Я – учитель. Взгляд на профессию изнутри

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Я - учитель. Взгляд на профессию изнутри»


«Все мы родом из детства». Эта известная фраза Антуана де Сент - Экзюпери когда - то поразившая меня стала ключом к пониманию себя и людей, с которыми пришлось столкнуться в течение жизни.

1978 год. Ярким впечатлением детства стала большая беседка во дворе нашей двухэтажки, заполненная сидящими и стоящими детьми, с упоением слушающими мою маму, которая читала вслух «Приключения Эмиля из Ленниберги». Моё маленькое сердечко переполняла гордость оттого, что моя мама умеет так хорошо читать. И первое безотчетное желание: «Хочу быть как ОНА!».

1985 год. Мама проверяет тетрадки, я сижу напротив, делаю уроки и исподволь наблюдаю за ней. То тихая грусть озаряет её лицо, то озорные смешинки мелькают в уставших глазах. Что же такое она читает? Ясное желание: «Я тоже хочу проверять тетрадки!». Подобное выражение грусти, радости и неизменной заинтересованности в том, о чем мы говорим, я неоднократно встречала в глазах классного руководителя Маратканова Сергея Михайловича, который научил самому главному в жизни - самостоятельности и умению работать в коллективе.

У меня было счастливое советское детство, центром которого была школа и люди, работающие в ней; оттого, наверное, и вся последующая жизнь озарена этим добрым и мягким светом понимания и любви.

Мудрые говорят, что есть призвание, а есть профессия. И если профессии можно менять, то от призвания никуда не денешься, и рано или поздно все равно придешь к тому, к чему призван.

2012 год. Я - учитель. Передо мной 12 пар глаз, светящихся любопытством и ожиданием, как бы спрашивающие: «Кто ты? Что нам дашь?». Невольное смущение и растерянность сменяются радостью оттого, что понимаю, дать я им могу то, чему в своё время научили меня.

Замечательный педагог В. М. Лизинский в своей книге «Записки из большого чайника» написал: «Учитель, дети с удовольствием простят тебе твои ошибки, если ты будешь уважать и их заблуждения». Это тот самый секрет, о котором знал Сергей Михайлович и который предстоит постичь мне.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что учитель начинается с любви и уважения к ребенку, ученику. Как только человеку удается воспитать в себе уважение и любовь к другому человеку, он может быть учителем.Так что же важно и нужно видеть ученику во мне? Доступно объяснить учебный материал? Увлечь интересным делом? Качественно подготовить

к ОГЭ, обеспечив достойные баллы? Конечно, все это нужно и важно. Но самым важным мне видится понимание ребенка, принятие его таким, какой он есть. Важно, чтобы он почувствовал уважение к себе как к личности, важно доверие ребенка к учителю, и тогда все те острые углы и шероховатости, юношеский максимализм и заниженная самооценка совместными усилиями будут превращены в прекрасные и сильные качества взрослого человека. Это сложная система соработничества, тяжелый, но благодарный труд, который окупится сторицей.

Так кто же такой учитель? Пауэло Коэльо ответил так: «…Это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нем, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да.Учитель - это особый путь. Путь тернистый и сложный, если хочешь быть профессионалом. И вместе с тем этот путь удивителен и необычен, извилист и захватывающ. Если хочешь быть интересен детям, если хочешь их удивлять и вместе с ними открывать тайны и истины, которые для других, может, и сталиуже обыденными и скучными вещами, вот тогда ты - Учитель. Ты откликнулся на свое призвание. Ты на своем месте.

А действительно ли я на своем месте? Как мне эти «калоши» учительства? Что для меня важно и нужно? Нужно, чтобы меня понимали и со мной считались, ведь я - живой человек, а незапрограммированный исполнитель должностных инструкций. Мне нужно, чтобы дети мне верили, родители учеников поддерживали. Важно, чтобы у меня была возможность творчества и чтобы эту возможность не уничтожали грубым росчерком бюрократического пера. Мне важно, чтобы меня оценивали не только критериями успеха или неуспеха при сдаче ГИА. Мне важно чувствовать себя востребованной и нужной в своей среде.

Современный учитель - это мобильный и коммуникабельный человек, не зацикленный на определенном багаже знаний, способный развиваться и добывать знания на протяжении всей жизни, умеющий адаптироваться в различных жизненных ситуациях, умеющий научить этому учеников, чтобы, покинув стены школы, они чувствовали себя уверенными гражданами своей страны. Я очень хочу стать профессионалом, чтобы принести пользу государству, и это не высокие слова, а то, чем я живу каждый день, то, с чем я вхожу каждый день в класс, то, без чего не обходится практически ни один урок.

И если я сумею часть этого желания передать ученикам, тогда я буду счастливым человеком. На память приходят слова Е. А. Ямбурга, одного из идеологов и разработчиков Профессионального стандарта педагога: «Профстандарт педагога - стандарт «на вырост». Стандарт - это то, как должно быть. И я, как учитель, понимаю, что это то, к чему я должна стремиться, то, до чего я должна «дорасти», чтобы и сама и окружающие видели и ценили во мне профессионала. Я работаю над этим сейчас и полна решимостиидти вверх, к вершине. Ещё много работы впереди, но дорогу осилит идущий. Я верю в то, что теплый и мягкий свет детства будет освещать мне эту дорогу.

© 2010-2022