Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС СОО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


на тему

«Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС СОО»



Подготовила преподаватель

Абелян А.А.


В современном мире обучающемуся становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ему находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна. Игровые, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты развивают исследовательские возможности обучающихся, их таланты, активизирует познавательную активность. Метод проектов «находит большое место в реализации компетентностного обучения, обеспечивая связи учебного заведения с жизнью»[Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие/Под ред. проф. Л. И. Гриценко.- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008.- с.134].

Главной целью образования является развитие обучающегося как компетентной личности, т.е. он должен не только овладеть определённой суммой знаний и системой умений и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической. Проектный метод в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет преподавателям и обучающимся достигнуть этой цели.

Педагогические задачи, которые решаются, исходя из темы опыта.

1. Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.

2. Использование полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач.

3. Формирование коммуникативных умений посредством групповой работы обучающихся.

4. Развитие исследовательских умений.

5. Развитие аналитического мышления.

6. Освоение компетенций - лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической.

Педагогические средства и способы организации.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы развития языка и литературы. Каждый из типов проектов по-своему интересен.

Исследовательские проекты позволяют приобщить обучающихся к научной деятельности. На уроках литературы и во внеурочной деятельности учащиеся проводят информативно-реферативную работу (исследование с целью получения новой информации); проблемно-реферативную (творческие исследования); экспериментальную.

Работа над исследовательскими проектами в области языкознания и лингвистики позволяет овладеть разнообразными методами исследования:

1. Общенаучными

абстракция и конкретизация

анализ и синтез

сравнение

противопоставление

индукция и дедукция

2. Социологическими:

· опрос

· анкетирование

· интервьюирование

· рейтинг

3. Математическими:

· шкалирование

· индексирование

4. Теоретическими:

анализ литературы, архивных материалов, документов

построение гипотез

прогнозирование

5. Империческими:

· глобальный эксперимент

· локальный эксперимент

· микроэксперимент

· лабораторный эксперимент

· естественный эксперимент

Причём методы работы обучающиеся выбирают самостоятельно, преподаватель выступает в роли консультанта и координатора исследовательской деятельности. Работу над этим видом проектов можно представить в виде следующей системы вопросов:

Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

Как назвать?

Зачем данную проблему нужно изучать?

Что рассматривается для решения проблемы?

Как рассматривается? Какие новые свойства, функции могут быть выявлены?

Какой результат можно получить? Каким он представляется?

Что сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза. Что неочевидно в объекте? Чего в нём не видят другие?

Постановка этих вопросов помогает участнику исследования понимать актуальность и значимость целей, продумывать и обосновывать структуру работы, выбирать необходимые методы обработки и оформления результатов.

Важными этапами проектного обучения являются презентация и рефлексия. Презентация проводится на научной конференции. Рефлексия осуществляет самооценку результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Проведение конференций позволяет организовать групповую рефлексию.

В процессе разработки долгосрочного исследовательского проекта «Прозвища как способ экспрессивизации общения» было рекомендовано обучающимся подобрать материал об использовании детских прозвищ в художественных произведениях, кино, в молодёжной среде. В ходе исследовательской работы у участников проекта возникли различные гипотезы решения поставленной проблемы. Они нашли своё отражение в представлении проекта и стали основой дискуссии. Таким образом, в проекте приняли участие не только его создатели, но и все обучающиеся.

Цели и задачи участников проекта: сбор и представление материала о роли прозвищ в общении - в художественных произведениях: В. Г. Помяловский «Очерки бурсы», А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»

- в молодёжном сериале «Кадетство»

- среди студентов АЮТ

- исторические факты

- классификация собранного материала

- выявление причин появления прозвищ

- рекомендации психологов.

В итоге выполнения проекта, обучающиеся приходят к выводу, что прозвища давали людям во все времена и избежать такой участи часто не удаётся. Надо быть к этому психологически готовым. Рекомендации психолога, приведённые в исследовательском проекте, помогли многим обучающимся избежать стрессовых ситуаций. На основе собранного материала подготовлено выступление исследовательского характера.

