• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Выступление на городском семинаре Межпредметные связи на уроках русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями (доклад с презентацией)

Выступление на городском семинаре Межпредметные связи на уроках русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями (доклад с презентацией)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


27.03.2014г.

Городской методический семинар для специалистов СКОУ VIII вида

«Формирование социальных компетенций у обучающихся школ VIII вида»

Межпредметные связи на уроках русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями


Ольга Ивановна Кабанова,

учитель русского языка


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 72 г. Челябинск


В настоящее время происходят существенные изменения в системе специального образования России. Эти изменения в большей степени связаны с новым отношением к детям с особыми образовательными потребностями, новыми задачами обучения и воспитания «особенного» ребенка.

Конечной целью специального образования детей с особыми образовательными потребностями является их полное интегрирование в общество, использование всех социальных привилегий и благ, доступных всем гражданам. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе. В этих условиях более значимой становится школа, целью которой является практическая реализация помощи и поддержки, которая так необходима «особенному» ребенку.

«Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам», - говорил Даниель Дефо.

Согласно положению Л. С. Выготско­го для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуа­ция развития, определенное соотноше­ние условий социальной среды и внут­ренних условий формирования индиви­да как личности.

Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систе­му требований, предъявляемых обще­ством к человеку на том или ином этапе его жизни.

С точки зрения педагогической нау­ки социализация может быть понята как формирование у детей представле­ний об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общест­венным нормам.

Необходимо таким образом организовывать учебный процесс в школе, чтобы дети с особыми образовательными потребностями становились не только более стрессоустойчивыми, открытыми к общению, способными к созданию семьи, но и адаптированными к самостоятельной жизни, готовыми к труду в современных экономических условиях, к их включению в сложный мир производственных, деловых человеческих отношений.

В настоящее время основными принципами становятся принципы жизненной необходимости и практиче­ской значимости содержания образования.

Мы знаем, что у детей, обучающихся в школе VIII вида, процесс формирования личности осложняется, прежде всего, тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л.С.Выготский называл «социальным вывихом». Главную задачу педагога-дефектолога Л.С.Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

Социальная адаптация является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, ос­воить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовать в ней свои потреб­ности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.

Целенаправленное педагогическое воздействие и специаль­ным образом организованная образовательная среда значительно снижает эти проблемы и повышает эффективность работы по социализации умственно отсталых выпускников. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефек­та.

Я - учитель. Я учу этих «особенных» детей, осознавая миссию учителя - дефектолога. Миссия учителя - сделать все возможное и невозможное для того, чтобы этот «особенный» ребенок нашел и занял свое место в мире. В мире, в котором так неуютно и непонятно, а порой и опасно ребенку без помощи и поддержки.

Не случайно мною выбрана тема методической работы: «Межпредметные связи уроков русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями».

Традиционная система обучения не в полной мере обеспечивает решение всего круга задач социальной адаптации выпускников: в быту, трудовой и профессиональной подготовке, в во­просах организации свободного времени, ведении здорового образа жизни.

Практика работы показывает, что в старших классах и так не очень высокий познавательный интерес резко падает. Дальнейшее усложнение учебного ма­териала делает его недоступным большинству учащихся. Это снижает учебную мотивацию и, как следствие, не способствует получению и закреплению учебных знаний и навыков, ограничивает формирование адаптивной личности обучающихся. Целенаправленное использование содержания учебного материала каждого урока с точки зрения жизненной необходимости и практической значимости (в плане ближайшей перспективы жизни учащегося, его жизни после окончания школы) вызывает интерес к занятиям. Опыт показал, что так ученикам становиться понятней смысл их учеб­ной работы, повышается мотивация к познавательной деятельности.

Я учу детей русскому языку. Предмет «Русский язык» на основе изучения «Грамматики и правописания» является наиболее сложным разде­лом русского языка в силу значительной абстрактности самого учебного материала. У учащихся форми­руются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для их социальной адаптации. Усиление прак­тической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки четкого, правильного, логичного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, умения оформления деловых бумаг (автобиография, заявление и др.).

При планировании уроков наибольший методический интерес у меня вызывает использование межпредметных связей. И большое место в моей работе занимает изучение и использование программного материала коррекционного курса СБО.

Моя работа по использованию материала коррекционного курса СБО в рамках изучения русского языка в 5 - 9 классах продолжается третий год, и она направлена на решение таких проблем, как:

- решение задачи развития адаптивных навыков средствами русского языка;

- преодоление негативных особенностей подросткового возраста, свойственных боль­шинству учащихся любого вида школ. У подростков в этот школьный период в рамках воз­растного психологического кризиса наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабевает интерес к школьным занятиям в связи со сменой вида ведущей деятельности возникновением нового типа отношений со взрослыми, нарушением взаимопонимания и сильными эмоциональными переживаниями по этому поводу;

- компенсирование специфических особенностей личности умственно отсталого подростка, обусловленные дефектом развития и разной степенью умственной отсталости.

