Отечественные и современные методики по формированию культуры речи

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.) [8]. Овладение связной устной ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отечественные и современные методики по формированию культуры речи

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.) [8]. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития - залог успешного обучения. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции.

Вопрос о формировании коммуникативных умений школьников в методике преподавания русского языка ставился еще в самом начале развития методических идей в России (Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, В.И. Чернышев, К.Д. Ушинский и другие) [45].

Понятие «коммуникация» исследуется в работах Г.М. Андреевой, М.С. Кагана, Б.А. Родионова, Э.В. Соколова, Г.С. Трофимовой и др. Коммуникация прежде всего определяется как однонаправленный, информационный процесс. Многие исследователи тесно связывают коммуникацию с общением, иногда отождествляя эти понятия. Проявление коммуникации как коммуникативной деятельности исследовано А.А. Леонтьевым. Успешность коммуникативной деятельности обусловлена уровнем сформированности коммуникативных умений.

Архипова Е.В. [3] и А.К. Болотова определяют коммуникативные умения как комплекс осознанных коммуникативных действий. Различные подходы к выявлению коммуникативных умений обсуждают А.А. Леонтьев, Е.М. Алифанова, Г.М. Батуева, О.А. Веселкова, Е.А. Гананева, Л.Р. Мунирова.

Одним из важнейших компонентов коммуникативных умений является владение техникой речи (дыхание, дикция, темп, ритм речи), умение понятно и выразительно проявлять свои мысли и чувства. В.А. Сухомлинский называл речевую культуру зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей.

Основой для формирования коммуникативных способностей являются индивидуально-психические особенности личности. Коммуникативные способности служат основой для формирования и развития коммуникативных умений. Развитие коммуникативных умений поднимает на новый уровень коммуникативные способности, которые также постоянно развиваются.

Как известно, оптимальное развитие связной речи возможно при наличии методической системы обучения, адекватной современному уровню научного знания о языке и речи, с учетом закономерностей усвоения родной речи.

Так, в 60-е г. г. возникла система подготовки учащихся к изложениям (В.А. Добромыслов, Н.А. Пленкин, М.Т. Баранов, И.Д. Морозова и др.) и сочинениям (В.А. Добромыслов, В.А. Никольский, В.С. Каданцев, В.Е. Мамушин и др.). В 1965 году опубликовано пособие М.Р. Львова по развитию речи учащихся начальной школы [38].

В 70-е годы коллективом ученых под руководством Т.А. Ладыженской была разработана система развития связной речи, основу которой составляли специальные речевые умения [28].

В настоящее время работа в области создания системы обучения связной речи продолжается. Так, Г.С. Щеголевой разработана система развития связной речи младших школьников, центральным звеном которой является процесс формирования речевых умений на основе взаимосвязи их содержательной и операционной сторон; с учетом связей соподчинения между формируемыми умениями.

Е.В. Архиповой разрабатывается методическая теория развития речи младших школьников, в основе которой лежат положения теории речевой деятельности А.А. Леонтьева. Е.В. Архиповой обозначены принципы, методы и приемы разрабатываемой системы [3, 4].

Особенностью методической системы Е.В. Архиповой является то, что развитие речи осуществляется не столько в рамках традиционных уроков русского языка, но прежде всего - на специальных уроках развития речи. Кроме того, Е.В. Архиповой рассмотрен вопрос о системе специальных упражнений для развития речи учащихся. Указанные упражнения опираются на обоснованные исследователем принципы развития речи школьников.

Как видим, проблема развития коммуникативных умений интересовала методистов с давних пор. Предусмотренные программой специальные занятия по развитию речевых навыков имеет целью дать учащимся навыки правильного с точки зрения норм современного литературного языка произношения, умения построить односложный и развернутый ответ на вопрос, устно и письменно изложить прочитанное или прослушанное и так далее. Речь учащихся непрерывно развивается под влиянием различных условий. Однако до сих пор коммуникативный подход к обучению родному языку должным образом не реализуется. Задача современной методики состоит в том, чтобы сделать этот процесс организованным и целенаправленным.

