Доклад Коммуникативные компетенции на уроках русского языка и литературы в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Фролова Ирина Викторовна

Место работы: КГУ «ОСШ № 4 имени Н.К.Крупской г. Балхаш»

Должность: учитель русского языка

Почтовый адрес: 100300, Карагандинская область, город Балхаш, улица Мира, 32

Электронный адрес: [email protected]

Телефон: 8(71036)44436

Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией речевой некомпетентности молодежи в Республике Казахстан. Современные выпускники часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не смогла не сказаться на языке. На речь молодёжи влияет, безусловно, снижающийся уровень грамотности и культуры общества в целом. Педагоги констатируют сегодня общую тенденцию снижения речевой культуры подростка, безвкусицу и бестактность, агрессивность речевого имиджа молодого поколения. Действительно, в современной языковой ситуации не последнее место занимает воздействие на молодое поколение средств массовой информации, в том числе Интернет, СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг - за литературный язык. Таким образом, учителю-словеснику сегодня необходимо работать над формированием языковой личности подростка, необходимо побудить его включиться в этот процесс.

Поэтому приоритетным направлением "Стратегии модернизации образования" является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетенцию. А для этого необходимо:

  1. Изучить общекультурный и речевой фон старшеклассников.

  2. Выявить проблемы, которые мешают овладению грамотной речевой деятельности учащихся.

  3. Наметить пути решения выявленных проблем.

  4. Разработать план действий программы элективного курса по расширению общекультурной коммуникативной компетенции учащихся.

Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе - это формирование языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции. Сегодня можно условно говорить о трех уровнях развития языковой личности

  • высокий уровень предполагает свободное владение довольно богатым запасом языковых (лексических и грамматических) средств; их правильное и эффективное использование в разнообразных ситуациях общения;

  • средний уровень - это владение достаточным запасом языковых средств, использование которых характеризуется отступлениями от литературных норм, затруднениями в их отборе и организации сложных ситуаций общения;

  • низкий уровень характеризуется бедностью активного словаря, грамматического запаса, грубым нарушением языковых норм, способностью к созданию лишь самых элементарных текстов

Итак, основные черты высокоразвитой языковой личности:

  • способность человека свободно и правильно говорить,

  • создавать устные и письменные тексты, отвечающие целям и условиям коммуникации,

  • эффективно извлекать информацию из чужой речи.

Очевидно, что эти черты также являются важнейшими компонентами общей культуры человека, необходимы для его социальной адаптации, самореализации в любой области деятельности и межличностного общения. Языковая личность как объект изучения рассматривалась многими учеными. Так Бодуэн де Куртенэ рассматривал языковую личность как "вместилище социально-языковых норм коллектива, как фокус скрещения разных социально-языковых категорий" (4; с. 76). Ф.И.Буслаев строил методологические принципы своего труда на представлении о нерасторжимом единстве родного языка с личностью ученика: "Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные потребности учащегося" (1; с.205). Современная лингводидактика далеко продвинулась вперед в понимании и разработке структуры и содержании языковой личности. Как отмечает И.Г.Богин, она предстает как "многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение), а с другой стороны - по уровням языка, то есть, фонетике, грамматике, лексике" (2; с. 314).

Формирование языковой личности учащегося происходит не только на уроках речи и культуры общения, но и на уроках литературы и русского языка. Одним из важных речевых и коммуникативных умений является умение совершенствовать написанное, редактировать текст. Учащийся должен уметь находить ошибки, классифицировать их, правильно определять причины появления и выявлять способы их устранения. Поэтому в педагогической практике большое внимание уделяется работе над редактированием текста.

Важным представляется поэтапность данной работы.

  • Работу следует начинать со знакомства с литературными нормами: фонетической, акцентологической, морфологической, синтаксической, лексической, стилистической.

  • Далее знакомимся с классификацией ошибок (ошибки речевые и грамматические).

  • Выполняем упражнения, задания, направленные на повторение и закрепление сведений о нормах языка.

К примеру, для закрепления лексической нормы используются упражнения следующих типов:

  • Упражнения на обогащение словарного запаса.

- Правильно ли понимаете значения приведенных ниже слов: парадигма, догма, менеджмент, аудитор, толерантность, стратегия?
- Сформулируйте значение слов самостоятельно и сравните с определением в словаре.
- Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: плюрализм, парадокс, феномен, экспромт, коммюнике, концепция, иммунитет.

