Бинарный урок в 11 классе на тему

Средняя школа-лицей « 27 Учитель русского языка и литературы Буракова Е.В.  и учитель истории Ожерельев О.Е.   Бинарный урок в 11 классе ( литература и история)   Тема. «Концепция «нового человека» в рассказах М.Зощенко 20- х годов. Цель: сформировать  представления о художественном мире М.Зощенко и об особенностях его сказовой манеры, раскрыть актуальность рассказов  в наше время. Задачи: Образовательная:  постичь тайны внутреннего мира писателя (“Человека жалко!”) через художественное слово; ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Средняя школа-лицей « 27

Учитель русского языка и литературы Буракова Е.В.

и учитель истории Ожерельев О.Е.


Бинарный урок в 11 классе ( литература и история)


Тема. «Концепция «нового человека» в рассказах М.Зощенко 20- х годов.

Цель: сформировать представления о художественном мире М.Зощенко и об особенностях его сказовой манеры, раскрыть актуальность рассказов в наше время.

Задачи:

Образовательная: постичь тайны внутреннего мира писателя ("Человека жалко!") через художественное слово; добиться понимания учащимися следующей проблемной ситуации: почему М. Зощенко удручало, когда читатель воспринимал его рассказы исключительно как сатирические, смешные; обеспечить эмоциональное восприятие рассказов.

Развивающая: совершенствовать умения анализа литературного произведения через худ. детали и речевые характеристики, продолжить освоение навыков выразительного чтения;

Воспитательная: воспитание нравственно-эстетических качеств личности, вызвать эстетическую и эмоциональную реакцию учащихся путем сочетания образно-эмоционального восприятия и слухового впечатления.

Метод: проблемный

Тип урока: урок-экскурс, урок синтеза литературно-языковых и исторических сведений.

Форма урока: работа в малых группах с последующим озвучиванием

Оборудование: использование мультимедийного комплекса (презентации с фотографиями и шаржами); мини-выставка книг писателя; на стене лозунг: «Даешь культуру массам!», запись песни "Широка страна…".

Ход урока

1. Орг. момент.

Михаил Зощенко

( 1894-1958)

«Человека Жалко!»

Я взял если не типичного обывателя,

то во всяком случае, человека,

которого можно найти во множестве.

М. Зощенко

Наука ещё не знает способа

обращать зверей в людей.

М. Булгаков "Собачье сердце"

2. Слово учителя литературы. Писатель, о котором сегодня пойдет речь - М. Зощенко. Его произведения сегодня возвратились к нам. Когда о ком-то говорят - возвратился, вернулся, - значит, человек уходил, был в отлучке. Зощенко никуда не уходил и не отлучался. Его отлучили от литературы, от многомиллионных читательских масс. За что? За какие грехи его отлучили? Грех был один: Зощенко имел несчастье родиться сатириком. «Мой характер устроен так, что я человек несколько ироничный, мой глаз устроен так, что я вижу некоторые недостатки людей».

I. Определение проблемы:
« Смешным делается то, над чем смеяться не стоит. А когда то, над чем смеяться не стоит, делается смешным, - это уже страшно». Д.Харитонов.

"Смех - дело серьезное..?" Эту проблему нам предстоит решить на уроке, кроме того, мы выясним, современны ли рассказы Зощенко?

II. Слово учителя литературы
Звучит песня и слайды ("Широка страна моя родная…")

- Выпишите из песни цитаты, говорящие о том, как жилось советскому человеку в эту эпоху. ( вольно дышит человек, человек шагает как хозяин, жизнь привольна и широка, молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет, слово гордое товарищ, нет для нас ни черных, ни цветных, с каждым днем все радостнее жить, никто не умеет лучше нас смеяться и любить)

Учитель истории.
- В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта песня отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.
- А все ли было так гладко?
- Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите.
Историческая справка 1.

В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем "простого, обычного человека, "винтика", который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм".
А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими

Историческая справка 2
"…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?"
И в 1946 году вышло постановление партии " О журналах " Звезда" и " Ленинград". Зощенко был заклеймен, как пошляк, "хулиган" и "подонок литературы, глумящийся над советскими людьми". Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.

