Урок русского языка Непроизносимые согласные. 3 класс. Система Л. В. Занкова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составитель: Читахова Анжелика Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону.

Тема: «Непроизносимые согласные»

Развивающая система Л.В. Занкова, 3 класс.

Цели:

1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных.

2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.

3.Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.

1. Орг. Момент:

2. Вступительная беседа:

- Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло к нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.

Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.

Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам.

Вот такая ответственная задача стоит перед вами.

2. На доске текст:

«Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Гру?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой.

Еще видны кое - где запоздалые поз?ние цветы. Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени.»

(Учащиеся вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания.)

- Выпишите данные слова в столбик. Подчеркните согласные, которые не
произносятся.

  • Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове?
    (Когда рядом несколько согласных).

  • Как можно назвать согласный, который не произносится в слове?
    (непроизносимый).

- Какие согласные могут быть непроизносимыми? (т.д.п.)

Помощь: посмотрите на соседей вставленной буквы. Какие звуки они обозначают - гласные или согласные?

Вывод: Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы «Непроизносимые согласные».

  • А теперь прочитайте правило в учебнике:
    а) самостоятельно; б) один человек - вслух.

  • Правильно мы сделали вывод? (Да)

  • Молодцы, ребята!

Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это я хочу вас познакомить с одной из народных примет.

На доске: Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна. (Дети читают).

  • Можно сравнить с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне.

  • Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными?
    Ненастная - ненастье, дождливая - дождь.

(Дети списывают предложения, проговаривая каждое слово).

3. Поздняя осень была любимой порой А.С. Пушкина, и он писал:

Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила...

Мы уже знаем много стихов А.С. Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

На доске: Видит: весь, сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате.

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный!

Опечалился чему?

- Узнали сказку? Замените выделенные слова синонимами с
непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у
А.С. Пушкина.

Запись в тетрадях. Проверка на доске.

С печальной - с грустной.

Добрый день - здравствуй.

Пасмурный - ненастный.

4. Далее учащиеся выполняют самостоятельную работу. Закрепление
пройденного.

5. Итог урока.

© 2010-2022