Конспект урока по русскому языку на тему: Имя прилагательное

Данный урок позволяет учащимся повторить материал об имени прилагательном, изученный в 5 классе; углубить понятие об имени прилагательном как части речи; научиться видеть имена прилагательные, различать их краткие и полные формы, а также определять их синтаксическую функцию не только в современном русском языке, но и в церковнославянском тексте; тренировать умение осмысленно, правильно и выразительно читать; пробудить желание заниматься родным языком. Также урок включает в себя методы «Школы Пре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Преданные имена прилагательные»

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учитель: Дмитриева Юлия Юрьевна

Цели урока: общая - приобщение учащихся к искусству слова;

  • конкретная - обобщить и систематизировать знания о синтаксических особенностях имени прилагательного на основе его характеристики как части речи;

  • образовательная - совершенствовать умение опознавать в речи имена прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении;

  • развивающая - выявить историческое изменение имён прилагательных; отработать видение лингвистики как единой системы;

  • воспитательная - формирование умения уместного употребления имён прилагательных в речи для придания ей образности и выразительности.

Тип урока: повторение.

Задачи:


  • повторить материал об имени прилагательном, изученный в 5 классе;

  • углубить понятие об имени прилагательном как части речи;

  • научиться видеть имена прилагательные, различать их краткие и полные формы, а также определять их синтаксическую функцию не только в современном русском языке, но и в церковнославянском тексте;

  • тренировать умение осмысленно, правильно и выразительно читать;

  • пробудить желание заниматься родным языком.

Средства обучения:


  1. учебные пособия:

  • Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М Разумовской, П. А. Леканта. - М., 2007.


  1. дополнительная литература:

    • Волина В. В. Весёлая грамматика. - М., 1995.

    • Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. - Л., 1990.

    • Колесов В. В. История русского языка в рассказах. - М., 1982.

    • Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской. - М.: Дрофа, 2001.

    • Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. - М., 1989.

    • Программно-методические материалы: Русский язык. 5 - 9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - 4-е изд., дораб. и доп. - М.: Дрофа, 2001.

3) раздаточные материалы:

  • карточки с текстами современного русского языка;

  • карточки с текстами церковно-славянского языка;

  • карточки для контроля.

4) наглядные пособия:

  • «лингвистическая лестница».

План урока.


Этапы урока.

Формы работы.

Время.

1) Вхождение в систему: определение темы и цели урока.

  • вступительное слово учителя;

  • работа с текстами: чтение  сравнение  анализ  обобщение (коллективное обсуждение).

3 минуты.

6 минут.

2) Повторение ранее изученного материала.

  • «лингвистическая лестница»;

  • игра.

7 минут.

3 минуты.

3) Экскурс в прошлое языка.

  • работа с текстами: чтение  сравнение  анализ  обобщение; (коллективное обсуждение).

6 минут.

4) Закрепление узловых моментов урока.

  • работа с учебником.

5 минут.

5) Выводы.

  • эвристическая беседа.

5 минут.

6) Домашнее задание.

  • коллективное обсуждение.

3 минуты.


Ход урока.


Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

  1. Вхождение в систему: определение темы и цели урока.

Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Итак, кто знает, что это такое?

Правильно! Молодцы! Давайте откроем с вами наши рабочие тетради, запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Преданные имена прилагательные». Прочитайте про себя ещё раз тему и скажите, чем она интересна?

Так, замечательно. Противоречие выявили. Так какую задачу ставим перед собой на сегодняшний урок?

Хорошо. Возьмите белые листы бумаги с текстами на ваших партах. Давайте прочитаем первый текст.

Понравился ли вам текст? Что вы можете о нём сказать?

Так, а теперь я предложу вам прочитать текст № 2.

Ваши впечатления от текста изменились? Почему?

За счёт чего это произошло?

Для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи?


Это имя прилагательное!

Дети делают записи в рабочих тетрадях.

Преданными обычно называют верных людей или животных (собак, например), а тут это слово характеризует имя прилагательное.

Нам надо будет выяснить, почему имена прилагательные можно назвать преданными частями речи.

Кто-то из учащихся читает первый текст.

В тексте нет конкретности: где и когда это происходит. Картина получается серой и бесцветной.

Кто-то из учащихся читает второй текст.

Картину намного легче себе представить, она стала более яркой и образной.

