Конспект урока на тему Медный всадник

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему Медный всадник

Конспект урока на тему Медный всадник

Конспект урока на тему Медный всадник

Конспект урока на тему: «Поэма «Медный всадник»

8 класс

Цели урока:

  1. Обучающая: ознакомить учащихся с творчеством поэта в 30-е годы, показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России - преобразованиям Петра I.

  2. Развивающая: развитие речи учащихся.

  3. Воспитывающая: вызвать сочувствие к «малым людям», развитие интереса к прошлому страны.

Оформление: портреты А.С.Пушкина, эпизоды из поэмы «Медный всадник».

Организационный момент: приветствие, знакомство с планом урока.

Эпиграф:

«Ты понял жизни цель счастливый человек Для жизни ты живешь»

А.С.Пушкин

Ход урока.

Вступление.

Теме «Проблема государства и личности в стихотворной повести

А.С.Пушкина «Медный всадник» отводится 2 часа.

На первом уроке восьмиклассники исследуют вопрос взаимоотношений личности и государства в «Медном всаднике» через пушкинское мироощущение, его понимание истории, через широкий охват взглядов на жизнь самого поэта; говорят о жанре, об идейно-художественном своеобразии произведения.

Подробнее остановимся на втором уроке.

В русской литературе давно установилось понятие «маленький человек» - совершенно определенный тип литературного героя. Кого из литературныхгероев мы относим к так называемым «маленьким людям»? (Самсон Вырин - «Станционный смотритель»», Акакий Акакиевич Башманчкин - «Шинель», Макар Девушкин - «Бедные люди».)

-А можно ли отнести Евгения к этому типу литературных героев?

Ответы учащихся.

Учитель:

Традиционно включить Евгения в галерею «маленьких людей» нельзя, но некоторые типические черты этих героев мы все же находим и у него. Прежде чем приступить к обстоятельному разговору, я хотела бы познакомить вас с выводом литературоведа Г.Краснухина (см.: Пушкин, Болдино. 1833.-М, 1998): «Когда-то Белинский находил в «Медном всаднике» апофеозу Петра. Учитывая, что он читал текст, сильно искаженный правкой Жуковского, следует признать его правоту; именно апофеозу Петра и передала направленная на это правка Жуковским пушкинского текста. Но у самого Пушкина апофеоза не Петра, а Евгения, духовно вознесенного над самим «мощным властелином судьбы».

Попробуем разобраться, можно ли согласиться с этим утверждением? Что Пушкин рассказывает о Евгении? («Прозванья нам его не нужно...», «Наш герой живет в Коломне...»).

-Что мы узнаем о Евгении из этого отрывка?

Каковы его интересы, стремления? Как к нему относится автор, в какой интонации ведет рассказ о нем?

-Вспомним начало повести. О чем думал Петр?

-А о чем думает Евгений? Постараемся определить «жанр» его дум.

-Он думает о женитьбе на Параше, тихом семейном счастье, о «благополучной», если так можно выразиться, смерти в кругу семьи.

-Вспомните, как называется поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы или как мы называем просто мирное, счастливое существование?

-Идиллия.-Не кажется ли вам, что размышления Евгения о будущем - это и есть «житейская идиллия».

  • Да, это идиллия. Смена жанра подчеркивается стилистически. Во вступлении была ода, а здесь, где речь идет о прозе жизни, идиллия.

Хотела бы обратить ваше внимание на ритм. Стихи, в которых говорится о Петре, четкие как марш, нет никаких переносов с одной строчки на другую. Ужасен он в окрестной мгле,

Какая дума на челе:

Какая сила в нем сокрыта!

А там, где говорится о Евгении, ритм как бы замедляется:

Мы будем нашего героя Звать этим именем. Оно

Звучит приятно, с ним давно

Мое перо к тому же дружно.

  • Ребята, а что плохого в том, что человек мечтает о семейном счастье, о спокойной уютной жизни? А может быть, это и есть выход из всех жизненных невзгод?

Еще Карамзин проповедовал идеал тихой, уединенной жизни и считал, что счастье можно найти в тихом семейном кругу. Правда, сам Карамзин не ограничился кругом семейных забот. Он жил духовной жизнью. В 23 года он отправился в путешествие и написал «Письма русского путешественника». И в чужих краях никогда не забывал Родины. 15 лет отдал написанию «Истории Государства Российского». Карамзин очень тяжело переживал смерть своей первой любимой жены. И пережить это страшное горе ему помог труд: «Стану заниматься трудами сколько могу. Лизонька этого хотела». А Евгений, я считаю, не перенес смерти Параши, потому что жизнь его ничем не была заполнена.

