Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся коррекционных школ (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Половинкина Елена Анатольевна

Содержание


Пояснительная записка …………………………………….……………………3

Структура курса 9 класс………………………………………………………..8

Список использованных источников и литературы ………………………......9

Календарно-тематическое планирование 9 класс……………………………10










Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи для 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2011г.).

Предлагаемая программа ориентирована на учебники: для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксенова, М.И. Шишкова. - М.: «Просвещение», 2006г.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.


Цель курса

Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.


Задачи курса:

  • отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Тематика курса

9 класс

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.

Литературные сказки.

Произведения современных писателей русой и зарубежной литературы.

На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина.

Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.

В рабочей программе предусмотрено изучение регионального компонента (РК) с целью знакомства с жизнью людей, природы, животных родного края на произведениях писателей Дальнего Востока. Уроки внеклассного чтения направлены на развитие читательского интереса и самостоятельности, на расширение кругозора учащихся.

Проверка техники чтения

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 9 класс - 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому год обучения.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Основные направления коррекционной работы

  • Корригировать артикуляционный аппарат.

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Развивать речь, владение техникой речи;

  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Развивать познавательные процессы.

  • Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


(9 класса)

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое
чтение;

- читать «про себя» проанализированный текст;

- участвовать в выделении главной мысли произведения;

- выражать свое отношение к поступкам героев;

- пересказывать текст по плану, используя опорные слова, по
Учащиеся должны знать:

- наизусть 8 стихотворений.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся 9 класса

по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно;

  • выделяет главную мысль произведения или части;

  • делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

  • допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

  • называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

  • допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две
самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно
выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

  • выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

-отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Минимальный уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

  • активно участвует в выделении главной мысли произведения;

  • делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

  • оценивает поступки героев;

  • отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

-допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

  • допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

  • допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

-отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.










Структура курса по чтению и развитию речи

9 класс

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе рассчитана на 3 часа в неделю, 100 часов в год.

№ п/п

Тема раздела

Четверть

Итого:

1

2

3

4

1

Устное народное творчество

9ч.

9ч.

2

Из произведений русской литературы XIX века

14ч.

17ч.

3ч.

34ч.

3

Из произведений русской литературы XX века


19ч.

11ч.

30ч.

4

Из произведений зарубежной литературы

9ч.

9ч.

5

Внеклассное чтение

4ч.

4ч.

6ч.

4ч.

18ч.

Итого:

27ч.

21ч.

28ч.

24ч.

100ч.




Список использованных источников и литературы

  1. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб.1. - 232с.

  2. Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксенова, М.И. Шишкова. - М.: «Просвещение», 2006г.

  3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  4. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2009.






Календарно- тематическое планирование по чтению и развитию речи в 9-ом классе (100 ч., 3ч. в неделю)


1 четверть (27 часов)

Дата

Кол-во часов

Тема

ИКТ

Словарная работа

Коррекционная работа

Устное народное творчество - 9ч. + 1ч. в/ч

1

Устное народное творчество.

Пословица, поговорка, народная песня, сказка

Развитие речевой активности через беседу по вопросам. Развитие памяти через пересказ по плану.

1

Русские народные сказки.

Колыбельная. «За морем синичка не пышно жила…».

Презентация о былинах

Развитие мышления через объяснение значений пословиц, развитие памяти через заучивание пословиц.

2

Былины «На заставе богатырской» (В сокращении).

Застава, атаман, податаман, есаул, палица, чело, пошлина, казна

Развитие читательской самостоятельности через дополнительное чтение былины.

3

Сказки «Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении).

Закрома, верста, лампада

Развитие творческих возможностей через чтение по ролям.

1

Сказки «Сказка про Василису Премудрую». Краткий пересказ по плану.

Развитие памяти и связной устной речи через пересказ по плану.

1

Сказка «Лиса и тетерев».

Развитие речевой активности через ответы на вопросы.

1

Внеклассное чтение.

Жюль Верн «Таинственный остров».

Презентация об авторе

Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления через выделение главной мысли, составление плана.

Из произведений русской литературы XIX века - 14ч. + 3ч. в/ч

1

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Презентация об авторе

Развитие кругозора через знакомство с непонятными выражениями. Развитие мышления через нахождение ответов на вопросы.

2

В.А. Жуковский «Три пояса» (В сокращении).

Поселянка, посадник, гусли

Развитие памяти через пересказ по плану.

1

Внеклассное чтение.

А.М. Горький «В людях», «Мои университеты».

