Сочинение-описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь»

"Описание материала: на уроке мы знакомимся с биографией и творчеством художника М. Врубеля,вспоминается с детства знакомая сказка А.С.Пушкина,обращаемся к музыке П.И.Чайковского, учимся описывать изображение на картине,готовимся к сочинению-описанию,так же повторяем орфографию в корне и выписываем в словарь слова,узнаем их лексическое значение ,так же вспоминаем художественные приемы выразительные средства,находим в тексте архаизмы учимся подбирать ключевые опорные слова к сочинению-описанию. ... Покоренная любовь царевича Гвидона и сама познавшая ответное чувство, лебедь расстается со своей колыбелью – любимым волнами холодного северного моря, она должна принять облик земного человека, стать женщиной. Уже начинает таят плотное блестящее оперение лебедя, превращаясь в легкое, пушистое облако, которое потом, как девичьи слезы, прольется над робкими весенними днями лазоревыми цветами Римский-Корсаков был музыкальным волшебником, великим сказочником в русской музыке и создал оперу <>...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

составлена Балаян Людмилой Петровной,

учителем высшей категорий

МБОУ средней общеобразовательной школы №30

Г. Пятигорска

(урок по учебнику Львовой С.И. , Львовой В.В.

«Русский язык. 5 класс. : учеб. общеобразоват .

учреждений. В трёх частях.- М. Мнемозина, 2004 год)





Тема урока: «Сочинение-описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Цели урока:

  1. Научить школьников как можно более полно описывать изображённое на картине;

  2. Узнать, как художник раскрывает основную мысль картины;

  3. Подготовиться к сочинению-описанию;

  4. Повторить орфограммы в корне;

  5. Ввести в словарь учащихся слова: лиловый, перламутровый, кокошник, визионер.

Оборудование: репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», репродукции других картин художника: «Сирень», «Автопортрет», «Демон», «портрет Н. Забелы-Врубель», «Шиповник», «Садко»; портреты художников М.А. Врубеля, А.С. Пушкина, П.И Чайковского; выставка книг А.С. Пушкина; телевизор,

магнитофон.

Эпиграф .(заранее пишется на доске)

Вся в лазури сегодня явилась

Передо мною царица моя,-

Сердце сладким восторгом

забилось,

И в лучах восходящее дня

Тихим светом душа засветилась.

А в дали, дорогая, дымилось

Злое пламя земного огня.

В.С. Соловьёв.







Ход урока.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь», подготовимся к сочинению-описанию, познакомимся с новыми словами и узнаем их лексическое значение, повторим орфограммы в корне. Послушайте строки из сказки. (дети слушают на магнитофоне запись «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина)

Учитель. Кто автор этих строк?

Уч-ся. А.С. Пушкин.

Учитель. Из какой сказки эти сроки?

Уч-ся. Это отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтанович и его прекрасной Царевне Лебеди»

Учитель. Кто главные герои сказки?

Уч-ся. Прекрасная Царевна-Лебедь, князь Гвидон, царь Салтан.

Учитель. Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Уч-ся. «Сказка о золотом петушке», « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Учитель. Какие художественные приёмы и выразительные средства вы знаете?

Уч-ся. Олицетворение, сравнение, эпитет

Учитель. Какие из них использовал поэт в тексте, который вы прослушали?

Уч-ся. Свет божий- эпитет, выступает будто пава. … а как речь-то говорит, словно реченька журчит-сравнения.

Учитель. Попробуйте нарисовать словестный портрет Царевны-Лебеди.

Уч-ся. Очень красивая, нежная, днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.

( На стене портрет А.С. Пушкина и выставка его книг)

Учитель. Откройте, пожалуйста, учебник С.И. Львовой на странице № 12 упражнение №20. (Учитель читает стихи). Какая связь между стихами и картиной?

Уч-ся. Царевна так же прекрасна.

Учитель. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, выделить корни слов. С помощью фонетической транскрипции покажите какой звук обозначается пропущенной буквой? (см. текст в учебнике).

За морем ц…ревна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю осве…щает,

А во лбу зв…зда горит,

А сама-то вел…чава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то гов…рит,

Словно реченька журчит.