Историческая справка 3

Сатира как принцип отражения действительности, как тип литературного творчества содержит резкое, решительное осуждение и осмеяние отрицательных явлений - социально значимых и общественно вредных. А суть идеологической пропаганды 20-х годов строилась на безоговорочном утверждении нового, на прямом противопоставлении дооктябрьского и послеоктябрьского в общественной жизни, культуре, сознании . Все средства и силы литературы должны быть брошены на возвышение нового строя, нового общества, нового человека. Само собой разумелось, что "новый человек" не может быть изображён средствами сатиры. Он - носитель только положительных качеств: новой идеологии, новой морали, нового отношения к труду, как бы возникших " с нуля", - по принципу "кто был ничем, тот станет всем".
- Приведите примеры. Сделайте вывод. - Что бросается в глаза? (Несоответствие)

- Итак, мы с вами обозначили глубокие несоответствия эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко.

Учитель литературы.

- Перед вами два шаржа на портрет писателя. Вы знаете, что Зощенко - автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был другим.
- Почему? (Внешне, как страна, могучий и сильный, на самом деле - больной, опустошенный).

- На долю Михаила Зощенко выпала редкая, удивительная для человека литературной профессии слава. Ему понадобилось 3-4 года, чтобы ощутить себя знаменитым. Его книги издавались и переиздавались почти во всех издательствах того времени; с прилавков магазинов они исчезали с молниеносной быстротой; люди узнавали его на улице, в общественном транспорте; почтальон ежедневно приносил на его адрес килограммы писем от читателей; появились двойники - люди, выдававшие себя за писателя.

Вот такая необыкновенная популярность. А как же он шел к ней?

- Кто же он - Михаил Михайлович Зощенко?

-- Какие исторические события выпали на его долю? Что ценил в жизни? Каких людей уважал? О чем писал? Что вам известно о писателе?

1-й учащийся. ( примерный ответ: мечта о писательском труде родилась рано; это она побудила Зощенко к поискам все новых и новых ситуаций, которые бы ему раскрыли мир. Так, в 20 лет - в 1914 году - он оказался на фронтах Первой мировой войны, где был и командиром взвода, и прапорщиком, командиром батальона. Там он стал кавалером четырех боевых орденов, но там же он был ранен, отравлен газами и получил порок сердца. Он был свидетелем Октябрьской революции, которую воспринял как "гибель старого мира" и "рождение новой жизни, новой страны, новых людей". После революции сначала он служил пограничником, потом добровольцем пошел в Красную Армию, где был командиром пулеметной команды. Демобилизовавшись, он пробовал себя во множестве профессий и никогда об этом не пожалел: жизненный опыт стал материалом многих его сатирических рассказов.)

2-й учащийся. ( примерный ответ: фамилию Зощенко впервые услышала, когда увидела кинокомедию "Не может быть". Мне стало интересно, каким писатель был в жизни, как сложилась его судьба. Я была удивлена, когда узнала, что друзья прозвали его "угрюмым". Писатель был неравнодушным к тому, что происходило вокруг. Он хотел видеть людей счастливыми, а в жизни не всегда выходило так. Своими рассказами он пытался помочь людям стать добрее, порядочней, избавиться от пороков. Зощенко хотел научить людей понимать и ценить время, которое наступило после свершения революции. Ведь, по существу, его герои - это неплохие люди, только обезличенные долгой жизнью в унизительных условиях. Поэтому в большинстве его рассказов чувствуется горечь за человека и сострадание к нему.)

3-й учащийся.( примерный ответ: желание стать истинно профессиональным писателем привело его в группу "Серапионовы братья", которые пытались сделать искусство независимым от политики и реально изображали жизнь. Настоящей победой были "Рассказы господина Синебрюхова". Именно с них начался Зощенко-сатирик. Он пишет о беспорядках на транспорте, о неустроенном быте, о квартирных ссорах, о пустоте жизни обывателя, о пьянстве. Господство пустяка, рабство у мелочей - это то, на что обращается внимание писателя.