Развитие мышления через нахождение сравнения в произведениях.

1

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

1

И.А. Крылов « Кот и повар» (В сокращении).

Развитие мышления через выборочное чтение. Развитие памяти через заучивание наизусть.

1

Внеклассное чтение.

В.О. Богомолов «Иван».

Развитие речевой активности через беседу по вопросам.

1

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

3

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (В сокращении).

Выборочная демонстрация видео фильма

Узда, обитель, грядущих, чертог, фимиам, перси, арап, риза, лилейный, десница

Развитие диалогической речи через чтение диалогов с соблюдением интонаций. Развитие речи через составление характеристик героев.

1

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Рассказ о Руслане или о Людмиле.

Повесть

1

Внеклассное чтение.

В.М. Шукшин «Мечты», «Чужие».

Коррекция умения пересказывать прочитанные произведения через беседу по вопросам.

1

А.С. Пушкин «Барыня - крестьянка» (В сокращении).

Вышел в отставку, отъезжее поле, промотав имение, полотно, китайка, девичья комната, камердинер, баишь

Обогащения словаря через знакомство с непонятными словами. Развитие мышления, речевой активности через поиск сравнений, словесный портрет.

3

А.С. Пушкин «Барыня - крестьянка» (В сокращении).

Борзая, стремянный

Обогащения словаря через знакомство с непонятными словами. Развитие мышления, речевой активности через поиск сравнений, словесный портрет.

2 четверть (21 час)


Дата

Кол-во часов

Тема

ИКТ

Словарная работа

Коррекционная работа

Из произведений русской литературы XIX века -17ч. + 4ч. в/ч

1

Внеклассное чтение.

К.Г. Паустовский «Во глубине России».

Коррекция умения пересказывать прочитанное произведение через беседу по вопросам.

1

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

Презентация об авторе

Развитие речевой активности через поиск ответов на вопросы.

1

М.Ю. Лермонтов «Тучи».

Развитие мышления через поиск вопросов, через нахождение слов, которые надо выделить голосом.

1

М.Ю. Лермонтов «Баллада».

Пучина, перл

Развитие речи через знакомство с новыми словами, подбор слов, близких по значению.

1

М.Ю. Лермонтов «Морская царевна» (В сокращении).

Развитие речи через обогащение словаря, замену слов и выражений другими, близкими по смыслу.

1

Внеклассное чтение.

З. Воскресенская «Сердце матери».

Развитие мышления через объяснение новых слов, развитие творческих возможностей через чтение по ролям.

1

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

3

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении).

Парубки, бандура, голова, коралловое монисто, сотник, зеницы, комиссар, недоимки, нагайка

Развитие кругозора через знакомство с непонятными выражениями. Развитие мышления через нахождение ответов на вопросы.

1

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878).

Презентация об авторе

Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о жизни писателя.

1

Н.А. Некрасов «Рыцарь на час» (Отрывки).

Развитие выразительности через соблюдение интонаций. Развитие мышления через выделение главной мысли.

1

Н.А. Некрасов «Саша» (Отрывок).

Развитие мышления через выделение главной мысли, подтверждая строками стихотворения.

1

Внеклассное чтение.

С.А. Есенин Стихотворения.

Развитие мышления через деление стихотворения на части и выбор интонаций.

1

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

1

А. Фет «На заре ты её не буди…».

Ланита

Развитие выразительности через смену интонаций.

1

А. Фет «Помню я: старушка няня…».

Развитие мышления через выборочное чтение. Развитие речевой активности через беседу по вопросам.

1

А. Фет «Это утро, радость эта…».

Вереница, зык

Развитие читательской активности, бережное отношение к природе и ее обитателям.

1

Внеклассное чтение. ХКК В.К.Арсеньев «Пчелы и муравьи».

Коррекция умения пересказывать прочитанное произведение через беседу по вопросам.

1

Антон Павлович Чехов (1860-1904).

Презентация об авторе

Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о жизни писателя.

1

А.А. Чехов «Злоумышленник» (В сокращении).

Живец, шилишпер, уклейка

Развитие читательской самостоятельности, речи через составление отзыва.














3 четверть (28 часов)

Дата

Кол-во часов

Тема

ИКТ

Словарная работа

Коррекционная работа

Из произведений русской литературы XIX века - 3ч. + 1ч. в/ч

1

А.А. Чехов «Злоумышленник» (В сокращении).

Пескарь, голавль

Развитие читательской самостоятельности, речи через составление отзыва.

2

А.А. Чехов «Пересолил».

Землемер, к черту на кулички

Развитие критичности мышления через анализ поступков героев.