За счёт имён прилагательных.

Для точности и выразительности.



На доске число, классная работа и тема записаны заранее учителем.



Тексты заранее раздаются учителем на парты.

  1. Выполнение структуры ТОКИН МЭТ.

А теперь, ребята, мы с вами выполним структуру ТОКИН МЭТ («Говорящее поле» или «Говорящая крата»).

Тема: Прилагательные как часть речи.

Вы должны записать как можно больше слов и фраз на данную тему….

Мыслительный прием, в котором ученики анализируют взаимосвязь между идеями на листе бумаги и задают друг другу вопросы для более углубленного изучения темы, не произнося ни слова (кроме финального обсуждения результата работы).


  1. Повторение ранее изученного материала.

А теперь я попрошу вас вспомнить всё, что мы с вами раньше изучали об имени прилагательном. И сделаем мы это с вами с помощью «лингвистической лесенки», ступеньки которой вы должны будете построить сами. Выстроите данные науки о языке по мере значимости языковых единиц, которые они изучают.





Прекрасно. А теперь давайте пробежимся по этой «лесенке», используя имена прилагательные. Запишите, пожалуйста, в тетради первое предложение второго текста.

Назовите все прилагательные в этом предложении.

Хорошо. Пропустите имя прилагательное как часть речи через «лингвистическую лесенку» на примере этих прилагательных.











Как определили эти характеристики прилагательного?








Молодцы. А теперь посмотрите на тему нашего урока и вспомните те моменты нашей «лесенки», на которых я заостряла ваше внимание. Подумайте. Но прежде чем мы сделаем ещё шаг к тому, чтобы понять преданность прилагательных, давайте поиграем.

Водящий становится в центр класса спиной ко мне. Я за его спиной показываю классу предмет. Вы по очереди подбираете к нему прилагательные, услышав которые, водящий должен угадать показываемый предмет.

Учитель показывает мягкую игрушку.

Учитель указывает на себя.

Ну а теперь, наконец, совершим привычное путешествие в историю нашего языка.


Учащиеся выходят к доске по одному и выстраивают лестницу, устно проговаривая, что изучает каждая из наук:

Фонетика - звуки.

Графика - буквы.

Орфоэпия - произношение

Морфемика - части слова.

Словообразование - способы образования слов.

Лексика - значение.

Фразеология - устойчивые сочетания слов.

Морфология - части речи.

Орфография - правильное написание слов.

Синтаксис - члены предложения.

Пунктуация - знаки препинания.

Работа в тетрадях.

Летний, тих, красив.

С точки зрения фонетики мы можем охарактеризовать звуки, из которых состоит прилагательное. Тих: звук [т'] согласный, глухой, мягкий; [и] - гласный, ударный; [х] - согласный, глухой, твёрдый.

С точки зрения графики мы можем назвать буквы, из которых состоит слово: тэ, и, ха.

Орфоэпия: если мы образует степень сравнения прилагательного красив - красивее, можно сделать ошибку в произношении.

Морфемика: -лет- - корень, -н- - суффикс, -ий - окончание. Выделяют части слова в тетради.

Словообразование: прилагательное летний образовано суффиксальным способом от слова «лето».

Лексика: летний - значит происходящий летом.

Фразеология: прилагательные могут входить в состав устойчивых сочетаний: тише воды, ниже травы.

Морфология: летний - имя прилагательное, так как отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета. Это относительное имя прилагательное. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже.

Определяемое существительное имеет такие же показатели.

Орфография: безударные падежные окончания прилагательных, правописание не с прилагательными.

Синтаксис: прилагательные в словосочетании всегда выступают в роли зависимого слова. Тип связи в словосочетании - согласование, так как прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.

В предложении полные прилагательные выступают в роли определений (летний), краткие - в роли сказуемого (тих, красив). Подчёркивают члены предложения.

Пунктуация: очень часто прилагательные выступают в роли однородных членов предложения, как и в этом случае.




Белая, пушистая, мягкая, красивая.

………………………

Макет лестницы готов заранее на доске.










По мере рассказа учащиеся делают краткие записи в тетради.











Обязательно заострить внимание учащихся на этом моменте.



Обязательно заострить внимание учащихся на этом моменте.





Показывать можно как предмет, так и картинки с его изображением.

  1. Экскурс в прошлое языка.