  • Что можно сказать об отношении автора к герою?

По-видимому, автор относится к Евгению хорошо. Любому человеку

близки и понятны стремления Евгения, любой человек мечтает о том же: о

женитьбе по любви, о семейном счастье, о детях и внуках и кажется, голос автора как бы теплеет. Но все же, на мой взгляд, жизненная позиция Пушкина отличается от позиции Евгения. Пушкин сформулировал во второй главе «Евгения Онегина» свое понимание процесса жизни. Читаем отрывок: Придет, придет и наше время,

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

-Какое же жизненное кредо автора заключается в этих строчках?

Человек рождается не для того, чтобы для себя жить, а для других людей, может быть для Родины.

Он обязательно доброе что-то должен сделать для других и оставить после себя добрую память.

И все-таки авторская оценка героя неоднозначна. Обычно симпатии автора на стороне «маленького человека». Евгений же вступив в неравный спор, наказан безумием.

Почему, за что? Давайте разберемся.

Какое имя дал Пушкин своему герою? А фамилию? (Её нет).

-Интересно. Всадник лишен имени, а Евгений фамилии. Случайно ли это? Что такое фамилия?

Фамилия вписывает человека в историю его рода, а через род - в историю человечества.

-Чувствуете, какая связь? Это корни человечества. Эта мысль была более чем значима для Пушкина в 1830-х годах. Как Пушкин относится к своему роду, к своим корням?

Он писал в стихотворении «Моя родословная»:

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор,

Я просто русский мещанин...

По убеждению автора «гордиться славою своих предков не только уюжно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». Пушкин :читал, что без глубокой исторической памяти нет ни подлинной культуры, ни плодотворного настоящего, ни перспективного будущего и в личной, и в общественной жизни. Согласны ли вы с мнением поэта?

-Да. Он показывает, что Евгений не понимает, что человек без корней - это, в общем-то, человек и без будущего. Он становится духовно неустойчивым. Случись какая беда - и тебе не за что будет ухватиться, тебя ничто не держит. Что и случилось.

Пушкин сострадает Евгению, но не восхищается, не преклоняется перед ним. Человек не должен отрываться от своих корней. Пушкин не мог простить это Евгению. Нет фамилии, потому что не очень-то дорожит ею, своим родом.

Но есть эпизод, где Евгений ведет себя как герой. (Наводнение)

С гибелью Параши рушится его мечта. И впервые здесь появляется описание памятнику Петру I.

И, обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

(Кумир значит идол, божок).

И что же происходит дальше?

Переждав бурю, Евгений стремглав несется через реку к своей невесте. Он мог бы утонуть. Но не думает о себе. Он храбрый, смелый и честный. И это вызывает уважение.

Найдите строки, свидетельствующие о том, что Евгений понял: все погибло.

Что же это?

Он остановился.

Пошел назад и воротился.

Глядит.. .идет.. .еще глядит.

Вот место, где их дом стоит;

Вот ива. Были здесь вороты -

Снесло их, видно. Где же дом?

Как описывает Пушкин мечущегося Евгения?

Пушкин сочувствует Евгению, жалеет его. Как пережил Евгений свое горе? Как сложилась его судьба?

Но бедный, бедный мой Евгений...

Увы! Его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Не устоял...

Что можно сказать об отношении автора к Евгению в этом отрывке?

Разлученный с Парашею и лишенный разума, Евгений внезапно вспоминает на площади Петровой, где высится монумент, «свой прошлый ужас».

Он понял связь Петра с собственной жизнью. Пушкин упрекает Петра в том, что он и город основал «под морем», и Россию поднял на дыбы, над самою бездной. И назван он «горделивым истуканом». Кумир замышлял основать город «на зло». Евгений обращается к нему «злобно задрожав». Месть - вот что движет им!

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный !-

Шепнул он, злобно задрожав,-

Ужо тебе!..»

-Случайно ли Евгений умирает на пороге «домишки ветхого»?

Нет, этот дом стал символом его «домашнего» счастья. Он пуст.

В. Непомнящий в своих «Заметках о духовной биографии Пушкина» пишет: «Любовь может быть величайшим двигателем жизни и человеческой истории. Трагизм истории, воплощенной Пушкиным... в том, что человеческая история совершается помимо любви, вне любви, что делается

людьми назло и наперекор собственной их потребности и жажде любви. Но так нельзя больше делать историю...»

А как надо делать историю - этому нас и учит А.С.Пушкин: «Там нет истины, где нет любви».

Подведение итогов урока.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности Петра I?

© 2010-2022