Методическая разработка открытого занятия «Правда о войне в поэзии фронтового поколения»

    Данная методическая разработка представляет собой урок-семинар, посвященный 70-летию Победы русского народа в Великой Отечественной войне. Методическая разработка является дополнительным материалом при изучении тем о Великой Отечественной войне по дисциплине «Русский язык и литература».         Основными задачами методической разработки являются:·         знакомство студентов с поэтами фронтового поколения;·         формирование осознания того, что война – явление страшное, жестокое, уносяще...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова»

Многопрофильный колледж








Методическая разработка открытого занятия

Тема: «Правда о войне в поэзии фронтового поколения»


Дисциплина «Русский язык и литература»



Преподаватель: Демина Оксана Александровна

Методическая разработка открытого занятия «Правда о войне в поэзии фронтового поколения»

Магнитогорск: 2015г

Согласовано:

Предметной комиссией Гуманитарных дисциплин

Председатель _________________ /Ю. А. Риве

Протокол № _____ от ____ _________20___




Составитель:

преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК ___________/О.А. Демина








Предисловие


Данная методическая разработка представляет собой урок-семинар, посвященный 70-летию Победы русского народа в Великой Отечественной войне. Методическая разработка является дополнительным материалом при изучении тем о Великой Отечественной войне по дисциплине «Русский язык и литература».

Основными задачами методической разработки являются:

  • знакомство студентов с поэтами фронтового поколения;

  • формирование осознания того, что война - явление страшное, жестокое, уносящее жизни людей;

  • воспитание гражданско-патриотической позиции, уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны, чувства сопричастности подвигу старшего поколения и ответственности за будущее нашей страны.

Методическую разработку рекомендуется использовать в работе со студентами первого курса всех специальностей Многопрофильного колледжа.

Включенный в разработку материал дает возможность показать историческую правду о Великой Отечественной войне, а также способствует вдумчивому, глубокому рассмотрению поэзии военных лет.

Особенностью методической разработки является ее полифункциональность. Любой педагог может заимствовать полный сценарий урока или использовать его частично, сообразуя материал с собственной педагогической системой.



























Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Раздел рабочей программы (для дисциплины) «Русский язык и литература»

Раздел 5 «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет».

Дисциплина способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.

Приоритетными личностными и метапредметными результатами для учебной дисциплины «Русский язык и литература» являются:

Личностные результаты:

  • российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ·

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература» на базовом уровне являются:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контексте творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Тема учебного занятия: «Правда о войне в поэзии фронтового поколения»

Цель: Дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны, познакомиться с творчеством молодых поэтов-фронтовиков. Показать художественную и историческую правду о войне, содержащуюся в стихотворениях поэтов фронтового поколения; сформировать осознание того, что война -- явление страшное, жестокое, уносящее жизни людей.

Задачи:

Развивающие:

  1. развитие познавательных способностей студентов;

  2. развитие коммуникативных и информационных компетентностей;

  3. раскрытие творческого потенциала студентов.

Воспитательные:

  1. воспитание чувства долга и уважения к памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны,

  2. способствовать воспитанию чувства ответственности за свою страну;

  3. воспитание эмоциональных переживаний студентов.

Образовательные:

  1. научить вдумчиво читать лирические произведения;

  2. научить анализировать лирические произведения

Организационная форма проведения урока: урок-семинар

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, проекционный экран, подборка плакатов «Великая Отечественная война», презентации, фотографии, иллюстрации и портреты поэтов времен Великой Отечественной войны.

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины/профессиональный

модуль

Изучаемая дисциплина/профессиональный

модуль

Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный

модуль

История

Русский язык и

литература

Русский язык и

культура речи


Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Изучаемая тема

Обеспечиваемые темы

Тема 1.1 Особенности русской литературы второй половины XIX века.

Тема 5.1. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О.Берггольц, К. Симонов, А.Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль.