Стандарт основывается на принципах личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, реализованных в образовательных областях и отражены в результативных составляющих содержания базового и полного общего среднего образования.

При этом личностно ориентированный подход к обучению обеспечивает развитие академических, социокультурных, социально-психологических и других способностей учащихся.

Компетентностный подход способствует формированию ключевых и предметных компетенций.

Целью образования "Языка и литературы" является развитие личности ученика, формирование у него речевой и читательской культуры, коммуникативной и литературной компетентности, гуманистического мировоззрения, национального сознания, высокой морали, активной гражданской позиции, эстетических вкусов и ценностных ориентаций.

Образовательная отрасль состоит из языкового и литературного компонентов. К языковому компоненту относятся русский язык, а к литературному - русская литература. Каждый из компонентов содержит несколько сквозных смысловых линий.

Сквозными смысловыми линиями языкового компонента является речевая, языковая, социокультурная и деятельностная.

Речевая линия обеспечивает формирование речевой компетентности путем формирования и совершенствования умений и навыков во всех видах речевой деятельности (аудирования, чтении, говорении, письме), а также готовности решать проблемы личностного и общественного характера.

Языковая линия предполагает формирование языковой компетентности путем усвоения системных знаний о языке как средство выражения мыслей и чувств.

Социокультурная линия способствует формированию социокультурной компетентности путем усвоения культурных и духовных ценностей, норм, регулирующих социально-коммуникативные отношения между полами, поколениями, нациями, способствуют эстетическому и морально-этическом развитии учащихся.

Деятельностная (стратегическая) линия способствует формированию деятельностной компетентности путем формирования учебных умений и навыков, овладение стратегиями, определяют речевую деятельность, социально-коммуникативное поведение учащихся, направленные на выполнение учебных задач и решения жизненных проблем.

Стратегически важная для речевого компонента коммуникативная компетентность, которая является неотъемлемой частью структуры содержания образования, предполагает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях.

Для речевого компонента важны также такие предметные компетентности, как речевая, языковая, социокультурная и деятельностная (стратегическая). [3]

Изучение языка способствует обогащению активного словарного запаса учащихся, познанию и осознанию особенностей жизненного опыта народа. Развивает языковые, интеллектуальные и познавательные способности, формирует гуманистическое мировоззрение, моральные убеждения и эстетические вкусы, способствует усвоению национальных и общечеловеческих ценностей, использованию информационных и коммуникационных технологий, воспитывает у учащихся потребность в совершенствовании собственной речевой культуры на протяжении всей жизни.

Владение русским языком способствует консолидации граждан в развитии и укреплении государства, обеспечивает доступ к источникам русской духовности, позволяет выпускникам общеобразовательных учреждений в полном объеме реализовать в различных отраслях или сферах жизнедеятельности возможности, жизненные потребности, планы, связанные с дальнейшим получением образования, овладением специальности.

Составными литературного компонента является эмоционально-ценностная, литературоведческая, общекультурное и компаративные линии.

Эмоционально-ценностное линия обеспечивает раскрытие гуманистического потенциала и эстетической ценности произведений русской, мировой литературы, а также литературы национальных меньшинств, формирование мировоззрения учащихся, их национального сознания, морали и гражданской позиции.

Литературоведческая линия предполагает изучение литературных произведений в единстве содержания и формы, овладение учащимися основными литературоведческими понятиями, применение в процессе анализа и интерпретации художественных произведений, рассмотрение литературных произведений, явлений и фактов в контексте литературного процесса, выявление специфики литературных направлений, течений, школ в развитии русской литературы, мировой литературы и литератур национальных меньшинств, раскрытие жанрово-стилевых особенностей произведений [8].

