Конспект урока по русскому языку на тему Изложение с элементами сочинения (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

Класс 9 А, Б, В

Класс 9А - 03.03 9Б - 05.03 9В- 03.03

Тема: Развитие речи. Изложение с элементами сочинения

Цели урока:

совершенствовать умения воспринимать текст на слух, пересказывать его, строить высказывания, передающие отношение к литературным фактам, художественным произведениям, творчеству писателей и поэтов.

Знать: правила изложения авторского текста, возможности продолжения авторской мысли по заданному вопросу

Уметь: развивать мысль изложенного текста, высказывая собственную точку зрения


Ход урока

  1. Организационный момент (проверка отсутствующих, дежурных, наличие тетрадей, учебников, дневников, готовность к уроку).

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

(Упражнение 171)

  1. Запись числа, вида работы, определение темы, целей.

  2. Словарно-семантическая работа.

Напутствие - слова пожелания отправляющемуся в путь.

Отнюдь - совсем, никоим образом (употребляется перед отрицанием).

Пристрастие - 1) сильная склонность; 2) несправедливое, предвзятое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, необъективное предпочтение кого-нибудь или чего-нибудь.

  1. Чтение учителем текста-высказывания, взятого из книги С. Я. Маршака «Воспитание словом» (глава «Заметки о сказках Пушкина»).

ЛЮБИТЕ ПУШКИНА

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - «Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открывается пушкинская проза, «Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы - «Онегин» и лирика.

А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма… И это уже навсегда.

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, которого я встретил под Новый год у критика В. В. Стасова, спросил меня:

- Любите ли вы Пушкина?

Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:

- Я больше люблю Лермонтова!

Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:

- Милый, любите Пушкина!

Это отнюдь не означало: «Перестаньте любить Лермонтова».

Лермонтов рано овладевает нашим воображением и навсегда удерживает в душе у нас свое особенное место. Но постичь величавую простоту пушкинского стиля не так-то просто.

Разумеется, рано или поздно Пушкин открылся бы мне во всей своей глубине и блеске и без отеческого наставления А. К. Лядова. И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:

- Милые, любите Пушкина!


  1. Обсуждение возможных вариантов изложения текста, его сжатия.

  2. Ознакомление с темами творческого задания.

- Каков мой Пушкин?

- Что дало мне знакомство с творчеством Пушкина?

- Любимые строки поэта.

- Любимое произведение Пушкина.

  1. Повторное чтение текста учителем.


Физкультминутка


  1. Самостоятельная работа учащихся над изложением с элементами сочинения.

  1. Итог урока.

Учащиеся сдают работы учителю.

Что удалось? В чем возникли трудности?


Домашнее задание: дописать творческое задание в тетради.

© 2010-2022