Рабочая программа учебного курса Основы журналистики в рамках ФГОС для 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа учебного курса «Основы журналистики»

Рабочая программа по учебному курсу «Основы журналистики» для учащихся 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089.

2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32)

Учебный курс «Основы журналистики» представляет собой дополнительный (углубленный) курс занятий по журналистике для учащихся 8-х классов и имеет художественно-публицистическую направленность.

Общая характеристика учебного предмета

Программа рекомендована учителям, преподающим основы журналистики в профильных 8-11-х классах общеобразовательных учреждений, и направлена на формирование навыков журналистского мастерства и приобретение учащимися первичного профессионального опыта.

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Главная же задача образовательного процесса - социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Актуальность учебного курса «Основы журналистики» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Учебный курс «Основы журналистики» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

Программа учебного курса «Журналистика» рассчитана на обучающихся 8-11-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цели программы:

  • дать представление о сфере массовой коммуникации

  • познакомить с основами журналистского мастерства

  • создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования

  • расширить кругозор, развить владение словом.

В ходе достижения целей программы решаются задачи:

  1. Обучающие:

  • знакомство с принципами журналистской деятельности

  • изучение основ социологии и журналистики

  • формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития

  • формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта

  1. Воспитывающие:

  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения

  • привитие культуры общения с миром средств массовой информации

  • пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности

  • формирование потребности в постоянном повышении информированности

  • воспитание любви и уважения к школе

  1. Развивающая:

  • развитие творческих способностей, индивидуального мышления

Описание места учебного предмета , курса в учебном плане

Программа учебного курса «Основы журналистики» общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время (по желанию обучающихся - в каникулярный период).

Содержание учебного предмета, курса

Программа учебного курса «Основы журналистики» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. В структуре программы выделяются четыре тематических раздела: «Краткое введение в историю журналистики», «Основы журналистики», «Художественно-техническое оформление издания», «Редакционно-издательская деятельность». Каждый раздел делится на блоки - теоретический и блок творческих заданий.










«Основы журналистики»

(34 часа)

№ п/п

Наименование разделов

всего часов

лекцион-ных часов

семинарско-практическ-их часов

форма контроля (на выбор обучающихся

I

Краткое введение в историю журналистики

6

3

3

собеседование реферат творческая работа

II

Основы журналистики

18

5

13

собеседование творческая работа


III

Художественно-техническое оформление издания

7

2

5

собеседование творческая работа

IV

Редакционно-издательская деятельность

3

1

2

собеседование творческая работа

реферат

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Результатом обучения по программе будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков в журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях - журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрация в газете; макетирование и верстка газетного номера

Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах

Интеллектуальные умения и навыки - умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии

Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки решения интеллектуальных проблем и задач

Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме творческих работ, рефератов и собеседований по всем темам.

В процессе обучения ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют (на выбор) в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах-круглых столах, семинарах-дискуссиях, групповом проектировании. При изучении факультативного курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по всем темам программы. Чтобы у ребят было больше интересных поводов для соприкосновения со сверстниками и взрослыми, будут предлагаться темы для различных творческих работ.

Тематическое планирование

Тематический план учебного курса

«Основы журналистики»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов по разделу

Часы лекцион-ные

Семинарско-практические часы

Форма контроля (на выбор обуч.)

I


1

1.1

1.2

2


2.1

3

Краткое введение в историю журналистики

Значение журналистики

Газетный мир

Этапы развития прессы

Знакомство с детскими и подростковыми СМИ Дайджест

Знакомство с законами о СМИ

6

1


1



1

2

1

реферат собеседование творческая работа



собеседование

II

1

1.1



2



3

Основы журналистики

Публицистика

Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности

Социология как составная часть журналистских знаний

Культура речи

18

2

1

2

9

2

2

собеседование творческая работа


самост. работа


собеседование

творческая работа

III



1


1.1




2

Художественно-техническое оформление издания

Формат издания, композиция номера, дизайн

Макет номера, верстка, ее виды и основные правила, знакомство с издательской программой

Заголовки, иллюстрации

7

1


1

4


1

собеседование творческая работа



самост.работа

собеседование

IV



1




2

3

Редакционно-издательская деятельность

Особенности журналистского труда, редакционный коллектив, его структура

Правка

Реклама в издательской деятельности

3




1








1

1



собеседование творческая работа

урока

Содержание ( разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

план

факт

История журналистики. История журналистики в России.

1ч.


Профессия - журналист

1 ч.


Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка журналиста

1 ч.


Типы СМИ: газета, радио, телевидение, интернет.


Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура.

1ч.


Функциональные стили и типы речи.

1ч.


Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи.

1ч.


Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность).

1ч.


Анализ текстов газетных статей.


Проектная деятельность. Сбор материала о братьях наших меньших.

1ч.


Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .

1ч.


Написание статьи.

1ч.


Корректировка текста.

1ч.


Оформление материала. «Публикация»

1ч.


Посещение редакции газеты «Горячий Ключ»

1ч.


1ч.


Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров.

1ч.


Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .

1ч.


Написание статьи.

1ч.


Корректировка текста.

1ч.


Оформление материала. «Публикация»

1ч.


Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение спортивного мероприятия в качестве спецкоров.

1ч.


Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .

1ч.


Написание статьи.

1ч.


Корректировка текста.

1ч.


Оформление материала. «Публикация»

1ч.


Проектная деятельность. Сбор материала. Интервью. Экскурсия.

1ч.


1ч.


1ч.


Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .

1ч.


Написание статьи.

1ч.


Корректировка текста.

1ч.


Оформление материала. «Публикация»

1ч.


Итоговое занятие. Вручение «дипломов» Юным журналистам.

1ч.




© 2010-2022