Дополнительная образовательная программа кружка по русскому языку

Дополнительная образовательная программа кружка по русскому языку "Секреты грамотности" для подготовки обучающихся 9 класса к сдаче ОГЭ. Программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю). Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ОГЭ по русскому языку.  Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.  Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практиче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексеевский филиал

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Коровяковская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области



Рассмотрено

на МО учителей

филологов

Протокол №__

от___ ___ 2014 г.

Руководитель МО

_____

Согласовано

на МС школы

Протокол №__

от__ __ 2014 г.

Руководитель МС

_______



Утверждаю

Директор МКОУ

«Коровяковская СОШ»

.________

Приказ №___

от «__»________2014 г.



Дополнительная образовательная программа

кружка «Секреты грамотности»

на 2014-2015 учебный год

для обучающихся 14-16 лет







Программу составила Курочкина Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы.











с. Алексеевка

2014 г.

Пояснительная записка

Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно - историческому опыту человечества.

Одной из важнейших задач в курсе русского языка в основной школе является формирование у обучающихся языковой и лингвистической компетенции, которые формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и понятиях, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением-рассуждением учит логически мыслить, аргументировать свой ответ.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Цели кружковой работы:

  • способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.

  • гуманитарное развитие обучающихся;

  • развитие творческих способностей личности;

  • овладение обучающимися свободной письменной речью;

  • подготовка школьников к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Задачи кружковой работы:

  • помочь обучающимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку;

  • совершенствование практической грамотности;

  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

  • привитие интереса обучающихся к русскому языку;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;

  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

Основные принципы организации кружка:

  • принцип добровольности;

  • принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

  • принцип индивидуального подхода к обучающимся;

  • принцип систематичности;

  • принцип занимательности;

  • принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Технология организации кружковой работы

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ОГЭ по русскому языку.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. тренировочный (тестовые задания)

3. контролирующий (изложение, сочинение, тесты)

Формы проведения занятий:

занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, тестирование, тренировочные упражнения.

Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

• работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

• самостоятельная работа;

• работа в группах, парах;

• индивидуальная работа.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Занятия выполняют следующие функции:

Обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки обучающихся, формируют навыки исследовательской работы);

Диагностическую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность пунктуационных умений и навыков);

Познавательную (содержат новую для обучающихся информацию);

Развивающую (развивает самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

Стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ОГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе.

Программа рассчитана на 68 часов (2ч в неделю, 1год) и адресована обучающимся

8 - 9 классов (возраст - 14-16 лет).

Режим занятий

Занятия кружка проходят согласно школьному расписанию: 2 занятия в неделю (понедельник и суббота) по 45 минут.



















Содержание программы

Введение. Цели и задачи курса. Значение языка в жизни общества (1ч).

Лингвистика - наука о языке. Ученые лингвисты (1ч).

Справочная литература. Разнообразие словарей. Классификация словарей. В гостях у словарей (3ч).

Этимология - наука о происхождении слов. Работа с этимологическим словарем (2ч).

Лексическое богатство русского языка. Омонимы, синонимы, антонимы, их роль в языке, в художественной литературе (3ч).

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова (2ч).

Культура речи - необходимое качество образованного человека. Лексика ограниченного употребления (2ч).

Фразеологизмы, их выразительность. Почему мы так говорим (1ч).

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. Работа с толковым словарем С. И. Ожегова (1ч).

Речевые нормы. Лексическое значение слова (2ч).

Лексические нормы в языке. Почему мы так говорим (2ч).

Орфоэпические нормы в языке. Типы орфоэпических ошибок (2ч).

Ударение в словах и формах слов (2ч).

Грамматические нормы в языке. Занимательная грамматика. Грамматические задачи. Лингвистические загадки, кроссворды (5ч).

Синтаксические нормы. Единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст) (2ч).

Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Типы связи в словосочетаниях (4ч).

Предложение как основная единица синтаксиса (1ч).

Это «непростое» простое предложение. Грамматическая основа простых предложений. Виды простых предложений. Знаки препинания в простом предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений (5ч).

Сложное предложение. Средства связи. Знаки препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений (3ч).

Текст как единица синтаксиса. Структура текста. Стили текса. Смысловые отношения между предложениями текста (3ч).

Изобразительно-выразительные средства языка. Средства художественной выразительности в тексте (5ч).

Текст. Микротема. Работа с текстом. Выявление микротем (4ч).

Сжатое изложение. Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста. Сочетание замены и исключения, исключение и обобщения, замены, исключения и обобщения. Критерии оценивания сжатого изложения (5ч).

Анализ композиционной и смысловой целостности текста. Требования к сочинению - рассуждению Структура сочинения - рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Сочинение- рассуждение. Критерии оценивания сочинения-рассуждения (5ч).

Систематизация и обобщение изученного материала. Практикум (2ч).











































Требования к уровню подготовки

Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в

орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2015 года для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения, создавать своё высказывание, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ОГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса обучающиеся должны знать:

• Основные функции языка.

• Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.

• Основные нормы русского литературного языка.

