- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Анализ ЕГЭ учителя русского языка (образец)
Анализ ЕГЭ учителя русского языка (образец)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иргит В.К. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Анализ результатов пробного ЕГЭ
по русскому языку
(Образец)
С 2008 года единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным для выпускников, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. В _____году пробный ЕГЭ по русскому языку сдавали все 4 выпускника школы.
Таблица 1.
Анализ результатов пробного ЕГЭ по русскому языку
Муниципальное образование
Всего выпускников
Участвовали в пробном экзамене
Не преодолели мин. порог(чел)
Ср. балл
Баллы
Количество участников с результатом
Мин
Макс
80-100 баллов
ниже минимального балла
чел.
%
чел.
%
Сарыг-Сеп №1
Сарыг-Сеп №2
Суг-Бажы
Бурен-Хем
Кундустуг
Бояровка
Кок-Хаак
4
4
2
35
30
42
0
0
2
50
Дерзиг-Аксы
Усть-Бурен
Бурен-Бай-Хаак
Ильинка
Сизим
Вечерняя школа
ИТОГО
Таблица 2. Результаты учащихся за выполнение части А.
всего учащихся
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
№
ФИО учащегося
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
А12
А13
А14
1
Монгуш Ачыты
1
0
1
0
0
0
0
0
0
1
0
1
0
0
2
Монгуш Аялга
1
0
1
1
1
0
0
1
0
1
0
0
1
0
3
Монгуш Маадыр
1
1
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
0
4
Хомушку Айлаана
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
0
1
0
1
ИТОГО баллов по школе
4
2
3
1
2
1
1
2
1
3
0
2
2
1
% выполнения
67
33
50
17
33
17
17
33
17
50
0
33
33
17
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
А15
А16
А17
А18
А19
А20
А21
А22
А23
А24
А25
А26
А27
А28
А29
А30
ИТОГО баллов за часть А
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
8
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
0
1
1
20
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
0
1
1
0
9
1
1
1
0
0
1
0
1
0
1
1
0
0
0
1
1
19
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
1
3
3
9,3
50
50
33
33
33
33
17
17
17
17
33
33
33
17
50
50
25,9
Таблица 3.
Результаты учащихся за выполнение части "В"
всего учащихся
6
6
6
6
6
6
6
6
6
№
ФИО учащегося
В1
В2
В3
В4
В5
В6
В7
В8
ИТОГО баллов за часть В
1
Монгуш Ачыты
0
0
0
0
0
1
0
2
3
2
Монгуш Аялга
0
1
0
0
0
1
0
1
3
3
Монгуш Маадыр
0
0
0
0
0
1
0
1
2
4
Хомушку Айлаана
0
1
0
0
0
0
2
0
3
ИТОГО баллов по школе
0
2
0
0
0
3
2
4
1,8
% выполнения
0,0
33,3
0,0
0,0
0,0
50,0
33,3
66,7
30,6
Таблица 4.
Результаты учащихся за выполнение части "С"
всего учащихся
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
Содержание сочинения
Речевое оформление сочинения
Грамотность
ИТОГО баллов за часть А
№
ФИО учащегося
К1
К2
К3
К4
К5
К6
К7
К8
К9
К10
К11
К12
1
Монгуш Ачыты
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
Монгуш Аялга
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
3
Монгуш Маадыр
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
4
Хомушку Айлаана
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
ИТОГО баллов по школе
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0,333333
% выполнения
16,7
16,7
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,9
В таблицах 2, 3, 4 представлено распределение участников ЕГЭ по баллам, которые демонстрируют показатели знаний выпускников текущего учебного года по русскому языку.
Результаты ниже среднего показали выпускники-юноши. Одна из причин низких показателей - низкие реальные учебные возможности выпускников. Учащиеся с хорошими знаниями и возможностью сдачи ЕГЭ с высокими показателями уезжают с данной школы в другие школы. Например, в этом учебном году перевелись в другие школы 2-е выпускниц-ударниц.
Учителям-предметникам следует обратить серьезное внимание на получение начальных и базовых знаний, также на подготовку учащихся к ЕГЭ.
Результаты ЕГЭ убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся, соблюдения единых норм проверки ученических работ, а также индивидуального подхода к слабым учащимся.
Анализ результатов освоения учащимися базового уровня по предмету (Часть А)
Часть А содержит 30 заданий с выбором ответа (А1-А30), которые проверяют подготовку выпускников по русскому языку на базовом уровне.
Задания первой части охватывают все разделы и аспекты курса русского языка и проверяют:
- лингвистическую подготовку экзаменуемых;
- владение важнейшими нормами русского литературного языка;
- практические коммуникативные умения (чтение).
Анализ тестовых заданий части А показал, что на базовом уровне выпускницы овладели основными компетенциями.
