«Костюм в русской литературе XIX века - важная деталь создания образа литературного героя»

 Предлагаемый проект направлен на то, чтобы сформировать у обучающихся представление о важности такой художественной детали, как костюм, без которой не может быть в полной мере понято литературное произведение и цельность характеров его героев. Проект рассчитан на обучающихся 6-7 классов. Его целью является изучение роли костюма и его истории в произведениях русской литературы. Продуктом проекта станет презентация по заявленной теме. Учащиеся научатся находить необходимую информацию в Интернет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Королева Наталья Владимировна

Регион

Кировская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

Г.Киров

Номер и/или название школы/ОУ

МБОУ СОШ №20 города Кирова

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

«Костюм в русской литературе XIX века - важная деталь создания образа литературного героя»

Краткое содержание проекта

Предлагаемый проект направлен на то, чтобы сформировать у обучающихся представление о важности такой художественной детали, как костюм, без которой не может быть в полной мере понято литературное произведение и цельность характеров его героев. Проект рассчитан на обучающихся 6-7 классов. Его целью является изучение роли костюма и его истории в произведениях русской литературы. Продуктом проекта станет презентация по заявленной теме. Учащиеся научатся находить необходимую информацию в Интернете, на образовательных порталах, электронных носителях, в справочной и энциклопедической литературе. В ходе работы над проектом учащиеся приобретут навыки самостоятельной поисковой работы, овладеют умениями ориентироваться в потоке информации, расширят свой кругозор при получении новых знаний, проявят творческие способности и навыки работы в коллективе, научатся оценивать и защищать выполненный проект - все, что необходимо знать и уметь человеку XXI века.

Предмет

Литература

Класс

6 классы

Приблизительная продолжительность проекта

4 недели (16 часов). Проект рассчитан на 8 часов учебного времени (4 часа факультативных занятий, 2 урока и 2 часа консультации) и на 8 часов самостоятельной работы.

Основа проекта

Образовательные стандарты

Проект выполняется в рамках государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе: 6-7 класс, раздел "Русская литература XIX-XX века";

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

  1. Формирование эстетического и художественного вкуса.

  2. Развитие творческих способностей и инициативы.

  3. Воспитание коллективизма, обязательности, ответственности, культуры поведения в коллективе.

  4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.

«После завершения проекта учащиеся смогут:

1. Проектировать и создавать информационные продукты с учетом эстетических и экологических требований.

2. Планировать, организовывать и выполнять работу.

3. Оценивать результаты на каждом этапе.

4.Развивать своё пространственное воображение, творческие способности и логическое мышление.

5. Применять полученную информацию для решения практических задач».

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что может дать современному человеку знание о костюме минувшего века?


Проблемные вопросы учебной темы

Почему в XIX веке костюм героя художественного произведения вызывал у читающей публики неизменный интерес?

Как влияет одежда на личность и характер?

Куда уходит мода?


Учебные вопросы

Что такое костюм?

Чем костюм обычного человека отличается от костюма героя литературного произведения?

Во что одевались люди 200 лет назад?

Какие виды костюмов существовали в XIX веке и какие существуют в наши дни?

Что такое лорнет, митенки, жабо, пелерина, плиссированные манжеты, боливар?

Почему возникло выражение "одет как денди"?

Может ли одежда рассказать нам о прошлом?


План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

1. Анкета, направленная на выявление интересов обучающихся.

2. Создание эскизов моделей.


1.Лист контроля создания презентации.

2. Ведение дневника проекта, в котором учащиеся отмечают этапы работы над проектом, а учитель проверяет их понимание, поощряет и направляет.

Использование опросов, тестов, таблиц с критериями оценивания продуктов проектной деятельности и др.

Описание методов оценивания

I. Анкета по выявлению интересов обучающихся.

1. Интересна ли вам литература XIX века?

2. Что вы знаете из литературных источников о костюме?

3. Знаете ли вы высказывания литературных героев о костюме?

4. Что вы знаете о видах костюмов, которые носили в XIX веке?

5. Отличались ли костюмы XVIII от костюмов XIX века?

6. Какие стили в одежде вам известны?

7. Какие русские художники работали в бытовом жанре?

8. Чем можно объяснить изменчивость моды?

9. Может ли одежда влиять на характер человека?

10. Хотелось ли бы вам носить одежду минувших эпох?

11. Как вы думаете, куда уходит мода?

II. Создание эскизов моделей. 1. Изучите литературу, касающуюся художественных стилей XIX века. 2. Внимательно рассмотрите и распределите на 4 группы костюмы той эпохи. 3. Выявите характерные особенности того или иного костюма. 4. Обсудите, что объединяет костюмы, относящиеся к одному стилю. 5. Создайте эскиз модели по фотографиям и иллюстрациям, заинтересовавшим вас. 6. Распределитесь по интересам на 4 группы. 7. Напишите на листе группы ключевые характеристики каждого стиля. 8. В своей группе сравните результаты с результатами других групп.

III. Письменная работа. Эссе на тему: «Какие тайны скрывает костюм?»

IV. Лист контроля создания презентации

вопросы

Да

Нет

1.Знаете ли вы дату, когда ваш проект будет завершен?



2.Знаете ли вы, в какое время будете выполнять тот или иной этап?



3.Имеет ли ваша группа папку, в которую вы собираете все работы?



4.Регулярно ли вы работаете над проектом во внеурочное время?



5.Действительно ли ваша группа исследовала проблему?



6.Хватит ли вам информации, чтобы решить ее?



7.Пользуетесь ли вы в своей работе ресурсами Интернета?



8.Пользуетесь ли вы источниками, рекомендованными учителем?



9. Будет ли ваша презентация соответствовать теме и проблемам проекта?



10. Имеете ли вы рисунки, фотографии, иллюстрации, эскизы, чертежи для создания вашей презентации?



11. Продвинулись ли вы в реализации поставленных задач за последнее занятие?



12. Удовлетворены ли вы работой вашей группы?



13. Все ли члены группы выполняют свои обязанности?



14. Удовлетворены ли вы своим личным вкладом?



V. Таблица критериев оценивания итоговой презентации или публикации

для обучающихся по бальной системе


Критерии

5

4

3

1. Актуальность выбора темы




2. Практическая направленность




3. Значимость выполненной работы




4. Прохождение намеченных этапов плана работы




5. Самостоятельность в поисковой и исследовательской деятельности




6. Завершенность итоговой работы




7. Аргументированность предлагаемых подходов к раскрытию темы




8. Оригинальность найденных идей и решений




9. Отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок в оформлении текста




10. Полнота библиографии




11. Наличие цитат и высказываний




12. Использование ресурсов Интернета




13. Использование дополнительных источников




14. Качество оформления работы




15. Качество представленных эскизов, схем, рисунков




16. Наличие фотографий




VI. Критерии оценивания защиты итоговой презентации или публикации

для обучающихся по бальной системе


Критерии

5

4

3

1. Композиционная выдержанность защиты




2. Логическая стройность изложения и подачи материала




3. Убедительность высказывания




4. Объем и глубина знаний по теме




5. Эрудиция, наличие межпредметных связей




6. Культура речи




7. Культура поведения




8. Чувство времени




9. Удержание внимания аудитории




10 Полнота и аргументированность ответов на вопросы аудитории.




11. Доброжелательность, контактность




12. Оригинальность преподнесения материала




13. Стремление к достижению высоких качественных результатов




14. Перспективность работы




Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Умение работать с книгой, проводить мини-исследования, владеть приемами работы на компьютере, уметь работать с текстовыми редакторами.

Учебные мероприятия

«Мозговой штурм», выдвижение гипотез учащимися, выбор учащимися творческого названия проекта и презентаций, составление и обсуждение плана работы и возможных источников информации, подготовка презентации по отчёту о проделанной работе и защита полученных результатов.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Опишите дидактические материалы для учеников, такие как планирование дополнительного времени для занятий, скорректированные цели обучения и задания, работа в группах, календари заданий, адаптированные технологии и поддержка специалистов. Также опишите, как учащиеся выражают результаты своего обучения (например, устные ответы вместо письменных тестов)

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Опишите, как можно организовать языковую поддержку. Опишите адаптивные материалы, например тексты на родном языке, графические организаторы, иллюстрированные тексты, двуязычные словари и другие средства для перевода

Одаренный ученик

Опишите разные способы изучения содержания учебного материала, включая самостоятельные исследования и другие виды деятельности, помогающие ученикам показать или проявить то, что они изучили. Примерами такой деятельности могут быть усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания или проекты

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор

Технологии - программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

1.Андреева А.Ю. Русский народный костюм -СПб.:"Паритет",2006. 2.Андреева А.Ю.,Богомолов Г.И. Эпоха. Стиль. Мода. - СП.б.:"Паритет",2001. 3.Брун В., Тильке М. История костюма.-М.,1996. 4.Зайцев В.М. Такая изменчивая мода., -М.,1980. 5.Каминская Н.М. История костюма. -М.,1977. 6.Кибалова Л.,Гербенева О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. -П.,1986. 7.Киреева Е.В. История костюма. -М., 1972. 8.Козлинский В.И.,Берман Е.М.,Курбатова Е.Д. Русский костюм(в пяти выпусках). -М.:"Всероссийское театральное общество".,1959. 9.Коршунова Т.Т. Костюм в России. -М.: Художник РСФСР, 1979. 10.Мерцалова М.Н. История костюма. -М., 1972. 11.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.-М., 1975. 12.Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. -М.:ООО "Фирма "Издательство АСТ",ООО "Астрель", 1998. 13.Работнова И.П. Русская народная одежда. -М., 1964. 14.Раков Л.Л. Русская военная форма. -Л.,1946.

Другие принадлежности

Интернет-ресурсы

1.Верхняя одежда en.wikipedia.org/wiki/File:Marie_wilton.jpg

2.Головные уборы:

victorianbonnets.com/

timelytresses.com/Mid-century%20bonnets/1850-1859/1860-1869.html

3.Платья: community.livejournal.com/costume_history/162114.html

tudorlinks.com/treasury/freepatterns/index.html

marquise.de/en/1800/pics/1800c.shtml

19thcenturyartofmourning.com/19th_century_mourning_clothing.htm

upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/47/

Другие ресурсы

Экскурсии в музей, приглашение для консультирования руководителя театра моды «Престиж» Кировский МУДО «Центр детского творчества»


© 2010-2022