Работаем с текстом № 3 на ваших столах. Читаем текст.

Узнали, откуда этот отрывок?

Конечно. Кто сможет мне найти в этом отрывке прилагательные?

На какие группы можно разделить эти прилагательные?

Молодцы. Вспомните, какие синтаксические функции берут на себя краткие прилагательные в современном русском языке?

А в этом тексте?

Замечательно. Ну и наконец, если они - определения, ну-ка давайте посмотрим словосочетания с ними. Как согласуется краткое прилагательное с существительным?

В чём отличие от современного русского языка?

Совершенно верно. А случилось это, ребята, следующим образом. В древнем языке не было разделение имён на существительные и прилагательные. Было одно единое имя. И краткие формы были первичны, а полные образовались уже позже. В церковно-славянском языке и полные, и краткие прилагательные выступали в роли определений и изменялись по падежам. И только с течением времени за краткими формами закрепилась функция сказуемых и они утратили способность изменяться по падежам.

И в современном русском языке остались исторические остатки этих процессов. В русских народных сказках мы встречаем жар-птицу. Это какая птица?

Сыр-бор.

А изменение кратких прилагательных по падежам можно увидеть в таких выражениях, как на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, от мала до велика.

Кто-то из учащихся читает текст.

Отрывок из молитвы «Символ веры».

Святаго, едину, святую, соборную, апостольскую, едино, мертвых.

Здесь есть и краткие, и полные прилагательные.

Они выступают в роли сказуемого.

Они, как и полные прилагательные, являются определениями.

Во едину церковь - согласование в роде (женский), числе (единственное), падеже (винительный).

Современные краткие прилагательные не изменяются по падежам.





Жаркая.

Сырой бор.

Учащиеся записывают примеры в тетрадь.

Тексты заранее раздаются учителем на парты.

При наличии свободного времени можно задать вопросы по фонетике этих слов.









5) Закрепление узловых моментов урока.

Прежде чем сделать выводы, давайте обобщим пройденный материал с помощью учебника. Откроем страницу 89, упражнение 200. Читаем задание.

Что называется именем прилагательным?


Как вы понимаете выражение «прилагательные согласуются с именами существительными»?

Как определяется правописание окончаний имён прилагательных?

На какие разряды делятся имена прилагательные?

Какие прилагательные имеют две формы: полную и краткую, а также степени сравнения?

Один из учащихся читает задание к упражнению.

Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и т. д. и обозначает признак предмета.

Прилагательные приобретают те же род, число, падеж, что и у определяемого ими существительного.

С помощью окончания вопроса.

Качественные, относительные и притяжательные.

Качественные.



  1. Выполнение структуры «КОНЭРС»

Выполнение структуры «Конэрс» («Углы»).

У каждого на столе имеется карточка со словами, вам нужно вставить пропущенные буквы, определить к какому разряду относятся данные прилагательные и выбрать соответствующий угол.

Ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.


  1. Выводы

Давайте возвратимся к теме нашего урока. Так как же вы думаете, почему имена прилагательные могут называться преданными и кому они так преданы?


Хорошо. Теперь поработаем с карточками. Скажите, пожалуйста, если сравнивать церковно-славянский и современный русский язык, в каком из них прилагательные были преданнее существительным. Почему?

Молодцы. Мне понравилась ваша работа на сегодняшнем уроке.

Потому что прилагательные не только лексически привязаны к существительным (они характеризуют предмет с разных сторон), но они, как хамелеоны, приспосабливаются к существительным, приобретая не только их число и падеж, но и род.

Дети поднимают нужную карточку.

В церковно-славянском, потому что там даже краткие прилагательные могли согласовываться с существительными в роде.



Карточки заранее лежат на партах.

6) Домашнее задание.

Ребята, давайте запишем с вами домашнее задание на завтрашний урок. Это будет упражнение 205 в ваших учебниках на странице 91.

Читаем задание к этому упражнению.

Давайте попробуем это сделать на примере первого прилагательного.

Хорошо. На этом мы с вами заканчиваем наш урок.


Один из учащихся читает задание к упражнению.

Великий - велик.


Русский язык

6 класс

Тема: «Преданные имена прилагательные»

Текст № 1.

Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах.

Текст № 2.

Летний вечер тих и красив. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.



Текст № 3

И в Духа Святаго, Господа,

Животворящаго, