Урок русского языка в 7 кл. Деепричастие как член предложения

Деепричастие как член предложения Типурока:урок открытия нового знания. Целикакдеятельностьучеников: - анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.... - определять синтаксическую роль деепричастий в предложении, различать виды обстоятельств, выраженных деепричастиями, графически обозначать связь деепричастий с глаголами-сказуемыми; отличать обстоятельства, выраженные деепричастными оборот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деепричастие как член предложения

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников:

- анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

- определять синтаксическую роль деепричастий в предложении, различать виды обстоятельств, выраженных деепричастиями, графически обозначать связь деепричастий с глаголами-сказуемыми; отличать обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, от определений, выраженных причастными оборотами; правильно оформлять на письме предложения с причастными и деепричастными оборотами.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Языковая разминка.


Один из учеников (после консультации с учителем) проводит языковую разминку. Ученики сначала предлагают вопросы и задания по материалу, предложенному одноклассником, затем выбирают наиболее интересные задания для выполнения.


Познавательные УУД

1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

2. Владеть разными видами аудирования.

III. Формулирование целей и задач урока.


  • Вспомните, какие признаки есть у каждой части речи.

  • Какие признаки деепричастия как особой формы глагола вам известны?

  • О каком признаке ещё не говорили? (О роли в предложении.)

  • Сформулируйте тему урока. (Роль деепричастия в предложении, см. название в учебнике.)

  • Выскажите предположения по теме урока на основании того, к чему относится деепричастие.


Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической и диалогической речью.

2. Вступать во взаимодействие с коллективом сверстников.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Планировать деятельность.

IV. Повторение: актуализация изученного.

  • Вспомните, по каким признакам мы определяем член предложения. (К чему относится, на какой вопрос отвечает и что обозначает.)

На слайде (доске) записано предложение.

Ночью был осенний холодный дождик, по небу бежали остатки вылившейся ночью тучи, сквозь которую неярко просвечивало довольно высоко уже стоявшее солнце.

  • Выполните синтаксический разбор предложения.

  • Есть ли в предложении причастный оборот? Назовите его.

  • Нужно ли его выделять на письме? Почему?

  • Каким членом предложения он является?

  • Определите вид обстоятельств. Какие признаки вам помогли в этом? (Вопрос и значение слова.)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Устанавливать основания классификаций.

V. Открытие новых знаний.


1. Наблюдение.

Работа по учебнику.

Упр. ------ - выявление роли деепричастных оборотов в предложении.

Ученики работают в парах по вопросам к упражнению.

  • Как вы определили синтаксическую роль деепричастий и деепричастных оборотов?

- Сделайте вывод, обозначив синтаксические связи деепричастия с глаголом-сказуемым.

2. Теория. Чтение информации в рамке (рубрика «Теория»).

- Дополните таблицу «Деепричастие в языке и речи»

Таблица была составлена в начале изучения темы, сейчас она дополняется информацией «Роль в предложении».

Урок русского языка в 7 кл. Деепричастие как член предложения

  • Что общего в графическом оформлении причастных и деепричастных оборотов? (Единый член предложения.)

  • А в чём разница? (Определение и обстоятельство.)

  • Как вы думаете, какого вида чаще всего бывают обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами? Почему?

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу).


VI. Практика. Развитие учебно-языковых и правописных умений.


Упр. ----- - развивается умение находить в предложении деепричастные обороты, определять их синтаксическую функцию.

  • С какими членами предложения связаны деепричастные обороты? Как вы графически покажете эту связь?

  • Как определить их вид? (По вопросу и смыслу.)

  • Какие виды обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, преобладают? (Образа действия и времени.)

Выполняется устно с комментированием.

Урок русского языка в 7 кл. Деепричастие как член предложения

Упр. --- - развивается умение разграничивать причастные и деепричастные обороты, определять их роль в предложении, правильно расставлять знаки препинания, графически обозначать синтаксическую связь между этими смысловыми отрезками и главными для них словами.

Выборочный диктант. Взаимопроверка.

Познавательные УУД

1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

2. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.


Коммуникативные УУД

1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.

2. Осуществлять учебный взаимоконтроль.

VII. Итог урока.


  • Какую новую информацию об обстоятельстве вы получили на уроке? (Обстоятельство может быть выражено деепричастием и деепричастным оборотом.)

  • Найдите лишнее слово в ряду ключевых слов урока: распространённое обстоятельство, деепричастный оборот, однородные члены, дополнение, причастный оборот, распространённое определение.

  • Сколько частей будет в вашем ответе по теме «Обстоятельство как член предложения»? Составьте план-опору в виде слов, словосочетаний.

- Оцените свою работу на уроке.

- По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Составить устный ответ об обстоятельстве как члене предложения по плану-опоре.

2. Упр.------.



© 2010-2022