Культурологическая линия предполагает осознание произведений художественной литературы как важной составляющей искусства, ознакомление учащихся с основными ценностями мировой художественной культуры, раскрытие особенностей произведений, литературных явлений и фактов в широком культурном контексте, освещение связей литературы с философией, мифологией, фольклором, обычаями, верованиями, культурными традициями разных народов и национальностей, расширение эрудиции учащихся, воспитание их общей культуры, уважения к национальным и мировым традициям, толерантного отношения к представителям разных культур, вероисповеданий, рас и национальностей.

Компаративная линия обеспечивает сравнение литературных произведений, их компонентов (тем, мотивов, образов, поэтических средств и другого), явлений и фактов, относящихся к различным литератур, установление связей между русской, мировой литературой и литературами национальных меньшинств, рассмотрение традиционных тем, сюжетов, мотивов, образов в разных литературах, сопоставление оригинальных произведений и русскоязычных переводов литературных произведений, выразительности особенностей русской культуры и литературы на основе мировой, демонстрацию лексического богатства и неисчерпаемых стилистических возможностей русского языка.

Содержание литературного образования с учетом возрастных особенностей учащихся определяет художественные произведения, литературные явления и факты, раскрывает их идейно-эстетическое своеобразие и значимость в истории русской и мировой культуры, устанавливает связи между различными национальными литературами, литературой и фольклором, литературой и мифологией, литературой и философией, литературой и другими видами искусства, предусматривает объем общих теоретических понятий, необходимых для понимания литературы как искусства слова, формирование умений анализировать и интерпретировать художественные произведения в разных аспектах.

Усвоение учащимися литературного компонента способствует их привлечению к достижениям отечественного и мирового писательства, развития устойчивой мотивации к чтению, потребности в обращении к художественной литературе в течение жизни, обогащению духовно-эмоционального опыта, формированию общей культуры, повышению уровня владения русским языком.

Изучение русской литературы способствует воспитанию любви к народу, его языку, обычаям, национальных традиций, культуры, пониманию мировой и национальной истории, проблем современности, развитию интеллектуальных, духовных и эстетических ценностей.

УМК Г.Г.Граник соответствует стандарту по развитию речи превышает обязательный минимум. Это оправданно, т.к. есть мотериал для работы с сильными учащимися.

Учебник построен на серьезном научном фундаменте, в том числе психолого-дидактическом. В учебниках реализована идея беседы (диалога-полилога) с учащимися. Курс построен на текстовой основе. Решается задача обучения пониманию учебного и художественного текстов.

В зависимости от целей и задач на ступени среднего (полного) общего образования можно пользоваться разными учебниками русского языка, предполагающими освоение содержания предмета на базовом и профильном уровнях. При этом важно сохранить общую логику курса, преемственность обучения русскому языку в 5-9 и 10-11 классах. Имеющиеся УМК позволяют реализовать тему преемственности в полной мере.

Содержание учебника в полной мере направлено на формирование умений и компетентностей: коммуникативной (стр.106 упр.418(3); культурологической (работы с текстом, иллюстрации, этимология слов; лингвистической (об ученых лингвистах, стр.163, 195..)

При создании курса авторы учитывали возрастные особенности уч-ся, особенности их мышления, внимания, памяти, воображения, психологические закономерности овладения речью. Это отличает учебник от других содержанием, формой изложения, принципами подачи материала.

Все содержание учебника построено логично и ясно, последовательность тем обоснована.

Имеется четкая и обоснованная структура, которая повторяется по параграфам, темам и разделам.

Интерес, внимание и работоспособность детей значительно повышаются, если содержание текстов их привлекает, соответственно повышается и грамотность записи текстов. Поэтому мы стремились к тому, чтобы весь языковый материал был для школьника полноценным в познавательном и художественном отношении чтением. Одно из важных преимуществ таких текстов состоит в том, что они дают школьнику образец при создании собственной письменной речи. В обучение включается такой эффективный фактор, как неосознанное подражание

