Урок русского языка в 5 классе на тему: Слово и его лексическое значение

Тема урока: Слово и его лексическое значение Класс: 5 Предмет: русский язык Тип урока: открытие нового знания Цели урока:  формирование устойчивой учебно-познавательной  мотивации к предмету на примере  темы «Слово и его лексическое значение », организация  деятельности  обучающихся  для достижения  ими следующих  результатов:   Личностные: ·        осознание эстетической ценности русского языка; уважительное  отношение к родному языку , гордость  за него; потребность сохранить  чистоту родног...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Слово и его лексическое значение », организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку , гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры.

  • стремление к речевому самосовершенствованию; увеличение объема словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения ; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение видами речевой деятельности ; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения ( коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации).

  • Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым , ознакомительным и изучающим).

  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации , ресурсы Интернета; способность пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему ; умение вести самостоятельный поиск информации.

  • Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств, говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формировать их в устной и письменной форме.

  • способность свободно , правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.

Предметные:

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества.

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический).

  • понимание особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи:

  1. ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомство учащихся с основными понятиями лексики( лексика, лексикон, лексическое значение, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы);

  • обогащать словарный запас обучающихся;

2)РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие критического мышления обучающихся

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать , обобщать;

  • формирование логических умений;

  • развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание целостного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

На доске предложение А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью »

- Как вы понимаете эти слова А.Н.Толстого?

-Что такого необычного увидел мастер слова в русском языке? На что мы частенько не обращаем внимание?

-Выберите основные слова, характеризующие русский язык. Оформите запись в виде кластера.

- Обсудите результат в парах.

- Оцените работу соседа по парте.

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Распределяют слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак

Составляют схему

Работают в парах по заданию

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)

Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)

Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)

Научиться определять ЛЗ слова

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.

- Какое слово получилось?

- Что такое лексика?

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее?

- Почему же?

- Например

- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?

- Что такое ЛЗ слова?

- Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке.

- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод

Предоставляет слово каждой группе

- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?

- Оцените свою работу?

- Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль?

- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?)

Обращается к выставке толковых словарей

Чтение стихотворения И.Токмаковой

- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)

Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.

Лексика

Словарный состав языка

Много

Нельзя сказать

Какие-то слова появляются, какие-то исчезают

Приводят примеры слов

Лексикология, лексикон, лексикография

Проговаривают ЛЗ терминов

То что обозначает слово

Работа в группах по 4 человека

Анализ работ и вывод внутри группы


Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно

Оценивают при помощи смайликов

Индивидуальная работа

Не знаю значение слова…

Обратиться к толковому словарю

Слушают

Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ)

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

  1. Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.

  2. Старый, бывалый, опытный воин.

  3. Успех в битве, войне, полное поражение противника.

- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу.

- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?

- Что для вас эта победа?

- Составить текст из 4-5 предложений на тему : «Победа деда - моя победа»

Представьте, что вы составители толкового словаря, которые уже выполнили свою работу, а теперь хотите проверить своё мастерство.

Дайте толкование какого-либо слова, понятия, не называя его. А мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно.

Выполняют задание в парах


Проверяют и оценивают

Темой ВОВ. Скоро праздник День Победы

Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

2 работы учащиеся зачитывают к классе для обсуждения. Остальные взаимопроверка в парах.


Оценивают свою работу

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усвоенного содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся)

Дают ответы на вопросы


Не забыть о девизе урока и толковом словаре

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Приложение к уроку

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока

«Покажи своё лицо»



  1. Проблемное объяснение нового знания III этап урока

Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.

Кроссворд

1)

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

2)

ф

о

н

е

т

и

к

а

3)

г

р

а

ф

и

к

а

4)

л

е

к

с

и

к

о

н

5)

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

6)

с

и

н

т

а

к

с

и

с

7)

л

е

к

с

и

к

о

г

р

а

ф

и

я

1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Стихотворение И.Токмаковой

Ложка - это ложка. А я придумал слово.

Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.

Кошка - это кошка. Я повторяю снова -

У кошки семь котят. Плим, плим, плим…

Тряпка - это тряпка. Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…

Шапка - это шапка И ничего не значит -

Оделся и пошел. Плим, плим, плим…

© 2010-2022