Зощенко - автор более чем тысячи фельетонов и рассказов и более чем полутораста книг. Его героев цитируют. Зощенко писал: « В каждом из нас имеется та или иная черта, тот или другой инстинкт мещанина и собственника»

Зощенко вошёл в литературу на переломе эпох. Старый мир ещё закладывал первые кирпичи в свой фундамент. М. Зощенко понял, что не сможет писать "для читателя, которого нет". Ведь в стране произошла революция… И она не только заменила одну власть другой, - она вытащила из трущоб миллионы людей и, посадив их за парты, научила читать.

Но можно ли, вчера лишь постигнув букварь, читать рассказы и повести, написанные языком "старой литературы"? Пожалуй, нет. Зощенко сумел научиться писать для читателя, который существовал реально, для широких масс.

Я думаю, это оттого, что зощенковские герои живут и сейчас среди нас, с теми же недостатками и пороками, говорят на том же языке, что и 90 лет назад; проблемы, которые волновали автора в 20-30-е годы, актуальны и сегодня. )

Учитель литературы:

- Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

Прочитайте эпиграфы к теме по произведениям двух сатириков. Что в них общего?

Ответы учащихся.

(По прочитанным к уроку рассказам Зощенко видно, что оба писателя, творившие в одну эпоху, не верили в возможность быстрого формирования "нового прекрасного человека", в "переделку людей".)

Это будет заданием для 1 группы. В ходе урока выясните , что общего в изображении человека 20-х годов, а в чем различие в произведениях у Булгакова и Зощенко.

( оформляют на А3 в виде диаграммы Венна)

2 группа. В ходе урока сделает вывод о языке рассказов Зощенко. В чем особенность языка? Почему эта форма избрана?

3 группа. Сделает вывод: какие исторические события нашли отражения в рассказах Зощенко, против каких пороков была направлена сатира Зощенко? Почему его рассказы актуальны и по сей день.

4 группа. Работает с толковым словарем С. Ожегова.

- Обоснуйте ответ на вопрос: М.Зощенко сатирик, юморист или моралист? За основу возьмите слова Зощенко «Я для забавы никогда не пишу»

- Действительно ли проблемы, которые высвечивал автор, это и проблемы наших дней? Попробуйте доказать это на нескольких рассказах

Учитель литературы .

- "Человека жалко!"- есть у Зощенко такой рассказ. Эти два слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Зощенко. Ничто на свете так не удручало писателя, как то, что люди смеются над его рассказами. Он считал, что над ними нужно плакать.

-Кто герои рассказов Зощенко? (простые люди из окружения, рабочие, не самые успешные, простые обыватели)

- Можно ли провести параллель между «маленьким человеком» Пушкина, Гоголя, Достоевского? Почему?

- Знакомясь с биографией М.Зощенко, мы говорили о том, что он был человеком с большой, не знающей покоя совестью. Его преследовали видения, вынесенные им из жизни улицы, и хотя он, казалось бы, не должен был чувствовать перед нею вины, он мучился от сомнения, что виновен уж тем, что родился на чистых простынях. Он принял в своё сердце эту великую боль и посчитал себя мобилизованным на служение «бедному» (как позже он назовёт) человеку.

Вопрос: Вспомните, что включает в себя понятие «бедный» у Зощенко?

( «Бедный», т.е. духовно обеднённый и обделённый веками возводимым несправедливым социальным укладом человек)

- По меткому определению исследователя творчества писателя В.Шкловского, Зощенко писал о человеке, который «живёт в великое время, а больше озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса».

Раскройте смысл данной фразы. Как называют таких людей (мещане, обыватели). У В.Маяковского мы читали стихотворение о таких людях? («О дряни»)

-И вот такому человеку считал себя обязанным открыть глаза Зощенко.

Зощенко изображает не «маленького человека», а «среднего человека»

И сегодня мы попытаемся с вами выяснить, о чем же таком ''смешном'' пишет писатель, раз это должно вызывать слезы.