Тема 5.2 А. Т. Твардовский

Тема 6.1 Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев, В.Богомолов, В. Кондратьев, В. Быков, Б.Окуджава.







Структура занятия

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа

занятия

Методы и принципы

обучения

Деятельность

преподавателя

Рефлексивная

деятельность

студентов

Регламент

1

2


3

5


I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

словесный

Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

Отвечают на приветствие.

3


Психологическая установка на восприятие материала занятия

Наглядно-иллюстративные (презентация, музыка)

Организация внимания и готовности к уроку

Готовятся к восприятию темы занятия.

2

II. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания; подготовка к основному этапу занятия.

Наглядно-иллюстративный, словесный

Дополнительные вопросы.

Просмотр интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Оценка интервью, вопросы к выступающему.

7

III. Вводный этап занятия

Подготовка к основному этапу занятия





1. Актуализация знаний

Вспомнить пройденный материал

Словесный

Проводит опрос

Отвечают устно

2

2. Сообщение темы. Постановка цели

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Наглядно-иллюстративный, словесный

Определение актуальности темы, постановка цели и пояснение по работе с приложениями.

Получают

-схему анализа лирического произведения;

-листы с текстами стихотворений;

-бланки с практической работой

2

3. Мотивация.

Формирование у студентов ориентации на успех.

Словесный

Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).

Осмысливают значимость материала данного занятия

1

III. Основной этап занятия.






  1. Формирование теоретической основы учебной деятельности.

Изучение материала по теме: «Правда о войне в поэзии военных лет»

Проектный метод, словесный

Изложение новой информации по плану.

Содержание:

1. Особенности поэзии фронтового поколения

2. Поэты фронтового поколения.

Воспринимают, анализируют полученную информацию, отвечают на вопросы.

Выступления отдельных студентов с рассказами и презентациями о поэтах фронтового поколения.

57

  1. Практическая часть учебной деятельности

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление..

Наглядно-иллюстративный, словесный

Проведение практической работы «Языковые особенности военной поэзии»



Выполнение практической работы «Языковые особенности военной поэзии»




8

IV. Заключительный этап занятия.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Наглядно-иллюстративный (презентация, музыка), словесный

  1. Подвести итоги.

  2. Сообщить оценку качества работы студентов.

  3. Отметить, кто добился отличного качества работы.

Самоанализ выполненной работы.


5

V. Домашнее задание

Сообщить домашнее задание.

Словесный

Объясняет домашнее задание.

Слушают, записывают, уточняют домашнее задание

3


Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал, демонстрационные слайды представлены в приложениях.

Приложение

Ход урока


Эпиграф к уроку:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька

(А. Т. Твардовский)

1. Организационный момент

2. Вступительная часть

Звучит песня М. Бернеса «Журавли».

Слайд 1.

Слово преподавателя

В белых журавлей в нашем сознании превратились миллионы наших солдат, не пришедших с кровавых полей Великой Отечественной войны.

Прошло уже 70 лет со дня ее окончания, но по-прежнему памятны для россиян две даты: 22 июня и 9 мая. Эти даты глубоко врезались в память людей, навечно вошли в историю нашей страны. Сегодняшний урок будет посвящен 70-летию победы русского народа в Великой Отечественной войне.

Е. Исаев поэма «Суд памяти»

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да - вы скажете. Неверно!

Они кричат, пока ещё стучат

Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас.

За нас кричат. Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой, когда

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат и будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля с пятью материками.

И ходит по Земле

Босая Память - маленькая женщина.

Она идёт, переступая рвы,

Не требуя ни визы, ни прописки.

В глазах - то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Её шаги неслышны и легки,

Как ветерки на травах полусонных.

На голове меняются платки -

Знамёна стран, войною потрясённых.

Менялись флаги на её плечах,

Черты лица и голоса менялись.

И лишь слеза - одна на всех. Со дна

Людского немелеющего горя.

В ней боль одна. И скорбь одна. Она

Везде и всюду солона, как море.