1

Внеклассное чтение.

К.Г. Паустовский «Телеграмма».

Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления через выделение главной мысли, составление плана.

Из произведений русской литературы XX века - 19ч. + 5ч. в/ч

1

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

(1868-1936).

Презентация об авторе

Псалтырь, часослов

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

2

М.Горький «Песня о соколе».

Бредни

Развитие речевой активности через беседу по вопросам, совершенствование техники чтения (соблюдение интонаций).

1

Внеклассное чтение.

К.Г. Паустовский «Великий сказочник».

Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления через выделение главной мысли, составление плана.

1

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

1

В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Ретируюсь, степенность, РОСТА

Развитие мышления через выделение главной мысли, подтверждая строками стихотворения.

1

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941).

Презентация об авторе

Иоанн Богослов

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

1

М.И. Цветаева «Красной кистью…».

Развитие мышления через выборочное чтение. Развитие речевой активности через беседу по вопросам.

1

М.И. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел».

Развитие мышления через выделение главной мысли, подтверждая строками стихотворения.

1

Внеклассное чтение.

А.А. Ахматова Стихотворения.

Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления через выделение главной мысли.

1

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

3

К.Г. Паустовский «Стекольный мастер».

Поставец, картуз, понёва, шушун

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

1

Внеклассное чтение.

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно).

Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления через выделение главной мысли, составление плана.

1

Сергей Александрович Есенин (1895-1925).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

2

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы».

Прослушивание аудиозаписи

Развитие мышления через выборочное чтение. Развитие речевой активности через беседу по вопросам.

1

С.А. Есенин «Собаке Качалова».

Развитие речевой активности через беседу по вопросам, совершенствование техники чтения (соблюдение интонаций).

1

Внеклассное чтение.

В.В. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск».

Коррекция умения пересказывать прочитанные произведения через беседу по вопросам.

1

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

2

М.А. Шолохов «Судьба человека».

Лагерфюрер, шнапс, «Опель-адмирал»

Развитие читательской самостоятельности, речи через составление отзыва.

1

Внеклассное чтение.

Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие».

Презентация о В.О.В.

Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления через выделение главной мысли, составление плана.




4 четверть (24 часа)

Дата

Кол-во часов

Тема

ИКТ

Словарная работа

Коррекционная работа

Произведения русских писателей 2-й половины XX века - 11ч. + 1ч. в/ч

1

Евгений Иванович Носов (1925-2002).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

1

Е.И. Носов «Трудный хлеб».

Крохаль, ситник,

Развитие кругозора через знакомство с непонятными выражениями. Развитие мышления через нахождение ответов на вопросы.

1

Е.И. Носов «Трудный хлеб».

Ягдташ

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

1

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

1

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина».

Картины природы

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.


1

Н.М. Рубцов «Русский огонёк».

Развитие читательской самостоятельности, речи через составление отзыва.

1

Н.М. Рубцов «Зимняя песня».

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

1

Юрий Иосифович Коваль

(1938-1995).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

2

Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

Кумак, бэмское стекло, каротель, для блезиру

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

1

Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Краткий пересказ истории.

Развивать умение рассуждать опираясь на план и опорные слова и выражения.

1

Внеклассное чтение.

Ю.В. Бондарев «Последние залпы».

Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления через выделение главной мысли, составление плана.

Из произведений зарубежной литературы - 9ч. + 3ч. в/ч

1

Роберт Луис Стивенсон

(1850-1894).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

2

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» (В сокращении).

Развивать умение рассуждать через ответы на вопросы словами автора.

1

Внеклассное чтение.

Ю.В. Бондарев «Горячий снег».

Коррекция умения пересказывать прочитанное произведение через беседу по вопросам.

1

Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

2

Э. Сетон-Томпсон «Снап» (Отрывок в сокращении).

Бультерьер, джинджерснап, гончие, борзые, дог, волкодав, койот

Развивать связную речь через пересказ прочитанного текста по плану.

1

Внеклассное чтение. ХКК

В.К. Копалыгин «Возвращение солдата».

Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления через выделение главной мысли, составление плана.

1

Джеральд Даррелл

(1925-1995).

Презентация об авторе

Развитие связной речи через составление характеристик автора.

2

Джеральд Даррелл «Живописный жираф».

Аристократ, интеллигент

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

1

Внеклассное чтение.

В.М. Шукшин «Жил человек».

Презентация об авторе

Коррекция умения пересказывать прочитанное произведение через беседу по вопросам.

9


© 2010-2022