Рассказ «Жертва революции»

Учитель истории:

- Чтобы глубже вникнуть в содержание этого рассказа, попробуйте ответить на вопрос, связанный с историей: какое значение имела Октябрьская революция для России того времени?

(Огромное, так как полностью перевернула жизнь всего русского народа. Многие, в том числе и Зощенко, приняли её с воодушевлением. (Вспомним то, что писатель добровольно перешёл после революции в ряды Красной Армии.) В то время очень ценились революционные заслуги.)

- «Я был жертвой революции», - заявляет герой этого рассказа.

Вопрос: Чего мы, как читатели, ждём от повествования после таких заявлений?

(Может быть, описания крупных событий, чреватых сложностями для тех, кто попал под «колесо истории».)

- Вопрос учитель литературы. Но как всё выглядит в рассказе Ефима Григорьевича, «бывшего мещанина города Кронштадта»?

(Всё выглядит просто и буднично. Учащиеся приводят примеры из текста. (Служил он у графа в полотерах. «Натёр я им полы, скажем, в понедельник, а в субботу революция произошла. В понедельник я им натёр, а в субботу революция, а во вторник бежит ко мне ихний швейцар и …» так далее…)

- Как помогает приём перечисления читателю понять, чем является революция для Ефима Григорьевича?

(Для него как будто ничего не произошло. Революция не вошла в его сознание как решающий катаклизм эпохи. Его намного больше интересуют пропавшие часики и собственная репутация в глазах господ.)

- Какие ещё примеры, подтверждающие наши выводы, вы можете привести из текста?

(- «И вот бегу я по улице…», «Спрашиваю у прохожих…»)

- Казалось бы, всё говорит об изменениях в жизни, но что по-прежнему интересует героя?

(Только пропавшие хозяйские часики.)

- А каково его отношение к арестованному графу?

(Он не видит трагедии человека, называет его «стервой», не понимая, что графу уже не до часиков.) (Учащиеся приводят пример из текста.)

-К какому выводу можно прийти относительно авторской позиции в этом рассказе?

(Автор высмеивает людей, не способных оценивать изменения, происходящие в жизни страны, их равнодушие к окружающей действительности, а именно к революции как к великому, по его мнению, событию в жизни России.)

Рассказ «Аристократка»

1 группа работает над вопросом язык рассказов Зощенко, приводя приметы из текста, роль сказа

- Итак, с чего начинается рассказ и чем заканчивается?

( С заявления героя о том, что ему не нравятся аристократки.)

- Что мы можем сказать о характере композиции?

( Она кольцевая, или рамочная.. Поэтому финал рассказа нас не удивляет, мы его ожидали.)

- Нужно сказать, что такое строение свойственно многим рассказам Зощенко. Идем дальше. Как зовут главного героя и что можно о нем сказать?

2 группа. Григорий Иванович - водопроводчик. Работает, по-видимому, в организации типа ЖЭКа. Ведет себя так, будто он самый главный. Например, он говорит даме: «Пожалуйста, живите». Герой Зощенко - это человек, который до Октябрьского переворота прозябал на обочине жизни, ютился в самых убогих уголках, ничего из себя не представляя. Но вот вихорь истории вынес его в самый центр жизни. Наш герой огляделся и увидел, что может стать хозяином жизни, и стал предъявлять свои претензии на ведущую роль в новой эпохе. Помните, «кто был ничем, тот станет всем». Григорий Иванович, оказавшись у власти, стремиться к социальному реваншу, желает сделать своим все то, что было ему не доступно в проклятом прошлом.

Учитель литературы: И прежде всего он стремится к захвату культуры, неотъемлемой частью которой является культурная дама - аристократка. Итак, почему герой решил, что перед ним аристократка? Обратите внимание на художественные детали?

(По внешним признакам: чулочки, зуб золоченый, шляпка. А на самом деле она примерно то же, что и он. То есть никто, а пытается быть кем-то._

- А чем ее привлек Григорий Иванович?

(Во-первых, он кавалер, а во-вторых, у власти.)