Одна слеза. И гнев из-под бровей

Один. В глазах, как исповедь, открытых.


В мире была страшная война. История еще не знала такой жестокой, кровопролитной и уничтожающей войны, какой была вторая мировая война, унесшая 27 млн. жизней. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась тяжесть смертельной борьбы с фашистами.

3. Проверка домашнего задания (Интервью с участником войны)

Слайд 2.

-- Война стала величайшим испытанием и проверкой всех сил русского народа. Война была серьезнейшим испытанием и для русской литературы. Писатели и поэты наравне со всеми сразу же встали на защиту Отечества. Перо было приравнено к штыку. Литература надела фронтовую шинель и шагнула в бой. 940 писателей и поэтов ушли на фронт, 417 не вернулись домой.

В годы Великой Отечественной войны самым популярным жанром была поэзия. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой не возможно чувство ответственности за свою страну. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат, вселяли надежду и веру. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой, она заставляла задуматься о себе, об окружающих людях, о Родине, ее настоящем и будущем.

4. Постановка проблемы (Сообщение темы урока, целей урока)

Слайды 3. и 4.

-- Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны. Назовите их (Сергей Наровчатов, Александр Межиров, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, С. Гудзенко, А. Твардовский, Д. Самойлов, Ю. Друнина, О. Берггольц, К. Симонов, Муса Джалиль и др )

-- Дома, готовясь к сегодняшнему уроку, читая поэзию военных лет, вы должны были подумать над вопросом: каковы основные темы военных лет (тема войны, военной юности, жизни и смерти, тема Родины, тема любви, тема вины перед павшими). Какие темы объединяют поэзию фронтового поколения с русской классической поэзией 19 века?

Слайд 6.

Особенности поэзии фронтового поколения (запись в тетрадь)

Слайд 7.


  • Отсутствует деление поэзии на гражданскую, интимную, философскую и т.д.

  • Многогранность и глубина лирики военных лет;

  • Эмоциональность;

  • Художественное богатство, музыкальность стиха в сочетании с простотой изложения;

  • Создается образ Родины как всей страны, так и образ малой Родины (родного города, села).

5. Основная часть

Преподаватель:

Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Слайд 8

Звучит стихотворение Семена Гудзенко «Перед атакой».

Когда на смерть идут

- поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою

-

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв

-

и умирает друг.

И значит

- смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед


За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год

-

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв

-

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из

-под ногтей

я кровь чужую.

1942


Презентация «Семен Гудзенко»

-- Семен Гудзенко - это двадцатилетний поэт-фронтовик. Он родился в 1922 году в Киеве. Отец его инженер, мать - учительница. В июне 1941, сдав экзамены за второй курс, ушел добровольцем на войну. Был подрывником, партизаном-десантником, участвовал в лыжном походе во вражеский тыл в Белоруссию. Получил ранение в живот, попал в госпиталь. В дневнике потом записал: «На минуту теряю сознание. Упал, ходить не могу. Рана - аж видно нутро.

Стихотворение «Перед атакой» он написал в лазарете. Это стихотворение-исповедь, в котором с такой выразительностью и точностью переданы мысли и чувства молодого солдата, изо дня в день жившего рядом с подстерегавшей его смертью.

-- Какова основная мысль стихотворения?

(Война несет с собой страдания, боль и смерть. Поэт пережил драматические и тяжелые впечатления фронтовой жизни, отсюда натурализм его стихов)

Краткий анализ стихотворения

Преподаватель:

Слайд 9.

Показать всю правду о войне стремилась в своей поэзии и московская поэтесса Юлия Друнина. Именно ей принадлежат строки, очень созвучные со стихотворением Семена Гудзенко:

Я только раз видала рукопашный.

Раз -- наяву. И тысячу -- во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Презентация «Юлия Друнина»

Звучит стихотворение Ю. Друниной «Зинка».

