произведений

          50

            Роды, виды и жанры журналистики

            50

              Речевая культура журналиста

              16

                Подведение итогов работы

                4

                  Самостоятельная творческая деятельность

                  -

                    Поход выходного дня

                    -

                      Итоговое мероприятие

                      -

                      Итого

                      144

                      СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

                      1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                      Знакомство с членами кружка: распределение ролей. Целеполагание совместной деятельности.

                      Что такое журналистика? Предмет, цели, задачи журналистики. Виды средств массовой информации. Знакомство с основными понятиями журналистики. Социальные функции СМИ.

                      Журналист. Виды деятельности журналиста. Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. Специфические черты журналистики. Журналист и цензура.

                      История появления газеты. Газета как средство массовой информации. Газета - периодическое издание. Структура газеты. Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение. История школьной газеты. Сущность и задачи школьного издательства. Анализ районных школьных газет. Анализ российских школьных и студенческих газет (печатных и электронных). Создаем макет школьной газеты.

                      Формы контроля: составление памятки, составление презентации, анализ газет.


                      1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
                        Тема. Идея. Интонация.

                      Сравнение публицистических текстов единой тематики разных авторов. Их анализ. Точка зрения журналиста. Угол зрения, под которым рассматривается тема. Стиль журналиста.

                      Текст как смысловое и структурное единство. Вопросы, на которые должен отвечать журналист в каждой статье. Техника письма: с чего начинать создание статьи. Техника письма: с чего нельзя начинать создание статьи. Заголовок текста. Название газеты. Первое обращение к читателю. Ориентация на активного читателя. Заключительная часть текста. Основные композиционные приемы. Признаки публицистического стиля.

                      Этапы работы над журналистским произведением. Речевые, грамматические, фактологические ошибки и способы их исправления. Анализ местной прессы с точки зрения тематики, проблематики, наиболее активных и редких жанровых форм. Выявление ошибок и недочетов в связи с влиянием местного говора. Редактирование материала. Понятия о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. Эпитеты в публицистике.

                      Оформление и подача материала. Газетные полосы. Верстка. Обзор компьютерных программ для верстки.

                      Формы контроля: создание статьи, анализ газет, работа с компьютерными программами

                      3.РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

                      Роды журналистики. Виды журналистики. Опреративно-новостные (заметка), оперативно - исследовательские (интервью, репортаж), исследовательско-новостные (рецензия, комментарий), исследовательские (статья, письмо, обозрение), исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет) жанры. Разнообразие лидов. Специфика жанров и требования к их сообщениям: релевантность, оперативность, краткость, лаконичность, точность. Поиск и работа с проблемной ситуацией. Сенсация. Актуальность материала. Объявление. Реклама.

                      Формы контроля: составление вопросов для интервью, анализ статей, создание статей, написание очерков, создание объявлений и рекламы.


                      1. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

                      Культура устной речи. Культура письменной речи. Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных, радио- и телетекстов. Устные выступления. Дикция. Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок. Практикум по речевым нормам.

                      Формы контроля: редактирование текстов, работа с карточками, сравнение и анализ текстов.


                      1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

                      Критерии оценок школьных печатных изданий. Подведение итогов работы за учебный год. Рекомендации на каникулы. Формулирование планов на следующий учебный год.

                      ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

                      • Предметные знания в области журналистики;

                      • предметные умения и навыки: поиск информации; интервьюирование; создание заметки, репортажа, интервью, статьи; анализ текста; редактирование; первичные навыки создания печатной продукции.

                      • понимание важной роли СМИ в современной жизни, грамотное ориентирование в огромной массе периодических изданий, умение отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;

                      • уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;

                      • знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;

                      • уметь анализировать журналистские тексты;

                      • характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;

                      • уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении;

                      • уметь выполнять разного вида исследовательские работы;

                      • уметь выполнять творческие работы разных жанров.

                      5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                      -

                      1. Бессарабова Н. Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.

                      2. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

                      3. Засорина Т., Федосова Н. Профессия - журналист. - Ростов н/Д., 1999.

                      4. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001.

                      5. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной стилистики. - М., 1971.

                      6. Костомаров В. Г. Стилистические смешения в языке газеты // Вопросы культуры речи. - 1967.

                      7. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 1998.

                      8. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. Рахманова Л. К., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 464.