- Рассказ представляет собой цепочку культурных вызовов герою. Он попадает в ситуации, которые требуют от него культурного поведения. Справляется ли он с ними?

- Далее герой доказывает, что он пострадал: "…в театре она и показала свою идеологию во всем объеме". Какое слово явно неуместно? Почему?

(Идеология - система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.)

- О чем говорит неуместное употребление слов?

- Смотреть во время спектакля он предпочитает не на сцену, а на свою "аристократку" (ей достается удобное место в партере, а ему...).

Инсценирование рассказа «Аристократка».

- Удалось ли вам обнаружить второй "невидимый" план? ("Аристократка" - это насмешка над "новым" человеком.)

- Что можно сказать о главном герое? (Человек малокультурный. Пытается выразиться "поизящнее", приобщиться к так называемой "высокой жизни", однако и отказываться от своих прежних замашек не хочет. Комично и то, что героиня рассказа спешит воспользоваться привилегированным положением своего ухажера. Но и положение "у власти" не спасает героя рассказа от постыдного фиаско.) Почему?

- В антракте он затевает нелепый разговор о том, действует ли здесь водопровод.

- В буфете Григорий Иванович с треском проваливает взятую на себя роль представиться "этаким гусем".

- Какой пословицей или поговоркой можно было бы выразить мораль рассказа? (Не в свои сани не садись. Всяк сверчок знай свой шесток. Одним словом, человек не на своем месте.)

- Какую мораль с позиции пролетариата прочитывает напоследок рассказчик?

("Не в деньгах счастье", хотя из рассказа мы видим совсем обратное).

- Как вы думаете, как автор смотрит на героя рассказа "Аристократка" и на других своих героев? (С усмешкой и легкой грустью.)

В чем заключалась задача писателя в этом рассказе?

(Задачей Зощенко не было убедить нас в том, что такой человек, как Григорий Иванович, непременно плохой. Он обычный, каких много вокруг: в многочисленной коммунальной квартире, в магазинной очереди, в трамвае. И, рассказывая о своем " герое", писатель высмеивает не его, а то бескультурье, мелочность, фанфаронство, которые каждодневно ставят его в неловкое положение, но при этом далеко не всегда им даже и осознаются. Зощенко грустил, когда все смеялись, потому что его волновало то, что присущие человеку слабости перерастают в социальную проблему, например, отсутствие культуры. Пусть этот Григорий Иванович - первоклассный сантехник, но ведь человек только обученный, но не воспитанный, остается однобоко развитым, плохо образованным, что плохо и для него, и для общества.)

- Теперь понятно, почему Зощенко был меланхоликом, почему он грустил.

Учитель истории ( про коммунальное уплотнение)

Рассказа М. Зощенко "Нервные люди» (1924_)

Вопрос: Как вы представляете себе коммунальную квартиру?

Вопрос: А как, на ваш взгляд, Зощенко относится к жителям этой коммуналки?

(Кажется, он даже симпатизирует своим героям, показывает их вполне довольными жизнью. Например, Марья Васильевна каждый день в девять часов вечера приходит на кухню, разжигает примус, пьёт чай и ставит компрессы. А Дарья Петровна имеет дефицитный ёжик, а её муж, Иван Степанович, работает в кооперации (неплохая должность).

Вопрос: Из-за чего произошла драка? Вас эта драка рассмешила? Почему нам невольно становится грустно, хотя сцены, нарисованные писателем, уморительны?

( Это страшная бытовая ситуация: ради какого-то ёжика женщины поливают сначала друг друга грязью, привлекая этим других жителей коммуналки, а затем этот мелочный конфликт перерастает в жестокую драку, закончившуюся увечьем инвалида Гаврилыча, который, кстати, её и спровоцировал.)

Вопрос: От чьего лица ведётся повествование? А каким тоном этот человек рассказывает о случившемся? О чем это говорит?

(От лица одного из жителей этой коммуналки. Тоном спокойным и в подробностях. Для рассказчика этот эпизод естественный, нормальный в повседневной жизни коммуналки. Это и страшно.)