ЗИНКА

Памяти однополчанки -

Героя Советского Союза

Зины Самсоновой

1

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

...Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

1944

Анализ стихотворения Ю. Друниной «Зинка»

-- Стихотворение представляет собой женское восприятие войны.

Какие чувства оно вызывает? (Буря чувств: и сострадание, сожаление, и негодование).

-- Что такое война для поэтессы? (Для Юлии Друниной война - это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых.)

-- Какое это стихотворение по интонации? (Одновременно лиричное, доброе, жесткое).

-- Как вы думаете, сколько частей можно выделить в стихотворении? (Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.)

Анализ первой части


-- Какими автор показал бойцов в минуты затишья?

(Девчонки-подружки, которым интересно поболтать обо всем на свете. Это вовсе не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворений форму - диалог, во время которого девушки изливают друг другу душу. Говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив.)

-- О чем говорят девушки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как вы думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме?

(Малая родина живет в душе каждого солдата: близкие люди: мама, мамка, друзья, любимый; родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом; запахи дома, тепла, уюта: квашня, т. е. свежеиспеченный хлеб, русская печь.)

-- Какое ощущение возникает?

(Ощущение чего-то родного, бесконечно близкого, всеобъемлющей любви и нежности, с одной стороны, а с другой - грусть, тоска по дому.)

-- Первую часть дополнительно можно разделить на части. Как?

(Затишье (разговор подруг) - военные будни)

-- Отчего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в первой части?

  • Затишье - разбитая ель; гнилая, продрогшая земля;

  • Разговор подруг - яблочное захолустье, беспокойная дочка;

  • Военные будни - сырая шинель, светлокосый солдат.

Последняя строфа является связующей между первой и второй частями.


Анализ второй части

-- Какие события нашли отражение во второй части? Какие чувства они вызывают? Подтвердите ответ словами-опорами из текста.

(Окружение - с каждым днем становилось горше - ощущение близости смерти, чего-то неотвратимого, страшного, «потрепанный батальон» -- чувство безысходности, «шли без митингов и знамен» -- без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели жить» --стремление выжить; «гибель Зинки»: «кровавые бинты», «ее тело укрывала, зубы сжав» -- боль от потери близкого человека. Война - всегда трагедия.)

-- Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего?

(Потрепанный батальон, черная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты, посмертная слава. Какие страшные слова!)

-- Какими красками окрашена война в памяти автора?

(Кровавые бинты, черная рожь.) Почему?

-- Найдите во второй строфе наиболее часто встречающийся звук. Что дает этот прием?

([р] -имитация грохота боя, ужас происходящего.)

-- Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады»?

(Переход к третьей части; словно даже природа тоскует о смерти молодой красивой девушки.)

Анализ третьей части

-- Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с первой частью, хотя слова употребляются практически одни и те же?

(Если в первой части даже грусть светла, то в третьей части она сродни безысходной тоске. Возникает ощущение трагичности жизни в военное время. Меняется и форма по сравнению с первой частью - это монолог, обращенный к погибшей подруге и к самой себе.)

-- Каким предстает образ матери?

(Типичный образ матери, молящейся о своем ребенке, просящей заступничества высших сил. Символично упоминание зажженной свечи - огонек надежды, ведущей к победе.)

-- Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение?

Война отнимает у людей самое дорогое. Страшно, когда родителям приходится хоронить детей.

-- Как бы могли сложиться судьбы подруг, если бы не война?

Преподаватель:

-- Говорят, что у «войны не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были, медсестрами, снайперами, летчиками. А для некоторых слово было самым сильным оружием. Их стихи знала вся страна. Это Анна Ахматова, Юлия Друнина, Ольга Бергольц.

Хотелось бы вспомнить еще одну поэтессу Ольгу Бергольц.

(Слайд 10)

В годы Вов, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, она работала на ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа. Ее голос был голосом блокадного Ленинграда. Ее мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла и бойцов, защищавших город, и жителей, стойко переносивших испытания.

