Конспект урока по руссому языку Буквы о-а в корне -кос-- -кас-( 6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Буквы о-а в корне -кос- - -кас-.


Цель: 1.Познакомить с правописанием гласной в корне -кос- - -кас-, .

условием её выбора. Формировать умение владеть способом

действия при выборе букв о-а.

2. Способствовать развитию речевой компетенции, логического .

мышления, памяти.

3. Воспитывать аккуратность, внимание, взаимопомощь.

Х О Д У Р О К А :

1.Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности, аккуратности. Если появятся вопросы, всего лишь поднимите руку. Итак, начинаем урок.

2. Актуализация знаний.

а) Проверка домашнего задания.

- Какие вопросы по домашней работе? Сдайте тетради.

б) Работа в новых тетрадях( записываем число, тему урока).

в) Устная синтаксическая пятиминутка.

Наберёт кедровка полон рот орехов, а потом положит их в земляную щелку или в мох.

- Выделите грамматическую основу. Составьте схему предложения. Чем осложнено предложение? Найдите слова, образованные приставочным способом, запишите их, выделите словообразовательную морфему (наберёт, положит). Какие слова образованы суффиксальным способом? (кедровка, земляную, щелку ) Запишите, выделите суффиксы.

- Какие ещё способы образования слов вы знаете?

-В каком разделе русского языка мы изучаем эти понятия? (Словообразование) Что изучает словообразование?

- Назовите слова с безударной гласной в корне. Что вы можете сказать о гласной в корне в словах «наберёт», « положит» (чередующаяся гласная). Что это значит? Какие ещё корни с чередованием вы знаете?

3. Формирование новых знаний.

Слайд № 1.

а) Сообщение темы, целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё с одним чередованием. Это корень -кос- - кас-.

-Какая морфема в слове является главной?(корень) Почему? Действительно, корень - самая главная морфема. Но и другие морфемы не менее важны. Вот сегодня мы познакомимся с морфемой, от которой зависит корневая гласная. Но прежде, чем мы перейдем к теме, я хочу вас познакомить с новыми словами, которые встретятся на уроке:

Презентация - представление чего-либо, кого- либо, презентация газеты, нового журнала.

Персона - личность, особа .

Vip - особо важная презентация, очень важная персона.

б) Чтение и просмотр сказки.

- Чтобы лучше запомнить тему, предлагаю прослушать сказку о двух братьях Кос и Кас, оживим наши суффиксы.

Слайды №№ 2-7. (Текст читает учитель.)

- Почему же так называется сказка «Как суффикс А стал VIP- персоной» ?

- Попробуйте сформулировать правило написания гласной в корне -кос- -кас-

Слайд №8.(Читает учитель.)

- Что является условием выбора орфограммы в корне -кос- -кас- ?

Слайд № 9, 10.

- Как же необходимо рассуждать при написании слов с данной орфограммой?

(Чтение текста учащимися.)

4. Закрепление полученных знаний.

- Для того чтобы закрепить данный материал, мы проведём орфографический тренинг.

Задание № 1. Помогите словам найти для корней свою букву. Вставьте пропущенную букву и разберите слова по составу.(1 ученик у доски комментирует выполнение работы.)

К…сательная, прик…сновение, к…сание, к…снуться, к…саться.

Задание № 2. Игра «Третий лишний». Исключите и каждом ряду «лишнее» слово.

1. Коситься, коснуться, касаться.

2. Прикосновение, коса, касательная.

Слайд № 11.

Задание № 3. Игра «Корректор».

1. Солнце, деревьев, вершин, коснулось.

2. И, чуть, лодка, берег, коснулась, остановилась.

3. Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.

4. Луч, каждого, солнца, касался, цветка.

5. Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берез.

-Прочтите содержимое слайда. Является ли это текстом? Почему ?( Слова не связаны по смыслу и грамматически.)

-Составьте предложения. Озаглавьте текст.(Чтение составленного текста.)

- Объясните правописание гласной в корне -кос- - -кас-.

Задание № 4.Объяснительный диктант(по цепочке).

Касаться дна, прикоснуться к плите, касание мяча, касались растений, касательная линия, русая коса, нежное касание, касаться прошлого, красная косынка, прикасаться к ране, коснуться плеча.

Задание № 5. Следующее задание - кодированный диктант на изученные ранее и на сегодняшнем уроке правила . Вам необходимо записывать только буквы о или а .В строке будет три слова , строк - 6.

1

растительный

водоросли

положение

2

касаться

прикосновение

росток

3

коснуться

слагать

расположение

4

разрослись

соприкасаться

неприкосновенность

5

сложить

Ростов

касательная

6

предположить

коснись

выращенный

Слайд №12.

Самопроверка: 0-1ошибка - «5», 2-3 - «4», 4-5 - «3», 6 и более - «2».

Задание № 6 (резервное). Выборочный диктант. Учитель сначала читает весь текст, после беседы по содержанию текст повторяется.

- Назовите слова с чередующимися гласными в корне. Запишите предложение с одним из этих слов и расставьте знаки препинания.

Как появилась страна Япония.

Легенда о происхождении Японии связана с хризантемой. В древности в Китае правил жестокий император. Однажды ему сообщили, что на соседнем острове есть растение хризантема. Легкое касание этого цветка дарит человеку богатырское здоровье, а из сока хризантемы можно приготовить целебный настой. Прикоснуться к цветку может каждый, но сорвать хризантему под силу только с добрыми помыслами. Император заявил, что его не касаются эти глупые рассуждения о добрых помыслах, и отправил на остров триста юношей и девушек за хризантемами. Люди знали, что император был злым и жестоким человеком. Они не захотели, чтобы грешник прикасался к магическому цветку. И не вернулись домой. Природа острова очаровала молодых людей, они основали здесь новое государство.

Слайд № 13.

5.Рефлексия.

- Подошёл к концу наш урок. Вспомните весь наш урок и закончите предложения.

Сегодня на уроке мы …

Я понял, что…

Мне на уроке…

6. Домашнее задание: п.29, №139.

© 2010-2022