- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Обособление приложений на письме
Урок Обособление приложений на письме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудакова Е.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «ООШ С. БОЛЬШОЕ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
В 8 КЛАССЕ
ТЕМА: ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ
Подготовила и провела Серова Ирина Юрьевна
Чернянка - 2007
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
ТЕМА: ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ
ЦЕЛИ: формирование навыков обособления приложений,
синтаксического разбора предложений с обособлением,
самостоятельной работы; повторить изученное
о приложениях и их обособлении; воспитание культуры
письма, интереса к творчеству русских писателей,
культуры поведения.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, тетради, доска,
индивидуальные карточки,
раздаточный материал «Обособление
приложений».
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент, объяснение целей урока.
-
Проверка домашнего задания: Практика № 348,
Теория - 194 (опрос):
-
Дать определение приложения.
-
Когда обособляются приложения?
-
Как интонационно правильно произносить предложения с обособленным приложением?
Объяснительный диктант:
Были в классе и другие ребята, совсем не похожие на Сахотина и его товарищей. Среди них выделялся Володя Коробов - староста класса. Высокий, сильный, прекрасный спортсмен, Коробов учился хорошо и жадно, с удовольствием занимался незнакомыми мореходными науками. Несмотря на вспыльчивость, он быстро завоевал авторитет в классе своей прямотой, готовностью прийти на помощь и простым дружеским отношением.
Задания: выделить в тексте обособленные определения и приложения; объяснить знаки препинания при обособленных членах.
-
Индивидуальная работа по карточкам.
-
Работа с учебником:
Практика № 349 У доски разборы: выгоревшей /2/ ; утренний /6/;
Стрелолист дал уже первые плоды, зеленые шишки, покрытые со всех сторон мягкими иглами. /7/
Практика № 351 (самостоятельно).
-
Итоги урока, рефлексия: Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
С каким настроением уходите с урока?
7. Домашнее задание: Теория - 194, Практика № 350.
Карточка № 1
Объясните постановку знаков препинания.
-
Мальчик Кипренский - побочный сын бригадира Дьяконова, отданный отцом на воспитание своему крепостному,- был с ранних лет предоставлен самому себе.
-
Он мечтал о поездке в Италию - вторую родину художника.
-
Кипренский усердно помогал Мартосу - умному скульптору, уже прославившемуся памятником герцогу Ришелье в Одессе.
-
Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцать лет изучению его природных богатств.
Карточка № 2
Переделайте предложения так, чтобы именные сказуемые стали
обособленными приложениями.
-
Ястреб-тетеревятник - настоящий лесной разбойник.
-
Деревенские ласточки - искусные гнездостроители.
-
Березка - любимое дерево русского народа.
-
Археология - наука, изучающая быт и культуру народа по сохранившимся памятникам.
Карточка № 3
К имени существительному придумайте распространенное приложение,
поставив его после определяемого слова, затем запишите предложение.
-
Лев Толстой прожил много лет в Ясной Поляне.
-
В Спасском-Лутовинове Тургеневу особенно хорошо писалось.
-
Эрмитаж ежегодно посещают тысячи зарубежных туристов.
Карточка № 4
Объясните значения слов и составьте с ними предложения с обособленным
приложением.
ИХТИОЛОГ, АРХЕОЛОГ, СПЕЛЕОЛОГ, АРХИТЕКТОР
Карточка № 5
Проанализируйте предложения.
-
Его, бывалого охотника, заинтересовало это явление.
-
Упрямец во всем. Илья Матвеевич оставался упрямцем и в чтении.
-
Желтая бабочка, лимонница, сидит на бруснике.
-
Один из сыновей, Миша, заведовал опытной станцией.
Карточка № 6
Выполните тест:
-
Какой оборот (член предложения) обособлен?
-
Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели.
-
Как врач, я вам не могу позволить покинуть больницу раньше времени.
А - Обособленное приложение.
Б - Обособленное дополнение.
-
Какой оборот со словом вместо надо обособить?
-
Здесь вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонек, приделанный к трубочке, вбитой в стену.
-
Вместо шляпы на ходе он надел сковороду.
ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ
ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
-
Любые приложения, относящиеся к личному местоимению:
Мне, механику, сделать это ничего не стоило.
-
Нераспространенные и распространенные приложения, стоящие после имени существительного собственного:
Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника.
-
Приложения, стоящие после нарицательного существительного; при одиночном приложении определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово:
Березонька-беляночка, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов.
-
Приложения, имеющие причинное значение:
Смелый охотник, хорек нападает на животных и крупнее себя.
-
Собственное имя лица или кличка животного, выступающие в роли обособленного приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное:
Дочь, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.
-
Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.:
Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.