Презентация «Ольга Бергольц»

(Звучит голос О. Бергольц)

Страшной зимой 1942 года Ольга Бергольц создала одно из лучших поэтических произведении «Февральский дневник».

Чтение наизусть отрывка из поэмы

«Февральский дневник»

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже - ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,

что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоём,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном...

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг её слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжёлый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина...

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных...

-- О чем поэма? ( О героизме защитников города)

-- Какие чувства выражены в этих строках?

(Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о самом страшном, понятными становятся строки, как будто замерзшие в душе)

Преподаватель:

-- А какой нарисована война в стихотворении поэта Владислава Занадворова, погибшего в 1942 году под Сталинградом. На его стихах запеклась кровь отступлений. В его строках - сорванный голос тех, кто прорывался из окружения.

О решительных наступлениях, о взятии городов, о Победе Владислав Занадворов написать не успел. Он погиб он в наступлении в 1942 г.

Слайды 11, 12

Информация о поэте Владиславе Занадворове. (Презентация).
Звучит стихотворение «Ты не знаешь, мой сын, что такое война!»


«Ты не знаешь, мой сын, что такое война!»

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье.
Это - изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это - боль головная, что ломит висок;
Это - юность моя, что в окопах истлела;
Это - грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это - кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это - в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землёй. И лишь как завершенье -
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат -
Беззаветная гибель на поле сраженья.


-- Можно ли с уверенностью сказать, чего больше в стихотворении: патриотических чувств или личных переживаний лирического героя?

-- А кому адресовано стихотворение?

-- Какой нарисована война в этом стихотворении?

(Война в стихотворении В. Занадворова нарисована не как героическое действие, а как грязная, страшная повседневная работа.)

-- А сейчас я хочу поговорить с вами еще об одном поэте, очень популярном в годы войны. Это Константин Симонов.

Слайды 13-16 (Презентация)

О том, что такое война, он пишет в стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете».

К. Симонов читает стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».

Преподаватель:

-- Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу, тех, о ком были все мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность в том, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.

И как не вспомнить здесь самое известное, самое сильное, самое проникновенное Стихотворение Константина Симонова «Жди меня».

Слайд 17.

-- Военный корреспондент «Красной Звезды» К. Симонов посвятил стихотворение «Жди меня» своей жене, актрисе Валентине Серовой, однако оно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым.

Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня».


К. Симонов

«Жди меня»


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло".
Не понять не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1942 г.

Анализ стихотворения

-- Каков жанр стихотворения?

(По жанру это стихотворение-послание. Лирический герой обращается к любимой: «Жди меня».

-- Какова основная мысль стихотворения?

(Основная мысль заключена в первой строчке: «Жди меня, и я вернусь» -- задушевная мысль о том, как это важно для солдата. Эта строчка звучит как рефрен, как призыв.)

-- А какой художественный прием используется в стихотворении? (Синтаксическая фигура).

-- Чему она служит, что подчеркивает?

(Анафора «Жди меня» помогает подчеркнуть надежду)

-- Сочетание звуков (ж, жд) - аллитерация - передает монотонность хрупкой солдатской жизни, (желтые дожди, жара) усиливают мотив ожидания.

-- Перед нами лирический монолог-послание. Только ли горячая мольба содержится в нем?

-- К чему приравнивает автор умение ждать?

(К душевному подвигу, достойному встать вровень с ратным).

-- Посмотрите снова сплав личного и гражданско-патриотического.

-- В чем сила лирического произведения? (Вывод)

(Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается повторением слов «жди меня». Произведение брало за живое убежденностью в неотвратимости встречи людей, тянущихся к друг другу.

Феномен стихотворения «Жди меня», которое вырезали из газет, переписывали и посылали с фронта домой своим любимым, выходит за рамки поэзии. Это молитва, обращенная к судьбе, хрупкий мост между жизнью и смертью. В стихотворении предсказано, что война будет долгой и жестокой, но говорится о том, что человек сильнее смерти, если любит, если верит.

