Конспект урока по русскому языку Человек создан для счастья, как птица для полёта (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 11 классе


  • Халимоненко Г.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Деревянск


Тема урока: «Человек создан для счастья , как птица для полёта»(В.Г.Короленко)

Счастлив тот ,кто считает себя счастливым

Г.Филдинг

Цели урока: 1. Дальнейшее развитие навыков работы с текстом, умения анализировать его

2.рассмотрение проблемы счастья в публицистике, в художественной литературе и в жизни

3.воспитание любви к литературе, понимание истинных ценностей, нравственно-философское осмысление литературы

Оборудование:

1.Притча о счастье. Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а Счастье, естественно, выполняло их. И люди уходили, оставив Счастье сидеть в яме дальше. Однажды к яме подошел молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил:

- Тебе-то, Счастье, чего хочется?

- Выбраться отсюда, - ответило Счастье.

Парень помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А Счастье... побежало за ним.

Конспект урока по русскому языку Человек создан для счастья, как птица для полёта (11 класс)

На какую мысль наталкивает эта притча? (По-настоящему счастлив тот, кто заботится о других)

2.Выразительное чтение высказывания публициста Е. Мелешко о счастье:

Существует устойчивое мнение, что каждый понимает счастье по-своему. И с этим нельзя не согласиться. Ведь на уровне личного мироощущения в счастье вкладывается прежде всего конкретно-целевой, «предметный» смысл. При этом средства, ведущие к счастью, нередко отождествляются с самим счастьем. А поскольку таких средств множество и их ценность и выбор весьма субъективны и задаются текущей ситуацией (для больного, например, это здоровье, для неимущего - материальные блага и т. п.), то в обыденном сознании возникает иллюзия множественности понятий счастья.

При более глубоком взгляде эта иллюзия рассеивается. Можно выделить ряд наиболее общих понятий, в той или иной степени удовлетворяющих требованиям исходных определений счастья:

как удача - везение - благоприятная судьба;

как удовольствие - переживание приятных ощущений;

как состояние душевной и жизненной удовлетворенности.

Работа в группах:

2. Составьте фишбоун по прочитанному высказыванию:

Конспект урока по русскому языку Человек создан для счастья, как птица для полёта (11 класс)

3.Выразительное чтение текста и работа над ним

1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами.(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: <<Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай>>. (11)Обратите внимание на начало фразы: <<Если хочешь быть оптимистом:>> (12)И еще - << вникай сам>>.

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.

(14)Сестры спрашивали: <<Розов, что ты такой веселый?>> (15)А я отвечал:<<А что? Это нога болит, а я-то здоровый>>. (16)Дух мой был здоров.

(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: <<Царствие Божие внутри нас>>. (18)Гармоническое устройство этого <<царства>> во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за <<честного малого>> в себе, иначе - беда.

(В. Розов)

4.Сделайте сравнительную характеристику высказывания и отрывка


сходства

различия

Общая проблема :как я понимаю счастье?

Затруднение! в своём высказывании Е.Мелешко выделяет ряд общих понятий , а В.Розов высказывает своё понимание счастья



5.Сформулируйте вопросы по схеме «Где ответ ?»(см.Приложение)

Например:1.Сколько времени В.Розов пролежал в госпитале ?( точный ответ в тексте, в одном ,тринадцатом , предложении)

2. «Где кроется сердцевина счастья ?» ( ответ в голове читателя ,ищут его автор и читатель, и, возможно, к единому мнению не придут…)

Приложение

Конспект урока по русскому языку Человек создан для счастья, как птица для полёта (11 класс)


Самопроверка.

Инструмент проверки: модельный ответ, аналитическая шкала.

Задание №2 - 10 б.

Задание № 4- 10 б.

Задание №5 - 10 баллов

30-27 б. - «5»

26-23 б. - «4»

22-17 б. - «3»

16 б. и меньше - «2»

6.Домашнее задание.

Написать сочинение ,опираясь на наработанный материал

7.Сегодня я с радостью смотрела на вас и с удивлением слушала ваши ответы. Сколько души и ума в них вложено! И самое главное :не было равнодушных ,значит ли это ,что урок не пройдёт даром…Буду надеяться!

8.Источники:

Е. Мелешко. Высказывания о счастье.

ЕГЭ-2015.Русский язык. Тренировочные задания. М.,2015 год

Интернет-ресурсы.

© 2010-2020