  • Упражнения на лексическую сочетаемость двух типов: составление словосочетаний и задания на нахождение ошибки и правки текста.

  • Упражнения на использование омонимов, антонимов, синонимов, паронимов также двух типов: на сочетаемость и нахождение и исправление ошибки.

  • Упражнения на объяснение значения, восстановление фраз по опорным словам, использование в речи фразеологической синонимии, антонимии, вариативности и исправление ошибок, связанных с неверным употреблением фразеологизмов.

  • Упражнения на устранение ошибок, связанных с употреблением плеоназмов, тавтологии, неоправданных повторов.

  • Следующий этап - тренировочные упражнения, в которых даются предложения с разными ошибками. Требуется назвать тип ошибки и произвести правку.

  • Далее учащимся предлагаются упражнения более сложные, но именно такие задания включены в ЕНТ: найти среди данных предложений предложение с ошибкой, классифицировать ее и произвести правку.

  • Наконец, теперь учащиеся готовы к самому сложному - редактированию текста, чужого и своего собственного.

Таким образом, от знания нормы, типа ошибки к умению увидеть её в готовом речевом произведении и мотивированно исправить - такой представляется основная схема поиска и исправления речевой ошибки школьника. Если же учащийся сможет сам определить причину появления ошибки и выявить способ её устранения, то он сможет и предупредить появление ее в собственном речевом произведении.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах - чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь" - без этих условий нет урока (5; с. 18).

На уроках русского языка предлагаются учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Формы и приемы лингворечевой подготовки учащихся

Учитывая, что единицей в формировании коммуникативных компетенций становится текст, то во главу угла определяются следующие виды работы:

1. Комплексный анализ текста, многоаспектовый анализ, который включает не только разные виды грамматического разбора языковых единиц, но и орфографический, пунктуационный, лексико-фразеологический, стилистический, речеведческий, композиционный.

2. Сочинение на основе типичных речевых моделей с использованием готового текста для написания статьи, доклада, лекции.

3. Речевой анализ текста по разработанному плану. Он предполагает различные виды лингвистического анализа, включая интонационный и жанровый.

4. Написание собственного текста в учебных речевых жанрах, таких как рецензия, обзор, доклад, письмо, характеристика, сочинение на литературную и свободную тему.

5. Редактирование текста, исправление речевых ошибок, композиционных, грамматических, орфографических, пунктуационных, фактических, логических.

6. Трансформация исходного текста, разного рода упражнения: на "свертывание" и "развертывание" текста, составление вариантов текста, которые развивают коммуникативные навыки учащихся. Используются материалы учебника для 10 - 11 класса под редакцией З. К. Сабитова, Ф. Х. Жубуева (Алматы "Мектеп" 2006) и Ф. Г. Брулева и др. (Алматы "Мектеп" 2007) для пересказов фрагментов из произведений художественной и публицистической литературы.

7. Сообщения - рассуждения по теоретическому материалу параграфов "Типы речи", "Техника речи", "Виды речи"; по содержанию и форме учебных таблиц и схем "Основные признаки текста", "Строение текста", "План простой и сложный"; по проблемно-поисковым задачам "Культура устной речи. Элементы публичной речи" (6; с. 601).

8. Грамматический анализ, который проходит красной нитью через весь материал программы элективного курса, осуществляемый в традиционной форме фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического, орфографического и пунктуационного разбора, реализуя принцип преемственности между основной и профильной школы.

9. Очерк проблемный, портретный, путевой: коммуникативно - речевая направленность которых не вызывает сомнений. Работа над серией мелких упражнений заменяется работой над одним-двумя упражнениями - жанрами. Жанр очерка по своим композиционным и стилистическим характеристикам близок к жанру школьного сочинения по литературе, хотя есть некоторые различия: очерк позволяет полнее и самостоятельнее выразить собственную оценку факта.

10. Разыгрывание пантомим и различных сценок связано сформированием умений речевого общения: непринужденности, свободы, аудиторского шока, преодоление психологического барьера. Такие оценки, разыгрываемые ребятами на уроке: "Ох уж, эта оса", "На остановке автобуса", "Знакомство" - создают обстановку доброжелательности, естественности, снимают психологические зажимы.