Преподаватель:

-- Тема любви остается главной темой во все времена. Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких, как «Синий платочек», «Темная ночь», «Бьется в тесной печурке огонь», «В лесу прифронтовом», «Огонек», были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни.

-- Песни - как люди. У каждой своя судьба. Одни умирают. Едва появившись на свет, другие ярко вспыхивают и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и обретают бессмертие. Такова и судьба песни «Землянка».

Слайд 18.

История песни «Землянка»

Песня «Землянка» была одной из самых популярных на фронте песен о любви. Об этом свидетельствует судьба стихотворения Алексея Суркова. Стихотворение было написано в ноябре 1941 года. Оно вообще не предназначалось для публикации. Это личное письмо к любимой женщине. Это были 16 строчек из письма. А. Сурков вспоминал: «Письмо было написано в конце ноября после одного очень трудного для меня дня. Тогда я понял, что смерть отступила. Я был благодарен жизни за то, что она есть, что я жив, за этот потрескивающий огонь в землянке, за друзей, играющих на гармони».

Звучит песня «Землянка» в исполнении студентки.
Слова Алексея Суркова (ноябрь 1941 г.)
Музыка Константина Листова (февраль 1942 г.)




Практическая работа

«Языковые особенности военной поэзии»

Бытует мнение, что стихи, песни той поры бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное на примере одной из самых популярных и самых человечных песен Вов «Землянка».

Текст стихотворения А. С. Суркова

«Землянка»

Задание: заполнить таблицу, называя средства выразительности и приводя примеры указанных средств; устно определить роль художественных средств в стихотворении.

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Олицетворения

«поет гармонь», «шептали кусты», «голос тоскует»

Эпитеты

«тесная печурка», «белоснежные поля», «голос живой», холодная землянка», «негасимая любовь»

Метафора

«заплутавшее счастье»

Сравнение

«смола, как слеза»

Лексический повтор

«далеко, далеко», «снега и снега»

Противопоставление

«До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага»;

«Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви»

Вывод:

Стихотворение богато художественными средствами: например, олицетворения, эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.

-- О том, как создавались стихи в военное время, пишет поэт С. Орлов в стихотворении «Руками, огрубевшими от стали».

Слайд 19.

«Руками, огрубевшими от стали»

Руками, огрубевшими от стали,
Писать стихи, сжимая карандаш.
Солдаты спят - они за день устали,
Храпит прокуренный насквозь блиндаж.
Под потолком коптилка замирает,
Трещат в печурке мокрые дрова...
Когда-нибудь потомок прочитает
Корявые, но жаркие слова
И задохнется от густого дыма,
От воздуха, которым я дышал,
От ярости ветров неповторимых,
Которые сбивают наповал.
И, не видавший горя и печали,
Огнем не прокаленный, как кузнец,
Он предкам позавидует едва ли,
Услышав, как в стихах поет свинец,
Как дымом пахнет все стихотворенье,
Как хочется перед атакой жить!..
И он простит мне в рифме прегрешенье.
Он этого не сможет не простить.
Пускай в сторонку удалится критик:
Поэтика здесь вовсе ни при чем.
Я, может быть, какой-нибудь эпитет -
И тот нашел в воронке под огнем.
Здесь молодости рубежи и сроки,
По жизни окаянная тоска...
Я порохом пропахнувшие строки,
Из-под обстрела вынес на руках.

Это стихотворение Сергей Орлов написал в 1945 году. Он воевал на Волховском и Ленинградском фронтах командиром тяжёлого танка "КВ", дважды горел в подбитом танке, чудом остался жив, скрывая впоследствии ожоги на лице...

Преподаватель:

Слайд 20.

-- Ярчайшим явлением в поэзии военных лет стала поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». «Случайно найденный образ, -- писал Твардовский, -- захватил его без остатка.» Теркин - образ вымышленный, а черты характера этого героя автор наблюдал у многих живых людей. Теркин был в каждой роте, в каждом взводе.

