- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Человек создан для счастья, как птица для полёта (11 класс)
Конспект урока по русскому языку Человек создан для счастья, как птица для полёта (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Халимоненко Г.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 11 классе
-
Халимоненко Г.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Деревянск
Тема урока: «Человек создан для счастья , как птица для полёта»(В.Г.Короленко)
Счастлив тот ,кто считает себя счастливым
Г.Филдинг
Цели урока: 1. Дальнейшее развитие навыков работы с текстом, умения анализировать его
2.рассмотрение проблемы счастья в публицистике, в художественной литературе и в жизни
3.воспитание любви к литературе, понимание истинных ценностей, нравственно-философское осмысление литературы
Оборудование:
1.Притча о счастье. Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а Счастье, естественно, выполняло их. И люди уходили, оставив Счастье сидеть в яме дальше. Однажды к яме подошел молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил:
- Тебе-то, Счастье, чего хочется?
- Выбраться отсюда, - ответило Счастье.
Парень помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А Счастье... побежало за ним.
На какую мысль наталкивает эта притча? (По-настоящему счастлив тот, кто заботится о других)
2.Выразительное чтение высказывания публициста Е. Мелешко о счастье:
Существует устойчивое мнение, что каждый понимает счастье по-своему. И с этим нельзя не согласиться. Ведь на уровне личного мироощущения в счастье вкладывается прежде всего конкретно-целевой, «предметный» смысл. При этом средства, ведущие к счастью, нередко отождествляются с самим счастьем. А поскольку таких средств множество и их ценность и выбор весьма субъективны и задаются текущей ситуацией (для больного, например, это здоровье, для неимущего - материальные блага и т. п.), то в обыденном сознании возникает иллюзия множественности понятий счастья.
При более глубоком взгляде эта иллюзия рассеивается. Можно выделить ряд наиболее общих понятий, в той или иной степени удовлетворяющих требованиям исходных определений счастья:
как удача - везение - благоприятная судьба;
как удовольствие - переживание приятных ощущений;
как состояние душевной и жизненной удовлетворенности.
Работа в группах:
2. Составьте фишбоун по прочитанному высказыванию:
3.Выразительное чтение текста и работа над ним
1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами.(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.
(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: <<Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай>>. (11)Обратите внимание на начало фразы: <<Если хочешь быть оптимистом:>> (12)И еще - << вникай сам>>.
(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.
(14)Сестры спрашивали: <<Розов, что ты такой веселый?>> (15)А я отвечал:<<А что? Это нога болит, а я-то здоровый>>. (16)Дух мой был здоров.
(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: <<Царствие Божие внутри нас>>. (18)Гармоническое устройство этого <<царства>> во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за <<честного малого>> в себе, иначе - беда.
(В. Розов)
4.Сделайте сравнительную характеристику высказывания и отрывка
сходства
различия
Общая проблема :как я понимаю счастье?
Затруднение! в своём высказывании Е.Мелешко выделяет ряд общих понятий , а В.Розов высказывает своё понимание счастья
5.Сформулируйте вопросы по схеме «Где ответ ?»(см.Приложение)
Например:1.Сколько времени В.Розов пролежал в госпитале ?( точный ответ в тексте, в одном ,тринадцатом , предложении)
2. «Где кроется сердцевина счастья ?» ( ответ в голове читателя ,ищут его автор и читатель, и, возможно, к единому мнению не придут…)
Приложение
Самопроверка.
Инструмент проверки: модельный ответ, аналитическая шкала.
Задание №2 - 10 б.
Задание № 4- 10 б.
Задание №5 - 10 баллов
30-27 б. - «5»
26-23 б. - «4»
22-17 б. - «3»
16 б. и меньше - «2»
6.Домашнее задание.
Написать сочинение ,опираясь на наработанный материал
7.Сегодня я с радостью смотрела на вас и с удивлением слушала ваши ответы. Сколько души и ума в них вложено! И самое главное :не было равнодушных ,значит ли это ,что урок не пройдёт даром…Буду надеяться!
8.Источники:
Е. Мелешко. Высказывания о счастье.
ЕГЭ-2015.Русский язык. Тренировочные задания. М.,2015 год
Интернет-ресурсы.