( А.С. Пушкин)

Учитель. Ещё раз вслух по тетради выразительно прочитайте текст. Найдите в нём слова и выражения, которые в современном языке не употребляются.

Уч-ся. Глаз отвесть, пава, величава.

Учитель. Чем, по-вашему, объясняется их использование в этом тексте?

Уч-ся. Чтобы показать историческую эпоху и красоту русского языка.

Учитель. Расскажите, как вы понимаете смысл двух последних строчек текста.

Уч-ся. Говорит нежно, плавно, неторопливо.

Учитель. Обра царевны прекрасно запечатлел на своей знаменитой картине «Царевна-Лебедь» гениальный русский художник М.А. Врубель (1856-1910 г. г.)

Рассказ о художнике М.Р. Врубеле. (Сообщение учащегося)

М.А. Врубель родился в Омске в 1856 году и с раннего детства очень интересовался живописью и музыкой. Уже в эти годы он получил первые навыки в изобразительном искусстве. М.А. Врубель учился в Петербургской школе Общества поощрения художеств, затем у частного преподавателя в Саратове, а позднее в одесской школе рисования. Прежде чем в 1880 году М. Врубель поступил в Академию художеств, он окончил юридический факультет Петербургского университета. М. Врубель пришел в искусство зрелым, хорошо образованным человеком, и это помогло ему найти свою дорогу в художественном творчестве. Жажда искусства большого, праздничного привела живописца в театр. На его полотнах ожили многие персонажи опер Н.А. Римского-Корсакова: Царевна-Лебедь, Снегурочка, Лель, царь Берендей. Как и в русской народной поэзии в произведениях М.А. Врубеля тесно переплетается фантастическое и реальное. М.А. Врубеля называли художником- визионером. С английского можно перевести как «мечтатель» или фантазёр. Фантастическая живопись М. Врубеля уносит в волшебный мир грёз. Он видел необычное в обычном.

Беседа по картине

Учитель. Как называется картина и кто ее написал?

Уч-ся. Это картина Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь».

Учитель. Кого изображает художник в центре картины?

Уч-ся. Царевну-Лебедь

Учитель. В какой момент изображена героиня?

Уч-ся. Героиня изображена в момент перевоплощения.

Учитель. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Сказка о царе Салтане»

Уч-ся. (смотрят фрагмент сказки)

Учитель. В сиреневых сумерках северных весенних ночей совершается великое таинство. Покоренная любовь царевича Гвидона и сама познавшая ответное чувство, лебедь расстается со своей колыбелью - любимым волнами холодного северного моря, она должна принять облик земного человека, стать женщиной. Уже начинает таят плотное блестящее оперение лебедя, превращаясь в легкое, пушистое облако, которое потом, как девичьи слезы, прольется над робкими весенними днями лазоревыми цветами.

Учитель. Какие сказочные черты героини вы можете отметить?

Уч-ся. Лебединое оперение

Учитель. Чем поражает героиня зрителя? Опишите ее внешность.

Уч-ся. Царевна изящная, хрупкая, манящая, загадочная, у нее тонкие руки и таинственное мерцающие широко открытые глаза, лицо печальное.

Учитель. Ребята, давайте обратимся к справочным материалам (приложение к учебнику С.И Львовой к словарику эпитетов) и опишем глаза героини.

Уч-ся. Лазурные, акварельные, бирюзовые.

Учитель. Что мы можем сказать о физическом состоянии и о характере взгляда?

Уч-ся. Бездонные, туманные, утомленные, чистые.

Учитель. О форме, размере, очертании глаз.

Уч-ся. Большие, широкие, выпуклые.

Учитель. О впечатлении, психологическом состоянии.

Уч-ся. Беззащитные, несчастные, печальные, пугливые. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске)

Учитель. Обратите внимание. ребята, как чудесно описывает поэт царевну «сердце сладким восторгом забилось», любуется ею. Какая связь между стихами и картиной?

Уч-ся. Стихи передают красоту царевны, они так же прекрасны.