Большой интерес у обучающихся вызывают творческие проекты. Создание тематических альбомов по творчеству любимых писателей и поэтов - один из них. Для работы организовываются творческие группы.

Цели и задачи участников проекта:

· выбор произведений для иллюстрирования,

· аргументация выбора,

· подготовка иллюстраций.

В итоге выполнения проекта были созданы оригинальные работы . Преподаватели русского языка и литературы используют их в качестве наглядно-иллюстративного материала на уроках русского языка и литературы.

Студенты 1 курса решили нарисовать родные пейзажи и «проиллюстрировать» их строчками из стихотворений С. Есенина. Это позволило более подробно познакомиться с творчеством этого замечательного русского поэта. Так появился альбом «Моя малая родина»

Цели и задачи участников проекта :

· изображение пейзажа - символа нашей малой родины,

· сбор материала из стихов С. Есенина, изображающих сельские пейзажи.

В итоге выполнения проекта учащиеся приходят к выводу о том, что

изображение пейзажей в лирике Есенина создают целостный образ

Родины, поэтому в его стихотворениях передается не только красота родной поэту рязанской земли, но и бескрайность полей Кубани. Представление проекта стало основой дискуссии «С чего начинается Родина?». Обучающимся необходимо было соблюдать правила: развёрнуто обосновывать суждения, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры. Участвуя в дискуссии, они должны следовать этическим нормам. Всё это позволяет сформировать коммуникативные компетенции.

Результаты.

Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Это и обогащение словарного запаса обучающихся, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков. Студенты научились выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. При говорении они уже не только доказательно отвечают на вопросы преподавателя, но и сами выдвигают тезисы, аргументируют свою позицию, соблюдают правила ведения диалога. Метод проектов помогает обучающимся видеть и понимать межпредметные связи. Они научились передавать с помощью рисунков языковые явления, иллюстрировать художественные произведения. Творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта. Внеурочная деятельность приобрела для них новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия. Они научились самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний. Члены научного общества приобрели способность понимать причины и логику развития языковых процессов, получили возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Изучая языковые явления, обучающиеся научились выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности.

Внеклассная работа позволяет расширить коммуникативные возможности обучающихся. Ситуации речевого общения, смоделированные в совместной работе над проектами, позволяют повысить речевую культуру обучающихся, гораздо эффективнее происходит усвоение языковых норм. Организация работы предполагает создание творческого коллектива. Возможны различные виды деятельности:

индивидуальная, секционная, массовая.

Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Индивидуальная работа - это самостоятельная работа обучающихся с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение конкретных заданий, творческой работы. Секционная деятельность объединяет обучающихся, работающих по какому-либо направлению, теме. Это позволяет решить проблему с различных точек зрения. Работа в секциях предполагает проведение экспериментов, обсуждение рефератов, защиту проектов и предложений. Массовая работа - это встречи со специалистами, проведение тематических мероприятий, олимпиад, экскурсий, конкурсов, конференций.

Проектное обучение необходимо использовать в обучающей практике, но не как единственный метод обучения, а в комплексе с другими методами. Лучше, когда проект является межпредметным. Ребята учатся использовать в работе разные виды информации, понимают её личностную значимость. Кроме того, это помогает устранить перегрузку обучающихся.

Нельзя принуждать обучающихся к выполнению такой работы. Главный принцип - добровольность. Исследовательскую работу лучше начать с небольшой группы. Не каждому обучающемуся и преподавателю она по силам.

Интерес к исследовательской деятельности можно развить, предложив обучающимся встретиться со специалистами или принять участие в конференции в качестве зрителя. «Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты преподаватель и обучающиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т.п. <…> Подробная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме». [Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы. 1988. №3. - с. -16.]

Список использованной литературы:

1. Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие / Под ред. проф. Л. И. Гриценко.- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008.- с.134.

2. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы. 1988. №3. - с. -16.


© 2010-2022