Вопрос: Так в чём же выражается авторская позиция?

(Авторская позиция выражается в самом повествовании, в законченности рассказа. Ужасна сама ситуация, им описываемая. Он мог бы просто написать: в коммунальной квартире (адрес) произошла драка из-за ёжика для примусов, в ходе которой инвалиду войны разбили голову. Это уже достаточно страшно, хотя бы потому, что этот сюжет, как и большинство сюжетов Зощенко, взят из жизни, то есть правдив. И страшно ещё потому, что герои на всё это смотрят совершенно спокойно. Они не видят себя со стороны.)

Рассказ «Баня»

-- Почему в начале рассказа автор как экспозицию говорит нам о банях в Америке. ( контраст. «У нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя мыться можно..)

- Кто рассказчик? Что сатирически высмеивает автор?

III. Механизм смешного в творчестве писателя и особенности языка.

- Как вы думаете, что вызывает комический эффект при чтении рассказов Зощенко?

(зощенковские персонажи (супруги Кобылины "Нервные люди", Григорий Иванович "Аристократка" и др.) подобны марионетке, потому что законы , порядки, общественные отношения, к которым они не могут привыкнуть и приспособиться, это и есть нити, делающие их беззащитными или глупыми, жалкими или безобразными, ничтожными или спесивыми).

-- Вот они герои эпохи. Могли ли эти "винтики" быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.

Учитель литературы.

- 2 группа проанализировала язык рассказов Зощенко. В чем особенности?

(Годы, проведённые в гуще людей, не прошли для Зощенко даром; подслушанная им в солдатских окопах, а позже на базарных площадях, в трамваях, банях, пивных, на кухнях коммунальных квартир живая обиходная речь стала речью его литературы, тем самым языком, на котором говорил и думал читатель. Он нарочно сталкивает слова разной стилистической и смысловой окрашенности. Зощенко в уста рассказчика вмещает лексику из разных пластов языка, где сочетаются абсолютно несовместимые слова. Это позволяет автору усилить трагический эффект изображаемой ситуации.

- Что кажется необычным в повествовательной манере писателя?

(Автор ведет рассказ не от своего лица, а от лица какой-то выдуманной персоны.)

-Как называется такая форма повествования? (Сказ.)

--- Что такое сказ?

(Сказ - особая форма авторской речи, используемая на протяжении всего художественного произведения и характеризующая лицо, от имени которого ведется повествование. Сказ ориентирован на устную, часто простонародную речь.)

К.И. Чуковский заметил, что "Зощенко первый из писателей своего поколения ввёл в литературу в таких масштабах эту новую, разлившуюся по стране внелитературную речь и стал свободно пользоваться ею, как своей собственной речью. Здесь он - первооткрыватель, новатор".

Но не все так считали. Например, Ю. Щеглов называл его рассказы "энциклопедией некультурности".

Зощенко разъяснил: "Обычно думают, что я искажаю прекрасный русский язык, что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику. Я пишу на этом языке, на котором сейчас говорит и думает улица

- Кто такой рассказчик?

(Это лицо, близкое своим персонажам; человек, обладающий довольно низким уровнем культуры, примитивным сознанием.)

-То есть автору удается "раствориться" в мире своих героев и читателей, слиться со своими персонажами. И читатель в результате видит себя со стороны. Это называется "эффект зеркала.

« на ем, чулочки фельдекосовые, стоит этакая фря, зуб золоченый ни мур-мур больше, зуб во рте блестит, волочусь, что щука, гусем, буржуем нерезаным вьюсь вокруг ее, подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет, взяла меня буржуйская стыдливость, натощак не много ли, может вытошнить, ложи взад - к чертовой матери, хозяин держится индифферентно - ваньку валяет - перед рожей руками крутит, и докушал за мои деньги, сволочь, которые без денег не ездют с дамами, я ,уважаемый товарищ, был задавлен революционным мотором, натер я им пол, скажем, в понедельник, а в субботу революция произошла, ихний швейцар, Ефим, комси-комса, не вы ли сперли мои дамские часики, руки не хочу пачкать о ваше хайло, мы аристократов в грузовик сажаем и арестовываем, инвалиду башку чуть не оттяпали, дрались от чистого сердца, дискуссия поднялась вокруг ежика, хочешь одного по харе смазать - троих кроешь, мне всю амбицию в кровь разбили, мильтон, карманов нету, кругом живот да ноги, шайку рукой придерживает, чтоб не сперли. Польт не напасешься и др.)

