Анализ ЕГЭ учителя русского языка (образец)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ результатов пробного ЕГЭ

по русскому языку

(Образец)


С 2008 года единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным для выпускников, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. В _____году пробный ЕГЭ по русскому языку сдавали все 4 выпускника школы.

Таблица 1.

Анализ результатов пробного ЕГЭ по русскому языку



Муниципальное образование

Всего выпускников

Участвовали в пробном экзамене

Не преодолели мин. порог(чел)

Ср. балл

Баллы

Количество участников с результатом

Мин

Макс

80-100 баллов

ниже минимального балла

чел.

%

чел.

%

Сарыг-Сеп №1

Сарыг-Сеп №2

Суг-Бажы

Бурен-Хем

Кундустуг

Бояровка

Кок-Хаак

4

4

2

35

30

42

0

0

2

50

Дерзиг-Аксы

Усть-Бурен

Бурен-Бай-Хаак

Ильинка

Сизим

Вечерняя школа

ИТОГО

Таблица 2. Результаты учащихся за выполнение части А.


всего учащихся

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

ФИО учащегося

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

1

Монгуш Ачыты

1

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

2

Монгуш Аялга

1

0

1

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

0

3

Монгуш Маадыр

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

4

Хомушку Айлаана

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

0

1

0

1

ИТОГО баллов по школе

4

2

3

1

2

1

1

2

1

3

0

2

2

1

% выполнения

67

33

50

17

33

17

17

33

17

50

0

33

33

17

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

А15

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

ИТОГО баллов за часть А

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

8

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

20

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

9

1

1

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

19

3

3

2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

2

1

3

3

9,3

50

50

33

33

33

33

17

17

17

17

33

33

33

17

50

50

25,9


Таблица 3.

Результаты учащихся за выполнение части "В"

всего учащихся

6

6

6

6

6

6

6

6

6

ФИО учащегося

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

ИТОГО баллов за часть В

1

Монгуш Ачыты

0

0

0

0

0

1

0

2

3

2

Монгуш Аялга

0

1

0

0

0

1

0

1

3

3

Монгуш Маадыр

0

0

0

0

0

1

0

1

2

4

Хомушку Айлаана

0

1

0

0

0

0

2

0

3

ИТОГО баллов по школе

0

2

0

0

0

3

2

4

1,8

% выполнения

0,0

33,3

0,0

0,0

0,0

50,0

33,3

66,7

30,6

Таблица 4.

Результаты учащихся за выполнение части "С"

всего учащихся

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

Содержание сочинения

Речевое оформление сочинения

Грамотность

ИТОГО баллов за часть А

ФИО учащегося

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

1

Монгуш Ачыты

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Монгуш Аялга

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Монгуш Маадыр

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Хомушку Айлаана

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

ИТОГО баллов по школе

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,333333

% выполнения

16,7

16,7

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,9

В таблицах 2, 3, 4 представлено распределение участников ЕГЭ по баллам, которые демонстрируют показатели знаний выпускников текущего учебного года по русскому языку.

Результаты ниже среднего показали выпускники-юноши. Одна из причин низких показателей - низкие реальные учебные возможности выпускников. Учащиеся с хорошими знаниями и возможностью сдачи ЕГЭ с высокими показателями уезжают с данной школы в другие школы. Например, в этом учебном году перевелись в другие школы 2-е выпускниц-ударниц.

Учителям-предметникам следует обратить серьезное внимание на получение начальных и базовых знаний, также на подготовку учащихся к ЕГЭ.

Результаты ЕГЭ убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся, соблюдения единых норм проверки ученических работ, а также индивидуального подхода к слабым учащимся.

Анализ результатов освоения учащимися базового уровня по предмету (Часть А)


Часть А содержит 30 заданий с выбором ответа (А1-А30), которые проверяют подготовку выпускников по русскому языку на базовом уровне.

Задания первой части охватывают все разделы и аспекты курса русского языка и проверяют:

- лингвистическую подготовку экзаменуемых;

- владение важнейшими нормами русского литературного языка;

- практические коммуникативные умения (чтение).

Анализ тестовых заданий части А показал, что на базовом уровне выпускницы овладели основными компетенциями.

Таблица 2 демонстрирует средний процент выполнения заданий части А выпускниками.

Относительно высокий процент выполнения данных заданий можно объяснить следующими факторами:

  1. Структура и содержание представленных заданий части А не претерпели значительных изменений с начала эксперимента.

  2. У учащихся имеются широкие возможности для подготовки, так как нет недостатка в тренировочных материалах (вариантах заданий с ответами).

