- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Дополнительная образовательная программа кружка по русскому языку
Дополнительная образовательная программа кружка по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курочкина Е.А. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Алексеевский филиал
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Коровяковская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Рассмотрено
на МО учителей
филологов
Протокол №__
от___ ___ 2014 г.
Руководитель МО
_____
Согласовано
на МС школы
Протокол №__
от__ __ 2014 г.
Руководитель МС
_______
Утверждаю
Директор МКОУ
«Коровяковская СОШ»
.________
Приказ №___
от «__»________2014 г.
Дополнительная образовательная программа
кружка «Секреты грамотности»
на 2014-2015 учебный год
для обучающихся 14-16 лет
Программу составила Курочкина Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы.
с. Алексеевка
2014 г.
Пояснительная записка
Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно - историческому опыту человечества.
Одной из важнейших задач в курсе русского языка в основной школе является формирование у обучающихся языковой и лингвистической компетенции, которые формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и понятиях, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением-рассуждением учит логически мыслить, аргументировать свой ответ.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Цели кружковой работы:
-
способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.
-
гуманитарное развитие обучающихся;
-
развитие творческих способностей личности;
-
овладение обучающимися свободной письменной речью;
-
подготовка школьников к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Задачи кружковой работы:
-
помочь обучающимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку;
-
совершенствование практической грамотности;
-
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
-
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
-
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
-
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
-
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
-
привитие интереса обучающихся к русскому языку;
-
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
-
воспитание коммуникативной культуры школьников;
-
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
Основные принципы организации кружка:
-
принцип добровольности;
-
принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
-
принцип индивидуального подхода к обучающимся;
-
принцип систематичности;
-
принцип занимательности;
-
принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Технология организации кружковой работы
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ОГЭ по русскому языку.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания)
3. контролирующий (изложение, сочинение, тесты)
Формы проведения занятий:
занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, тестирование, тренировочные упражнения.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
• работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
• самостоятельная работа;
• работа в группах, парах;
• индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Занятия выполняют следующие функции:
Обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки обучающихся, формируют навыки исследовательской работы);
Диагностическую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность пунктуационных умений и навыков);
Познавательную (содержат новую для обучающихся информацию);
Развивающую (развивает самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
Стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ОГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе.
Программа рассчитана на 68 часов (2ч в неделю, 1год) и адресована обучающимся
8 - 9 классов (возраст - 14-16 лет).
Режим занятий
Занятия кружка проходят согласно школьному расписанию: 2 занятия в неделю (понедельник и суббота) по 45 минут.
Содержание программы
Введение. Цели и задачи курса. Значение языка в жизни общества (1ч).
Лингвистика - наука о языке. Ученые лингвисты (1ч).
Справочная литература. Разнообразие словарей. Классификация словарей. В гостях у словарей (3ч).
Этимология - наука о происхождении слов. Работа с этимологическим словарем (2ч).
Лексическое богатство русского языка. Омонимы, синонимы, антонимы, их роль в языке, в художественной литературе (3ч).
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова (2ч).
Культура речи - необходимое качество образованного человека. Лексика ограниченного употребления (2ч).
Фразеологизмы, их выразительность. Почему мы так говорим (1ч).
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. Работа с толковым словарем С. И. Ожегова (1ч).
Речевые нормы. Лексическое значение слова (2ч).
Лексические нормы в языке. Почему мы так говорим (2ч).
Орфоэпические нормы в языке. Типы орфоэпических ошибок (2ч).
Ударение в словах и формах слов (2ч).
Грамматические нормы в языке. Занимательная грамматика. Грамматические задачи. Лингвистические загадки, кроссворды (5ч).
Синтаксические нормы. Единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст) (2ч).
Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Типы связи в словосочетаниях (4ч).
Предложение как основная единица синтаксиса (1ч).
Это «непростое» простое предложение. Грамматическая основа простых предложений. Виды простых предложений. Знаки препинания в простом предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений (5ч).
Сложное предложение. Средства связи. Знаки препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений (3ч).
Текст как единица синтаксиса. Структура текста. Стили текса. Смысловые отношения между предложениями текста (3ч).
Изобразительно-выразительные средства языка. Средства художественной выразительности в тексте (5ч).
Текст. Микротема. Работа с текстом. Выявление микротем (4ч).
Сжатое изложение. Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста. Сочетание замены и исключения, исключение и обобщения, замены, исключения и обобщения. Критерии оценивания сжатого изложения (5ч).
Анализ композиционной и смысловой целостности текста. Требования к сочинению - рассуждению Структура сочинения - рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Сочинение- рассуждение. Критерии оценивания сочинения-рассуждения (5ч).
Систематизация и обобщение изученного материала. Практикум (2ч).
Требования к уровню подготовки
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в
орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2015 года для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения, создавать своё высказывание, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ОГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса обучающиеся должны знать:
• Основные функции языка.
• Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
• Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса обучающиеся должны уметь:
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления,
• проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• извлекать необходимую информацию из различных источников;
• владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского литературного языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
-
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
-
адекватно понимать прослушанный текст. Письменно воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста); использовать различные способы компрессии текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
адекватно понимать информацию письменного сообщения. Определять тему, основную мысль текста, явную и скрытую информацию.
Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
промежуточный (проводится в форме творческих работ);
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ОГЭ и критериями оценивания.
Список рекомендуемой литературы
Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников
9 класса. Русский язык. Справочные материалы, разбор заданий, алгоритмы, тесты. - Москва, «Интеллект-Центр», 2014.
Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса. Русский язык. Справочные материалы, разбор заданий, алгоритмы, тесты. - Москва, «Интеллект-Центр», 2015.
И. П. Цыбулько. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ. - Москва, «Национальное образование», 2015.
И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. - Москва, «АСТ Астрель», 2015.
Г. Т. Егораева. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Типовые тестовые задания.- Москва, «Экзамен», 2015.
Л. А. Тростенцова и др. Русский язык, 9 кл. - М.: Просвещение, 2014.
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2012.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 2012.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. - М.: Просвещение, 2011.
Тематическое планирование
№ п/п
Кол. час.
Тема занятия
Форма занятия
Виды деятельности обучающихся
Дата
1
1
Введение. Цели и задачи курса.
Значение языка в жизни общества.
Лекция.
Коллективная.
2
1
Лингвистика - наука о языке. Ученые-лингвисты.
Лекция, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
3-4
2
Справочная литература. Разнообразие словарей. Классификация словарей русского языка.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
5
1
В гостях у словарей. Как возникают названия.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
6-7
2
Этимология - наука о происхождении слов. Работа с этимологическим словарем.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
8
1
Лексическое богатство русского языка.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
9-10
2
Омонимы, синонимы, антонимы, их роль в языке, в художественной литературе.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
11-12
2
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
13
1
Культура речи - необходимое качество образованного человека
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
14
1
Лексика ограниченного употребления.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
15
1
Почему мы так говорим. (Фразеологизмы, их выразительность).
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
16
1
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.
Работа с толковым словарем
С. И. Ожегова.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
17-18
2
Речевые нормы. Лексическое значение слова.
Лекция, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
19-20
2
Почему мы так говорим. Лексические нормы в языке.
Лекция, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
21-22
2
Орфоэпические нормы в языке. Типы орфоэпических ошибок
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
23-24
2
Ударение в словах и формах слов.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
25
1
Грамматические нормы в языке.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
26-27
2
Занимательная грамматика. Грамматические задачи.
Практикум
Коллективная, индивидуальная.
28-29
2
Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.
Практикум
Коллективная, индивидуальная.
30
1
Синтаксические нормы.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
31
1
Единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст).
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
32
1
Словосочетание как единица синтаксиса.
Беседа, практ.
Коллективная.
33
1
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
34-35
2
Типы связи в словосочетаниях.
Практикум
Коллективная, индивидуальная.
36
1
Предложение как основная единица синтаксиса.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
37
1
Это «непростое» простое предложение.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
38-39
2
Грамматическая основа предложений.
Практикум.
Коллективная, индивидуальная.
40
1
Виды простых предложений. Знаки препинания.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
41
1
Синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений.
Практикум.
Коллективная, индивидуальная.
42-43
2
Сложное предложение. Средства связи. Знаки препинания.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
44
1
Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений.
Практикум.
Коллективная, индивидуальная.
45
1
Текст как единица синтаксиса. Структура текста.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
46
1
Текст. Стили речи.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
47
1
Текст. Смысловые отношения между предложениями текста.
Практикум.
Коллективная, индивидуальная.
48-49
2
Изобразительно-выразительные средства языка.
Беседа, практикум.
Коллективная, индивидуальная.
50
1
Средства художественной выразительности в тексте.
Беседа, практикум.
Коллективно-групповая.
51-52
2
Средства художественной выразительности в тексте.
Практикум
Индивидуальная. Работа с текстом.
53-54
2
Микротема.
Беседа, практикум.
Индивидуальная. Работа с текстом.
55-56
2
Работа с текстом. Выявление микротем.
Практикум
Индивидуальная. Работа с текстом.
57-58
2
Виды сжатия текста. /Сжатое изложение/.
Практикум.
Индивидуальная.
59-60
2
Виды сжатия текста. /Сжатое изложение/.
Практикум.
Индивидуальная.
61
1
Критерии оценивания сжатого изложения.
Лекция.
Индивидуальная.
62-63
2
Анализ композиционной и смысловой целостности текста. /Сочинение-рассуждение/.
Лекция, практикум.
Индивидуальная. Коллективная.
64-65
2
Анализ композиционной и смысловой целостности текста. /Сочинение-рассуждение/.
Лекция, практикум.
Индивидуальная. Коллективная.
66
1
Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Лекция.
Индивидуальная. Коллективная.
67
1
Систематизация знаний и умений.
Практикум
Коллективная.
68
1
Психологический практикум «Я готов к ОГЭ по русскому языку».
Презентация.
Коллективная.