Хочется отметить учебники по программе М. Т. Баранова - Т. А. Ладыженской, 5-9 классы: Русский язык.5 класс -Т. Ладыженская, 6-7 классы - М.Т. Баранов,8-9 классы С. Г. Бархударов. УМК по русскому языку дополняют методические пособия для учителей Г.А.Богдановой для 5-9 классов, сборник тестовых заданий 5-9 класс, допущенный Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, автор А. Б. Малюшкин. УМК по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской удобен в применении. Материал представлен логично, интересно. Распределение по годам обучения очень удачное. Например, хорошо, что темы "Причастие" и "Деепричастие" изучаются в 7 классе, а не в 6-ом (как в программе М.М.Разумовской). Программы 6-го и 7-го классов равномерно насыщены. Через весь комплекс учебников красной нитью проходят темы "Орфография" и "Культура речи". Тема "Орфография" представлена отдельными параграфами, о культуре речи говорится и при изучении стилей языка , и в процессе написания творческих работ. В 8-9-ом классах тема "Орфография" даётся через систему повторения.

Учебник С. И. Львовой, В. В. Львова содержит упражнения под рубрикой «Сочинение-миниатюра». Высказывание малой формы направлено на развитие умения использовать единицы языка в речи и стройно, логично, аргументированно излагать свои мысли. Предлагаемые в учебнике задания требуют от учащихся объяснить сущность языковых явлений, сопоставить изучаемое явление с другим, обобщить знания по теме. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений. Для основной школы (5-9 кл.) линия завершена, и готовятся учебники для 10-11 классов. В УМК входит программа для 5-11 кл., программы 7 элективных курсов (5 для основной и 2 для старшей школы), методические рекомендации для учителя (5, 6, 7 классы), пособия для учащихся и учителей, контрольные и проверочные работы, рабочие тетради, сборники диктантов. Учебник построен таким образом, что переход обучающихся из начальной школы в основную мало заметен. На него можно переходить после различных УМК, используемых в начальной школе.

Если в начальной школе дети обучались по образовательной системе «Школа 2100» (программа под ред. Р. Н. и Е. В. Бунеевых), рекомендуется использовать УМК этих же авторов. Учебники соответствуют требованиям ФГОС, линия завершена (5-11 классы). УМК содержит набор самостоятельных и проверочных работ (5-9 кл.), дидактических материалов (5-9 кл.), сборники диктантов для 5-7 и 8-9 классов. Работа по данному УМК предполагает использование технологий проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов.

Так, УМК для основной школы, разработанный Р. Н., Е. В. Бунеевыми и др., получает развитие в издании этими авторами учебника «Русский язык (базовый и профильный уровни)» для 10-11 классов.

Среди новых изданий для 10-11 классов интерес представляет учебник под ред. Г. Ф. Хлебинской, который содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. В нем особое внимание уделено работе с текстом, подробно рассматриваются функциональные стили речи. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового, игрового характера.

Учебник предназначен для профильного уровня обучения, под редакцией Г. Ф. Хлебинской выпущены также учебники (10, 11 классы) базового и профильного уровня изучения предмета. В эти учебники включен материал по подготовке к части С в ЕГЭ по русскому языку: даётся порядок работы над сочинением по прочитанному тексту, приведены примеры сочинений по прочитанному публицистическому и художественному текстам с подробным анализом.

Список литературы


  1. Ариарский М.А.Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский; ред. П.А. Подболотов, И.М. Болотников, В.Д. Ермаков, И.А. Ивлиева, Н.В. Нагорский, Л.В. Полагутина; СПбГУКИ, Гос. музей «Исаакиевский собор». -- СПб.: Арт-студия «Концерт»: ВИС, 2008. -- 791 с.

  2. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии. // РЯШ. 2003. №2. С. 3- 9.

  3. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ. 2005. №5. С.3- 11.

  4. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. / И. Атватер. - М., 1998. -С. 8-76.

  5. Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе // Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. - М.: Просвещение, 1991.

  6. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // РЯШ. 2004. № 5. С.3- 6.

  7. Блохина Н.Г., Жукова Т.Е., Иванова И.С. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи: Учеб. пособие для студентов высших и сред. проф. заведений / Под общ. ред. проф. Н.Г. Блохиной. Тамбов: 2006. 122 с.