                      9. Рыдова Е.В. Основы журналистики.// Литература. - 2006. - №12.

                      10. Сковородников А. П. Фигуры речи в современной российской прессе// Филологические науки. - 2001. - №3.

                      11. Сковородников А. П., Копнина Г.А. Выразительные средства языка газетной публицистики // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1.

                      12. Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - № 1.

                      13. Сметанина С. И. Литературное редактирование. - СПб., 2003.

                      14. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1.

                      15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2002.

                      16. ШкапенкоТ.М., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. - Калининград, 2003. Язык СМИ: от первой российской газеты до электронных медиа // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.

                      Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.


                      п/п

                      Дата

                      Кол-
                      -во час.

                      Тема

                      Практическая часть

                      1. Журналистика как вид деятельности
                      (24 часа).


                      2

                      Водное занятие. Целеполагание совместной деятельности. Знакомство с членами кружка: распределение ролей.


                      2

                      Что такое журналистика? Предмет, цели, задачи журналистики.


                      2

                      Виды средств массовой информации. Знакомство с основными понятиями журналистики. Социальные функции СМИ.

                      Работа с материалами одной тематики, представленными разными СМИ (телевидение, радио, печать).

                      2

                      Журналист. Виды деятельности журналиста. Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста.

                      Составление памятки «Будь достоин профессии журналиста».

                      4

                      Работа над выпуском школьной газеты


                      2

                      Специфические черты журналистики. Журналист и цензура.


                      2

                      История появления газеты. Газета как средство массовой информации. Газета - периодическое издание. Структура газеты.

                      Составление мультимедийной презентации.

                      Составление рейтинга популярности периодических изданий среди разной аудитории (учащиеся, учителя, девочки, мальчики, родители, пенсионеры и пр.).

                      2

                      Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение. История школьной газеты. Сущность и задачи школьного издательства. Анализ районных школьных газет.

                      Анализ образцов районных школьных газет.

                      2

                      Анализ российских школьных и студенческих газет (печатных и электронных).

                      Анализ образцов российских школьных и студенческих газет.

                      4

                      Работа над выпуском школьной газеты

                      2. Содержание и форма журналистских произведений
                      (50 часов).

                      2

                      Тема. Идея. Интонация.


                      2

                      Сравнение публицистических текстов единой тематики разных авторов. Их анализ. Точка зрения журналиста. Угол зрения, под которым рассматривается тема.

                      Аналитическое чтение газет.

                      2

                      Стиль журналиста.

                      Сравнение и анализ нескольких публицистических работ одного автора.

                      2

                      Текст как смысловое и структурное единство.

                      Комплексный анализ публицистического текста.

                      2

                      Вопросы, на которые должен отвечать журналист в каждой статье.


                      2

                      Техника письма: с чего начинать создание статьи.

                      Создание статьи.

                      2

                      Техника письма: с чего нельзя начинать создание статьи.

                      Создание статьи.

                      4

                      Работа над выпуском школьной газеты

                      2

                      Заголовок текста.

                      Анализ заголовков теста. Их классификация.

                      2

                      Название газеты. Первое обращение к читателю. Ориентация на активного читателя.

                      Анализ некоторых названий газет, предположение относительно тематики и проблематики этих изданий, аналитическое чтение избранных статей.

                      2

                      Заключительная часть текста.


                      2

                      Основные композиционные приемы. Признаки публицистического стиля.

                      Комплексный анализ публицистического текста.

                      23

                      2

                      Этапы работы над журналистским произведением.

                      Выделение этапов работы над журналистским произведением на образце некоторых материалов.

                      24

                      2

                      Речевые ошибки и способы их исправления.

                      Нахождение и устранение речевых ошибок в публицистических текстах.

                      25

                      2

                      Грамматические, фактологические ошибки и способы их исправления.

                      Нахождение и устранение грамматических и фактологических ошибок в публицистических текстах.

                      26

                      2

                      Анализ местной прессы с точки зрения тематики, проблематики, наиболее активных и редких жанровых форм.

                      Анализ публицистических материалов, представленных на страницах районных газет.

                      27

                      2

                      Выявление ошибок и недочетов в связи с влиянием местного говора. Редактирование материала.

                      Работа со статьями, представленными на страницах районных печатных изданий.

                      28

                      2

                      Понятия о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. Эпитеты в публицистике.