11. Тренинг - "Работа над собой", "Хватит ли тебе выдержки?", "Знакомство" - входят в систему ситуативных упражнений по устной речи, являются предварительным этапом в формировании более сложных речевых умений и навыков публичной речи.

Тренинги связаны и с техникой речи, когда необходимо поупражняться в правильном речевом дыхании, "постановкой" голоса, хорошей дикции.

12. Дебаты как новый речевой жанр для старшеклассников, дискуссии по разным вопросам строятся на лингвистических знаниях монологической и диалогической речи, культуры речи и нормах поведения в публичном споре.

Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕНТ.

Формирование коммуникативных и языковых компетенций.

Компетенции

Общепредметные компетенции

Русский язык

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

Задавание вопросов собеседнику.
Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме

Самопрезентация в форме резюме.

Полилог(коллективная дискуссия)

Ролевая форма представления текста произведения.

Языковая компетенция

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Составление документации.

Речь

Орфоэпические нормы.

Чтение

Выразительность, эмоциональность, чёткость

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления", интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения (КСО). Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе - школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Очень продуктивны стратегии, позволяющие разбудить мысль, ее креативность, неординарность.

"Мозговая атака" - пары учеников перечисляют, что они думают, что знают по теме. Они задают вопросы друг другу. "Мозговая атака" полезна тем учащимся, которые не хотят делиться опытом в большой группе. Часто после подобной работы в парах со сверстниками они обретают уверенность, выступая в больших группах.

"Ключевые термины"- учитель выбирает 4 - 5 ключевых терминов, ключевых слов из текста и записывает их на доске. В течение 5 минут ученики обсуждают как эти термины соотносятся друг с другом в исторической хронологии, языковой и лингвистической, в сюжете произведения, в объяснении научного процесса. Как только пары учащихся решили задачу о соотношении ключевых слов, я прошу их внимательно прочитать текст для того, чтобы понять, верны ли их предположения, такое ли значение имеют слова в тексте, какое они установили.

"Свободное письмо"- "Пятиминутное" или "десятиминутное эссе". Прошу учеников в течение отпущенного времени писать все, что приходит в голову, когда они думают о теме "Х". За минуту до окончания работы напоминаю о времени, т.к. хорошие мысли иногда приходят в голову под давлением, в обстановке нехватки времени. По истечении времени класс обменивается своими впечатлениями.

"Метод пометок"- интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления. Процедура начинается с выявления предыдущих знаний и опроса для пометок в тексте и затем для обобщения различных видов информации, найденных в тексте. Чаще этот метод пометок используется на момент объяснения нового материала с целью побуждения к деятельности. В результате такой технологии получается таблица.

Знаю (+)

Не знаю (-)

Ценная информация (V)

Хочу об этом знать больше(?)


Этот метод позволяет уйти от пассивного чтения, когда читающий не может вспомнить только что прочитанное. Когда учащиеся приобретают собственное понимание. Они сопоставляют новую информацию с уже известной, устанавливая связь нового со старым. Аналитическая работа по тексту заканчивается устным сообщением - выводом: "Что дал мне анализ этого текста".

Ассоциация (кластеры) - обучающая технология, позволяющая ученику мыслить свободно, соединяет мысли о предмете. Ассоциации использую для стимулирования мышления до того, как тема будет тщательно изучена. Часто применяю этот вид работы на этапе закрепления знаний. Как способ подведения итогов изученного, как способ построения новой ассоциации или графическое изображения нового понимания.

Шаги по установлению ассоциаций - простые и легко запоминающиеся:

1. Напишите ключевое слово ил фразу в центре листа бумаги.

2. Начните писать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

3. Как только идеи приходят на ум и записаны, начните рисовать соединения между идеями, которые кажутся подходящими.

4.Записывайте столько идей, сколько приходит на ум до тех пор, пока не выйдет время или будут исчерпаны идеи.

5. Не делайте никаких выводов о мыслях, просто запишите их.

Таким образом, готовность к самостоятельному решению задач на основе приобретенных знаний, умений, навыков формирует креативные способности ученика и коммуникативную культуру. Овладение коммуникативной компетентностью вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума. В целом это - одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле - важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизации современного мира.


© 2010-2022