К концу изучения курса обучающиеся должны уметь:

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления,

• проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

• извлекать необходимую информацию из различных источников;

• владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

грамматические нормы русского литературного языка;

• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского

литературного языка;

  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

  • адекватно понимать прослушанный текст. Письменно воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста); использовать различные способы компрессии текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • адекватно понимать информацию письменного сообщения. Определять тему, основную мысль текста, явную и скрытую информацию.

Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

промежуточный (проводится в форме творческих работ);

итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ОГЭ и критериями оценивания.








Список рекомендуемой литературы

Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников

9 класса. Русский язык. Справочные материалы, разбор заданий, алгоритмы, тесты. - Москва, «Интеллект-Центр», 2014.

Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса. Русский язык. Справочные материалы, разбор заданий, алгоритмы, тесты. - Москва, «Интеллект-Центр», 2015.

И. П. Цыбулько. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ. - Москва, «Национальное образование», 2015.

И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. - Москва, «АСТ Астрель», 2015.

Г. Т. Егораева. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Типовые тестовые задания.- Москва, «Экзамен», 2015.

Л. А. Тростенцова и др. Русский язык, 9 кл. - М.: Просвещение, 2014.

Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2012.

Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 2012.

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. - М.: Просвещение, 2011.















Тематическое планирование

№ п/п

Кол. час.

Тема занятия

Форма занятия

Виды деятельности обучающихся

Дата

1

1

Введение. Цели и задачи курса.

Значение языка в жизни общества.

Лекция.

Коллективная.

2

1

Лингвистика - наука о языке. Ученые-лингвисты.

Лекция, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

3-4

2

Справочная литература. Разнообразие словарей. Классификация словарей русского языка.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

5

1

В гостях у словарей. Как возникают названия.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

6-7

2

Этимология - наука о происхождении слов. Работа с этимологическим словарем.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

8

1

Лексическое богатство русского языка.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

9-10

2

Омонимы, синонимы, антонимы, их роль в языке, в художественной литературе.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

11-12

2

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

13

1

Культура речи - необходимое качество образованного человека

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

14

1

Лексика ограниченного употребления.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

15

1

Почему мы так говорим. (Фразеологизмы, их выразительность).

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

16

1

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Работа с толковым словарем

С. И. Ожегова.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

17-18

2

Речевые нормы. Лексическое значение слова.

Лекция, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

19-20

2

Почему мы так говорим. Лексические нормы в языке.

Лекция, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

21-22

2

Орфоэпические нормы в языке. Типы орфоэпических ошибок

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

23-24

2

Ударение в словах и формах слов.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

25

1

Грамматические нормы в языке.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

26-27

2

Занимательная грамматика. Грамматические задачи.

Практикум

Коллективная, индивидуальная.

28-29

2

Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

Практикум

Коллективная, индивидуальная.

30

1

Синтаксические нормы.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

31

1

Единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст).

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

32

1

Словосочетание как единица синтаксиса.

Беседа, практ.

Коллективная.

33

1

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

34-35

2

Типы связи в словосочетаниях.

Практикум

Коллективная, индивидуальная.

36

1

Предложение как основная единица синтаксиса.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

37

1

Это «непростое» простое предложение.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

38-39

2

Грамматическая основа предложений.

Практикум.

Коллективная, индивидуальная.

40

1

Виды простых предложений. Знаки препинания.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

41

1

Синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений.

Практикум.

Коллективная, индивидуальная.

42-43

2

Сложное предложение. Средства связи. Знаки препинания.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

44

1

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений.

Практикум.

Коллективная, индивидуальная.

45

1

Текст как единица синтаксиса. Структура текста.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

46

1

Текст. Стили речи.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

47

1

Текст. Смысловые отношения между предложениями текста.

Практикум.

Коллективная, индивидуальная.

48-49

2

Изобразительно-выразительные средства языка.

Беседа, практикум.

Коллективная, индивидуальная.

50

1

Средства художественной выразительности в тексте.

Беседа, практикум.

Коллективно-групповая.

51-52

2

Средства художественной выразительности в тексте.

Практикум

Индивидуальная. Работа с текстом.

53-54

2

Микротема.

Беседа, практикум.

Индивидуальная. Работа с текстом.

55-56

2

Работа с текстом. Выявление микротем.

Практикум

Индивидуальная. Работа с текстом.

57-58

2

Виды сжатия текста. /Сжатое изложение/.

Практикум.

Индивидуальная.

59-60

2

Виды сжатия текста. /Сжатое изложение/.

Практикум.

Индивидуальная.

61

1

Критерии оценивания сжатого изложения.

Лекция.

Индивидуальная.

62-63

2

Анализ композиционной и смысловой целостности текста. /Сочинение-рассуждение/.

Лекция, практикум.

Индивидуальная. Коллективная.

64-65

2

Анализ композиционной и смысловой целостности текста. /Сочинение-рассуждение/.

Лекция, практикум.

Индивидуальная. Коллективная.

66

1

Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

Лекция.

Индивидуальная. Коллективная.

67

1

Систематизация знаний и умений.

Практикум

Коллективная.

68

1

Психологический практикум «Я готов к ОГЭ по русскому языку».

Презентация.

Коллективная.


© 2010-2022