Предмет социально-бытовой ориентировки был выбран мною по ряду соображений.

Во-первых, как наиболее важный для социальной адаптации учащихся. Содержание учебного материала этого предмета предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и социуме, отработку умений и навыков самообслуживания и обеспечения лич­ных потребностей, отработку навыков общения с людьми.

Во-вторых, как интересный (по моим наблюдениям) для всех учащихся 5 - 9 классов.

В- третьих, как предмет, при изучении которого учащимся часто требуется умение пользоваться навыками чтения и письма.

Курс СБО направлен на выработку умения использовать имеющиеся знания в новых условиях, что повышает уровень социальной адаптации выпуск­ников, для усиления возможностей обра­зовательного процесса по компенсации дефектов развития умственно отсталых подростков. Использование материала курса СБО позволяет решить эту проблему более эффективно, чем обыч­ный урок русского языка. Для этого на уроках русского языка необходимо обучать узнаванию, что именно из изученного ранее требуется применить в конкретной жизненной ситуации. Урок русского языка с применением уже изученного материала по СБО также пока­зывает, как именно использовать знания в конкретной жизненной ситуации в быту, при об­щении со знакомыми и незнакомыми людьми.

Учитель СБО на своих уроках решает задачу развития коммуникативной функции речи, как непременного условия успешного усвоения курса социально - бытовой ориентировки в тесной связи с уроками русского языка и чтения. Многократное употребление типовых фраз в письменной и устной ре­чи способствует закреплению их в памяти. На уроках СБО учитель успешно решает эту задачу в ролевых играх, словесных описаниях учениками бытовых сцен.

В то время как учитель СБО на своих уроках закрепляет навыки письма при выполнении письменных работ, я, как учитель русского языка, черпаю богатый и разнообразный материал для своих уроков из содержания коррекционного курса по следующим темам:

«Питание» 5 - 9 кл

«Личная гигиена» 5 - 8 класс

«Одежда и обувь» 5 - 9 кл.

«Семья» 5 - 9 кл.

«Культура поведения» 5 - 9 кл.

«Жилище» 5 - 9 кл.

«Транспорт» 5 - 9 кл.

«Торговля» 5 - 9 кл.

«Средства связи» 6 - 9 кл.

«Медицина» 6 - 9 кл.

«Учреждения, организации и предприятия» 6 - 9 кл.

«Экономика домашнего хозяйства» 8 кл.

«Трудоустройство» 9 кл.

Материал программы СБО расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательность и повторяемость тем обеспечивает возможность систематизировано использовать материал программы СБО на уроках русского языка в 5 - 9 классах по этому же принципу с целью углубления и закрепления знаний, умений и навыков русского языка и СБО.

В содержание урочной работы русского языка включены упражнения, исходным мате­риалом для которых являются различные темы программы СБО.
На материале СБО предусматривается изучение, отработка и автоматизация уже имеющихся навыков устной и письменной связной речи для решения конкретных жизненных потребностей, а также отрабатываются те языковые и речевые умения, которые значимы для освоения учащимися социальных знаний.

Учебный материал по русскому языку не усложняется. В содержание урока включаются слова, предложения, тексты, образцы делового письма, актуальные для изучения и закрепления конкретной темы по русскому языку на основе имеющихся знаний по СБО, для того чтобы нагляднее установить для учащихся связь между жиз­ненной ситуацией и необходимыми учебными знаниями из других предметов.

В зависимости от того, какие знания, умения и навыки будут отрабатываться с уча­щимися на уроках СБО, я продумываю и образовательные задачи и задачи социальной адаптации. А решаю поставленные цели методами, способами и средствами, которые предусматриваются ме­тодикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Для повышения эффективности интегрированных уроков русского языка стараюсь планирование выстраивать так, чтобы изучение тем совпадало по времени с изучением тем СБО. Однако, не «привязываю» буквально уроки русского языка к урокам СБО, так как количество языкового материала требует иногда значительно большего времени, чем предусматривается на тему СБО.

На уроках русского языка предусматриваю решение также следующих задач:

  • уточнение и расширение активного запаса слов, который необходим для понимания социаль­ных ситуаций, для обеспечения адекватного взаимодействия с окружающими;

  • закрепление из ранее изученного таких знаний, умений и навыков по русскому языку, которые помогут формированию практических навыков связной устной и письменной речи, необхо­димой в определенных жизненных ситуациях;

  • применение навыков делового письма в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы;

  • использование процесса обучения русскому языку для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся, с различной степенью умст­венной отсталости.

Как учитель с опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями, я уверена, что решение данных задач и специальный отбор и использование учебного материала повышает адаптивные возможности выпускников, и помогает им более успешно интегрироваться в современном обществе.

Спасибо за внимание!


© 2010-2022