Таблица 2 демонстрирует средний процент выполнения заданий части А выпускниками.
Относительно высокий процент выполнения данных заданий можно объяснить следующими факторами:
-
Структура и содержание представленных заданий части А не претерпели значительных изменений с начала эксперимента.
-
У учащихся имеются широкие возможности для подготовки, так как нет недостатка в тренировочных материалах (вариантах заданий с ответами).
-
Лексические и синтаксические нормы хорошо усвоены учащимися, потому что этим темам уделяется внимание в образовательных программах в разных классах.
-
Содержание КИМов соответствует образовательному стандарту, а варианты экзаменационных заданий строго соответствуют представляемой в начале учебного года Демоверсии.
При подготовке учащихся следует обратить внимание на задания, представляющие наименьший процент выполнения.
Причинами невысоких результатов выполнения данных заданий могут быть следующие:
-
Не сформировано умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
-
Не сформировано умение применять сведения из различных разделов программы по русскому языку для определения орфографических особенностей слова.
-
Слабо сформировано умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам с учетом контекста.
-
Неправильное употребление деепричастного оборота является наиболее частотной ошибкой в разговорной речи при построении простого предложения для учащихся национальных школ.
Из таблиц видно, что лучше всех с выполнением заданий части А справились выпускницы, по сравнению со слабыми выпускниками-юношами.
Анализ результатов выполнения учащимися заданий
высокого уровня сложности (Часть В)
Часть В состоит из восьми заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по русскому языку на высоком уровне сложности.
В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части требуют от экзаменуемого проведения того или иного вида лингвистического анализа текста. Выпускнику предлагается найти в тексте примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий второй части работы и три последних задания первой части ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемый должен написать сочинение.
Поэлементный анализ части В показал, что данный раздел КИМов оказался самым сложным для выпускников (по сравнению с заданиями частей А).
Все задания части В предполагают работу не с отдельными словами или специально подобранными упрощёнными предложениями, а с неадаптированным речевым произведением относительно большого объёма (200 - 300 слов); требуют владения лингвистической терминологией (в пределах школьной программы).
Низкий уровень выполнения заданий части В подтверждают низкие реальные учебные возможности выпускников текущего учебного года.
Из представленной таблицы видно, что все задания части В оказались сложными для выполнения.
Причина низких показателей может быть в следующем: для выполнения данных заданий требуется работать с языковыми явлениями, предъявленными в тексте, а не с отобранным материалом в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений, как в части А.
Невысокий процент выполнения задания по словообразованию можно объяснить формальным подходом выпускников к разбору слова по составу, незнанием морфологических особенностей некоторых частей речи и форм (причастий, деепричастий, наречий).
Анализ выполнения задания повышенной сложности
(Часть С)
Часть С включает одно задание с развёрнутым ответом: выпускники должны написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника:
-
понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
-
определять тему текста, позицию автора;
-
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
-
развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
-
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения;
-
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
-
соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Перед выпускниками стояла задача создания высказывания в письменной форме на основе анализа исходного текста (информационная обработка текстов различных стилей и жанров). Главная задача - извлечь информацию из текста и интерпретировать её.
Результат выполнения показывает, что практическая грамотность у учащихся ниже теоретической грамотности, слабо сформировано умение оформлять речь в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Не приступали к выполнению части С или набрали 0 баллов 2 выпускника, 1 выпускница не получила ни одного балла, что свидетельствует о несформированности умений, необходимых для информационной обработки текста и создания собственного речевого высказывания (сочинения).
Предложения.
-
Обсудить на заседаниях ШМО, результаты ЕГЭ.
-
Исходя из поэлементного анализа составить и использовать в работе Программу деятельности учителя по подготовке к ЕГЭ; программа предполагает разные виды деятельности, включая анализ и синтез, дает возможность выбора разных методических решений.
-
Для повышения объективности результатов осуществлять специальную подготовку учащихся к экзамену (например, формировать умения работать с различными типами тестовых заданий и заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена, выстраивать индивидуальную стратегию деятельности на экзамене и т. д.)
-
Создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать не с отдельными словами, словосочетаниями или предложениями, а с текстом. Сделать обучение русскому языку практико-ориентированным. Вырабатывать умения
-
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
-
создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного;
-
последовательно излагать собственные мысли;
-
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
-
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными нормами литературного языка.
-
-
При изучении орфографических тем особое внимание обращать на морфемный состав слова, словообразовательный анализ. Изучать не отдельно взятое правило, а в системе языка.
-
При изучении пунктуационных тем начинать работу со структуры предложения, обязательного определения грамматической основы.
-
Провести в школах района репетиционный экзамен в декабре и в апреле.
-
Продолжить проведение обучающих семинаров "Трудные вопросы ЕГЭ", рассмотрев задания, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся, и подходы к их успешному выполнению.