Поэма создавалась Александром Твардовским на протяжении всей войны, шла с ним, как сказал сам поэт, дорогами войны «в едином братстве воинском» до самого дня Победы.

Благодарные фронтовики писали автору, что он с фотографической точностью передал будни боевой жизни, что они читают поэму в любых условиях: в окопе, в траншее, на марше. Образ героя Василия Теркина воодушевлял воинов на подвиги, учил не сдаваться в сложных ситуациях, выживать любой ценой.

Звучит отрывок из поэмы.

А. Т. Твардовский «Василий Теркин»

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив ещё? - Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчёт медали:

Мне её тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришёл с войны.

Вот пришёл я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришёл, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий -

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.

И, явившись на вечёрку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я «Казбек».

И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.

- Как, мол, что? - Бывало всяко.

- Трудно всё же? - Как когда.

- Много раз ходил в атаку?

- Да, случалось иногда.

И девчонки на вечёрке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна...

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!

Ждёт девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего...

- Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

Вот сидишь ты на вечёрке,

И девчонка - самый цвет.

- Нет, - сказал Василий Тёркин

И вздохнул. И снова: - Нет.

Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

Тёркин, Тёркин, добрый малый,

Что тут смех, а что печаль.

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далёко вдаль.

Где девчонки, где вечёрки?

Где родимый сельсовет?

Знаешь сам, Василий Тёркин,

Что туда дороги нет.

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идёт, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

-- Как вы считаете, поэма актуальна в наши дни?

(Актуальна. На примере главного героя воспитывает патриотизм, благородство и выдержку, жизнестойкость, ответственность за свои поступки.)



5. Заключение

Слайд 21.

-- Давно отбушевала военная гроза. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей Великой Отечественной войны. Сегодня с благодарностью и любовью мы вспоминаем павших и живых, всех тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, кто оставил на земле яркий след - свои стихи.

Звучит отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»

Помните!

Через века,

через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придёт

никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

помните!

Песню свою

отправляя в полёт, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споёт, -

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звёздам

ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

никогда, -

заклинаю, -

помните!

1962

6. Рефлексия

-- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(Мы познакомились с некоторыми поэтами военных лет. Надеюсь, что их имена останутся в вашей памяти.)

- Какие стихи взволновали вас?

- Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?

-- Что же отличает поэзию периода Великой Отечественной войны?

(Предельная искренность, правдивость. В каждом стихотворении неприкрашенная правда.)

-- Зачем поэты военной поры стремились показать всю правду о войне и, прежде всего, кровь, боль, человеческие страдания?

(Для того чтобы показать, какой ценой завоевана наша победа. Для того чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем).

-- Почему поэзия Великой Отечественной войны актуальна в наши дни?


6. Домашнее задание - дифференцированное. (Выбирают сами обучающиеся)

А) Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

Б) Напишите эссе на тему: "Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?"

В) Напишите рассказ о родственнике, принимавшем участие в Великой Отечественной войне.

Литература


Основные источники

1. История русской советской литературы. М., 2011 г., т. 2

2. Серафимова, В. Д. История русской литературы XX века [Электронный ресурс]: учебник / В. Д. Серафимова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 540 с. - Режим доступа: znanium.com/bookread.php?book=346858

3. Русская и зарубежная литература [Электронный ресурс]: учебник / под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с. - Режим доступа: znanium.com/bookread.php?book=233871


Дополнительные источники

1. Лейдерман, Н.Л. Русская литература XX века (1950-1990-е годы) [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т.1. 1953-1968 /Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 416с. ISBN 978-5-7695-6581-6 (Т1), ISBN 978-5-7695-6582-3

2. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной воины. - В кн.: Литературное наследство; М., 2012 г., т.78, кн. 1

3. Тихонов Н. В дни испытаний. - В кн.: С пером и автоматом: Писатели, журналисты Ленинграда в годы блокады. Л., 2009 г.



7

© 2010-2022