4. Подведение итогов.

1 группа. Вывод (примерный ответ: на основании уроков по творчеству М. Булгакова и М. Зощенко можно сделать выводы о том, что в 20-е годы XX века было твёрдое убеждение в том, что с приходом новой власти и человек будет другой, новый, особая надежда возлагалась на всемогущество общественных, социал - радикальных форм воспитания. Темами повести Булгакова "Собачье сердце" и рассказов Зощенко является человек как существо общественное, над которым тоталитарное общество и государство производят грандиозный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая в жизнь идеи и теории.

Писатели заставляют нас остановиться и поразмышлять, так как нельзя бездумно смеяться над человеческими несчастьями, даже если человек сам в них повинен.

"Новый человек" в произведениях Зощенко и Булгакова оказывается новым лишь с внешней стороны, по сути же , изнутри, остаётся прежним, но активно включившимся в новые общественные отношения - резко политизированные, наполненные пафосом отрицания, разрушения прежних ценностей и норм. Миллионам людей внушали: чтобы стать "новым человеком", хозяином жизни, не нужно прилагать никаких усилий; любой пролетарий обречён быть таковым просто в силу своего происхождения.)

3 группа Исторические события.

4 группа. Моралист.

Учитель истории

- Как дальнейшая судьба М.Зощенко иллюстрирует отношения свободомыслия в тоталитарном государстве?

Писатель, которого знали все, был заклеймен как "пошляк", "хулиган" и "подонок литературы", глумящийся над советскими людьми. Его исключили из Союза писателей, перестали печатать, беспрерывно упоминали в разгромных статьях. На работу не берут даже жену Зощенко, предлагая сменить фамилию. В 1946 г. Зощенко пишет письмо Сталину. Но… Советской власти давно нужны были не искренность, а лицемерие и притворство, не правда, а послушание, не слуги народа, а "автоматчики партии".

"Мне некого винить. Я попал под неумолимое колесо истории",- объяснял Зощенко.

В 1948 г. зашедший к Зощенко приятель застал "бывшего приятеля" за странным занятием: "С большими ножницами в руках Михаил Михайлович ползал по полу, выкраивая из старого пыльного войлока толстые подметки для какой-то артели инвалидов. Не помню точно, сколько ему платили за сотню пар. Во всяком случае, обед в дрянной столовке обходился дороже".

"Умирать надо вовремя… Я опоздал",- скажет Зощенко за несколько дней до смерти. Его похороны превратились в последний зощенковский сюжет. О панихиде не сообщали, хотя людей на прощание в Дом писателя пришло много.

Похоронили Зощенко не на Литераторских мостках (не по чину!) и не в дачном писательском пос. Комарово, а одиноко, в Сестрорецке, где он жил в последние годы.

Через много лет на могиле поставили памятник. Но Зощенко не мог не возвратиться. Запретить печатать писателя можно, но запретить ту жизнь, которая есть и о которой он писал, нельзя.

Учитель литературы: Да, время, отображенное в его книгах, ушло в историю. Но его герой, человек - не ушел. Не ушли те заботы, хлопоты, волнения… И мы невольно сравниваем - как у Зощенко…

Зощенко не забыт. Как бы ни клеймили его позором те же советские писатели середины века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по сей день, может быть только не в такой степени, как раньше.

В чём-то, даже, по-моему, значимость любого писателя определяет время. А то, что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом.

Рефлексия.

Домашнее задание: попробуйте сочинить юмористический рассказ о современной жизни, подражая сказовости М.Зощенко, но осовременивая язык и стиль.



© 2010-2022