                      Нахождение в публицистических текстах ИВС.

                      29

                      4

                      Работа над выпуском школьной газеты.

                      30

                      2

                      Оформление и подача материала. Газетные полосы. Верстка.

                      Анализ материалов разных газетных полос.

                      31

                      2

                      Обзор компьютерных программ для верстки.

                      Работа с компьютерными программами

                      32

                      2

                      Компьютерные программы в издательском деле.

                      Работа с компьютерными программами

                      33

                      2

                      Мастер-класс (встреча с практикующими журналистами).


                      1. Роды, виды и жанры журналистики
                        (50 часов)

                      34

                      2

                      Роды журналистики.

                      35

                      2

                      Виды журналистики.

                      36

                      2

                      Оперативно-новостные жанры журналистики. Ззаметка.

                      Нахождение в газете заметки, ее анализ.

                      37

                      2

                      Оперативно - исследовательские жанры журналистики. Интервью.

                      Составление вопросов для интервью. Интервью с представителями администрации школы.

                      38

                      2

                      Оперативно - исследовательские жанры журналистики. Репортаж.

                      Составление и анализ репортажей на школьную тематику.

                      39

                      2

                      Исследовательско-новостные жанры журналистики. Рецензия.

                      Анализ рецензий на книгу, спектакль и пр. Составление рецензии.

                      40

                      2

                      Исследовательско-новостные жанры журналистики. Комментарий.

                      Нахождение в газете комментариев, их анализ.

                      41

                      2

                      Исследовательские жанры журналистики (статья, письмо, обозрение).

                      Анализ статей.

                      42

                      2

                      Статья.

                      Создание статей.

                      43

                      2

                      Исследовательско-образные жанры журналистики (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

                      Нахождение на страницах газет материалов изученных жанров.

                      44

                      2

                      Очерк, эссе.

                      Создание очерка.

                      45

                      2

                      Фельетон, памфлет.

                      Анализ памфлетов и фельетонов, представленных на страницах печатных СМИ.

                      46

                      2

                      Разнообразие лидов.

                      Анализ лидов. Составление лидов.

                      47

                      2

                      Специфика жанров и требования к их сообщениям: релевантность, оперативность, краткость, лаконичность, точность.

                      Анализ публицистических материалов разных жанров.

                      48

                      2

                      Поиск и работа с проблемной ситуацией.

                      49

                      4

                      Работа над выпуском школьной газеты.

                      50

                      2

                      Сенсация. Актуальность материала.

                      51.

                      2

                      Объявление.

                      Анализ объявлений. Создание объявления.

                      52.

                      2

                      Реклама.

                      Создание объявления и рекламы на школьную тему.

                      53.

                      2

                      Роды и виды журналистики (повторение).

                      54.

                      2

                      Жанры публицистики (повторение).

                      Нахождение в газетах материалов разных жанров, их глубокий анализ.

                      55.

                      2

                      Определение жанровой принадлежности публицистических текстов.

                      56.

                      2

                      Составление лида на школьную тематику.

                      57.

                      2

                      КВН по журналистике.


                      1. Речевая культура журналиста
                        (16 часов)

                      58.

                      2

                      Культура устной речи. Культура письменной речи.

                      Работа с орфоэпическим минимумом.

                      59.

                      2

                      Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста.

                      Подготовка выступления.

                      60.

                      2

                      Специфика газетных, радио- и телетекстов.

                      Сравнение и анализ текстов разных СМИ.

                      61.

                      2

                      Устные выступления. Дикция. Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок.

                      Редактирование публицистических текстов.

                        2

                        Практикум по речевым нормам.

                        Работа с карточками по орфоэпии.

                          2

                          Пресс - конференция.


                            2

                            Анализ пресс-конференции с точки зрения глубины, верного речевого оформления, уместности, логичности вопросов.


                              2

                              Работа над выпуском школьной газеты

                              5. Подведение итогов работы
                              (4 часа)

                              66.

                              2

                              Критерии оценок школьных печатных изданий.

                              Оценивание по предложенным критериям газеты
                              МБОУ Игринская СОШ №5.

                              67.

                              2

                              Подведение итогов работы за учебный год. Рекомендации на каникулы. Формулирование планов на следующий учебный год.

                              Итого:

                              144ч.




                              © 2010-2022