Учитель. Ребята, на голове у царевны кокошник. (На доске словно кокошник - женский головной убор). Венец из старого золота, изумрудов, жемчугов, серебряное кружево на косынке, но драгоценности не сияют сами по себе - они входят в образ, обогащают красоту Лебеди. Какое время суток изображено на картине? Как вы это определили?

Уч-ся. На картине изображены сумерки. Розовый свет заката скользит по поверхности белых крыльев.

Учитель. Какие краски использовал художник?

Уч-ся.Голубовато-жемчужные,синевато-белые,лилово-сиреневые,перламутровые.

(На доске слова : лиловый-цвета сирени или фиалки, фиолетовый, перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской. Перламутровый сделан из перламутра.

Учитель. Какое настроение возникает при знакомстве с картиной

Уч-ся. Грустное ,печальное ,лирическое.

Учитель. Что роднит картину М.Врубеля и сказку А.C.Пушкина?

Уч-ся. Их роднит сказочность картины,момент волшебного превращения белоснежных птиц в красавицу-царевну , сказочный морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках ,освещённых светлой полоской неба над горизонтом.

Учитель. Римский-Корсаков был музыкальным волшебником, великим сказочником в русской музыке и создал оперу <<Cказка о царе Салтане>>, а художник написал удивительную картину <<Царевна-Лебедь>>. Послушайте фрагмент из оперы Римского-Корсакова.(диск с записью).

Учитель. Соответствует ли музыка прекрасной книге? Какие образы могут родиться под эту чудесную музыку? На доске даны ключевые опорные слова к нашему сочинению, подберите к ним эпитеты.(На доске записаны существительные и эпитеты).Что у нас получилось?

Пейзаж морской

Царевна хрупкая, нежная, загадочная

Сумерки сине-лиловые

Гладь водная

Оперение лебединое перламутровое

Глаза таинственно мерцающие

Кокошник царственный

Оперение волшебное

Учитель. Мы с вами собрали богатейший материал к нашему сочинению. Запишите словосочетания в тетрадь .Они помогут вам в работе над сочинением.

Учитель. В опере Сказка о царе Салтане жена художника Н.Забела-Врубель пела партию царевны -лебеди. На глазах у зрителя разворачивается бесподобное по красоте действо. Правое крыло царевны уже обратилось в жемчужную морскую пену, а левое

будто каменеет, застывая перламутровым оперением. В картине есть особый секрет- слияние образов царевны и лебедя. Рука царевны украшена перстнями и похожа на вытянутую голову птицы. Всмотришься и увидишь на полотне не одно, а два существа. Еще не утратив первоначального облика птицы, она оборачивается загадочной девой. Художник очень любил свою жену, картину писал с нее, даже неправильные черты лица и удлиненные кисти рук он наделял магическими чертами. Вот что делает любовь с человеком! Опишите М.А.Врубеля Врубеля, пользуясь предложенным планом сочинения.(план дан в учебнике).

План.

1.Сказочный образ Царевны-Лебеди в произведениях А.С Пушкина, М.А. Врубеля, Н.А .Римского-Корсакова.

2.Описание картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»:

а)настроение, которое передает картина;

б)фон, на котором изображена царевна;

в)портрет царевны(лицо, поза, одежда).

3.Мое отношение к картине М.А Врубеля.

Учитель. Ребята ,давайте ответим на 3 пункта плана.

Уч-ся. Мне картина понравилась. Прекрасные глаза царевны сверкают как драгоценные камни и таинственно мерцают в ее короне камни, похожие на глаза.

Учитель .А теперь еще раз, ребята, посмотрим на прекрасную репродукцию. Гармоническое соединение фантастического и реального воплощено в этой картине.

Мы заглянули в сказочный мир, где появляется и вот-вот исчезает волшебная девушка- птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на нежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, нежное, тонкое, печальное, загадочное лицо, грустью светятся глаза: в них щемящая тоска одиночества. «Царевна-Лебедь»-одно из самых пленительных полотен художника.

(Сообщение оценок за работу на уроке, подведение итогов урока. Учащимся предлагается приступить к написанию сочинения).

Домашнее задание. Написать сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»; вспомнить, как художник раскрывает основную мысль картины. показывает ее красоту и загадочность.

© 2010-2022