  3. Лексические и синтаксические нормы хорошо усвоены учащимися, потому что этим темам уделяется внимание в образовательных программах в разных классах.

  4. Содержание КИМов соответствует образовательному стандарту, а варианты экзаменационных заданий строго соответствуют представляемой в начале учебного года Демоверсии.

При подготовке учащихся следует обратить внимание на задания, представляющие наименьший процент выполнения.

Причинами невысоких результатов выполнения данных заданий могут быть следующие:

  1. Не сформировано умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

  2. Не сформировано умение применять сведения из различных разделов программы по русскому языку для определения орфографических особенностей слова.

  3. Слабо сформировано умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам с учетом контекста.

  4. Неправильное употребление деепричастного оборота является наиболее частотной ошибкой в разговорной речи при построении простого предложения для учащихся национальных школ.

Из таблиц видно, что лучше всех с выполнением заданий части А справились выпускницы, по сравнению со слабыми выпускниками-юношами.

Анализ результатов выполнения учащимися заданий

высокого уровня сложности (Часть В)


Часть В состоит из восьми заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по русскому языку на высоком уровне сложности.

В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части требуют от экзаменуемого проведения того или иного вида лингвистического анализа текста. Выпускнику предлагается найти в тексте примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий второй части работы и три последних задания первой части ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемый должен написать сочинение.

Поэлементный анализ части В показал, что данный раздел КИМов оказался самым сложным для выпускников (по сравнению с заданиями частей А).

Все задания части В предполагают работу не с отдельными словами или специально подобранными упрощёнными предложениями, а с неадаптированным речевым произведением относительно большого объёма (200 - 300 слов); требуют владения лингвистической терминологией (в пределах школьной программы).

Низкий уровень выполнения заданий части В подтверждают низкие реальные учебные возможности выпускников текущего учебного года.

Из представленной таблицы видно, что все задания части В оказались сложными для выполнения.

Причина низких показателей может быть в следующем: для выполнения данных заданий требуется работать с языковыми явлениями, предъявленными в тексте, а не с отобранным материалом в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений, как в части А.

Невысокий процент выполнения задания по словообразованию можно объяснить формальным подходом выпускников к разбору слова по составу, незнанием морфологических особенностей некоторых частей речи и форм (причастий, деепричастий, наречий).

Анализ выполнения задания повышенной сложности

(Часть С)

Часть С включает одно задание с развёрнутым ответом: выпускники должны написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника:

  • понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

  • определять тему текста, позицию автора;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

  • развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения;

  • выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

  • соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Перед выпускниками стояла задача создания высказывания в письменной форме на основе анализа исходного текста (информационная обработка текстов различных стилей и жанров). Главная задача - извлечь информацию из текста и интерпретировать её.

Результат выполнения показывает, что практическая грамотность у учащихся ниже теоретической грамотности, слабо сформировано умение оформлять речь в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами литературного языка.


Не приступали к выполнению части С или набрали 0 баллов 2 выпускника, 1 выпускница не получила ни одного балла, что свидетельствует о несформированности умений, необходимых для информационной обработки текста и создания собственного речевого высказывания (сочинения).






Предложения.

  1. Обсудить на заседаниях ШМО, результаты ЕГЭ.

  2. Исходя из поэлементного анализа составить и использовать в работе Программу деятельности учителя по подготовке к ЕГЭ; программа предполагает разные виды деятельности, включая анализ и синтез, дает возможность выбора разных методических решений.

  3. Для повышения объективности результатов осуществлять специальную подготовку учащихся к экзамену (например, формировать умения работать с различными типами тестовых заданий и заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена, выстраивать индивидуальную стратегию деятельности на экзамене и т. д.)

  4. Создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать не с отдельными словами, словосочетаниями или предложениями, а с текстом. Сделать обучение русскому языку практико-ориентированным. Вырабатывать умения

    • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

    • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного;

    • последовательно излагать собственные мысли;

    • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

    • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными нормами литературного языка.

  5. При изучении орфографических тем особое внимание обращать на морфемный состав слова, словообразовательный анализ. Изучать не отдельно взятое правило, а в системе языка.

  6. При изучении пунктуационных тем начинать работу со структуры предложения, обязательного определения грамматической основы.

  7. Провести в школах района репетиционный экзамен в декабре и в апреле.

  8. Продолжить проведение обучающих семинаров "Трудные вопросы ЕГЭ", рассмотрев задания, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся, и подходы к их успешному выполнению.

© 2010-2022