  8. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. - 2003. - №4. - С. 47-51.

  9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 10-е изд. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

  10. Возрастные возможности усвоения знаний./под ред. Д.Б. Эльконина-М:Просвещение, 1966.-442с.

  11. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.

  12. Основы логопедии, М., Просвещение,1989

  13. Гац И.Ю. «Целенаправленный комплекс сил…» (о работе по культуре речи на основе текста) // РЯШ. 2007. №2.С. 7- 11.

  14. Державин Н.С. Основы методики преподавания по русскому языку и литературе в средней школе. // Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. - М.: Просвещение, 1991.

  15. Добротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста // РЯШ. 2006. №4. С. 24- 27.

  16. Донская Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку // Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов. - Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена - 1987.

  17. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 1969.

  18. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Просвещение, 1982.

  19. Захарова Л.А. Проблема устной речевой культуры в средней школе // РЯШ. 2005. №7. С. 45- 49.

  20. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя - Киев - Радняньская школа - 1990.

  21. Иссерс О.С., Кузьмина М.А.. Почему так не говорят по-русски. ( Серьезно и юмором о речевых ошибках и о приеме их устранения): Учеб. пособие. 2 издание, испр. и доп. М.: «Прометей», 1996.

  22. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: уч. пос-е-2-е изд.- М.:ФЛИНТА:НАУКА, 1999г.-496с.

  23. Культура устной речи. Интонация, паузирование, темп, ритм.: уч. пос -е / Г.Н. Иванова-Ульянова.- М.: ФЛИНТА: НАУКА, 1998.-150с.

  24. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторика.//Русская словесность 2003. - №7- С. 64-66.

  25. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию устной речи// под ред. В.В. Голубкова. М., 1967.

  26. Ладыженская Т.А. О месте устных высказываний на уроках русского языка // Рус.яз. в школе. - 1973. - №3.

  27. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1991.

  28. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред. Н.И. Кудряшова. - М.: Просвещение, 1983.

  29. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980.

  30. Ларионова Л.Г. Развитие речи учащихся при изучении орфографии. // РЯШ.- 2005.- №5. С. 3- 9.

  31. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974.

  32. Львов А.В. Русский язык и культура речи Подготовка к тестированию: Учебное пособие - М: Высшая школа, 2004.

  33. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе 5-9 кл. Книга для учителя- М: Просвещение,1989.

  34. Львов В.В. Упражнения по орфоэпии в 6-7 классах // РЯШ. 1991. №1.

  35. Львов М..Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) // РЯШ . 2006. №2. С. 3- 8.

  36. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования) // РЯШ. 2001. №4. С. 8- 11.

  37. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.

  38. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Под редакцией Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение - 1980.

  39. Михейкина С.Г. О любви и равнодушии к языку.// РЯШ. - 2006 -№5. - С. 77-78

  40. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). - М., 2000.

  41. Новикова Л.И. Проблемы диагностики уровня культуроведческой компетенции учащихся // Русская словесность - 2005 - №3.- С. 49-57.

  42. Новикова Т.Ф. Стилистика и культура речи. Региональный аспект // Русская словесность. - 2003. - №8.- С.66-69.

  43. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - М., 1995.

  44. ПетряковаА.Г. Культура речи. Практикум - справочник для 10-11 классов - М.: Издательство «Флинта», издательство « Наука», 1997.

  45. Поведение человека // Энциклопедия этикета. - М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002. С188-190.

  46. Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников.- М.: Просвещение, 1970.

  47. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. - М.: Владос, 1984.

  48. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., Просвещение,1989

  49. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие: [Рек...] / И.Ф. Харламов; М-во образования РФ. - 4 изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 517 с.

  50. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988, с.42-63.

  51. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1978

  52. The role of Speech in the regulation of normal and abnormal behavior. By A.R. Luria / Edited by J. Tizard, Ph. D. - Oxford, London, New York, Paris : Pergamon Press, 1991. - P.100.



© 2010-2022