- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 7 кл. Деепричастие как член предложения
Урок русского языка в 7 кл. Деепричастие как член предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пехотин Н.И. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Деепричастие как член предложения
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников:
- анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
- определять синтаксическую роль деепричастий в предложении, различать виды обстоятельств, выраженных деепричастиями, графически обозначать связь деепричастий с глаголами-сказуемыми; отличать обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, от определений, выраженных причастными оборотами; правильно оформлять на письме предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Орг. момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Один из учеников (после консультации с учителем) проводит языковую разминку. Ученики сначала предлагают вопросы и задания по материалу, предложенному одноклассником, затем выбирают наиболее интересные задания для выполнения.
Познавательные УУД
1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
2. Владеть разными видами аудирования.
III. Формулирование целей и задач урока.
-
Вспомните, какие признаки есть у каждой части речи.
-
Какие признаки деепричастия как особой формы глагола вам известны?
-
О каком признаке ещё не говорили? (О роли в предложении.)
-
Сформулируйте тему урока. (Роль деепричастия в предложении, см. название в учебнике.)
-
Выскажите предположения по теме урока на основании того, к чему относится деепричастие.
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической и диалогической речью.
2. Вступать во взаимодействие с коллективом сверстников.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Планировать деятельность.
IV. Повторение: актуализация изученного.
-
Вспомните, по каким признакам мы определяем член предложения. (К чему относится, на какой вопрос отвечает и что обозначает.)
На слайде (доске) записано предложение.
Ночью был осенний холодный дождик, по небу бежали остатки вылившейся ночью тучи, сквозь которую неярко просвечивало довольно высоко уже стоявшее солнце.
-
Выполните синтаксический разбор предложения.
-
Есть ли в предложении причастный оборот? Назовите его.
-
Нужно ли его выделять на письме? Почему?
-
Каким членом предложения он является?
-
Определите вид обстоятельств. Какие признаки вам помогли в этом? (Вопрос и значение слова.)
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать.
2. Устанавливать основания классификаций.
V. Открытие новых знаний.
1. Наблюдение.
Работа по учебнику.
Упр. ------ - выявление роли деепричастных оборотов в предложении.
Ученики работают в парах по вопросам к упражнению.
-
Как вы определили синтаксическую роль деепричастий и деепричастных оборотов?
- Сделайте вывод, обозначив синтаксические связи деепричастия с глаголом-сказуемым.
2. Теория. Чтение информации в рамке (рубрика «Теория»).
- Дополните таблицу «Деепричастие в языке и речи»
Таблица была составлена в начале изучения темы, сейчас она дополняется информацией «Роль в предложении».
-
Что общего в графическом оформлении причастных и деепричастных оборотов? (Единый член предложения.)
-
А в чём разница? (Определение и обстоятельство.)
-
Как вы думаете, какого вида чаще всего бывают обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами? Почему?
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу).
VI. Практика. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
Упр. ----- - развивается умение находить в предложении деепричастные обороты, определять их синтаксическую функцию.
-
С какими членами предложения связаны деепричастные обороты? Как вы графически покажете эту связь?
-
Как определить их вид? (По вопросу и смыслу.)
-
Какие виды обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, преобладают? (Образа действия и времени.)
Выполняется устно с комментированием.
Упр. --- - развивается умение разграничивать причастные и деепричастные обороты, определять их роль в предложении, правильно расставлять знаки препинания, графически обозначать синтаксическую связь между этими смысловыми отрезками и главными для них словами.
Выборочный диктант. Взаимопроверка.
Познавательные УУД
1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
2. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.
Коммуникативные УУД
1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.
2. Осуществлять учебный взаимоконтроль.
VII. Итог урока.
-
Какую новую информацию об обстоятельстве вы получили на уроке? (Обстоятельство может быть выражено деепричастием и деепричастным оборотом.)
-
Найдите лишнее слово в ряду ключевых слов урока: распространённое обстоятельство, деепричастный оборот, однородные члены, дополнение, причастный оборот, распространённое определение.
-
Сколько частей будет в вашем ответе по теме «Обстоятельство как член предложения»? Составьте план-опору в виде слов, словосочетаний.
- Оцените свою работу на уроке.
- По каким критериям будете оценивать себя?
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VIII. Домашнее задание.
1. Составить устный ответ об обстоятельстве как члене предложения по плану-опоре.
2. Упр.------.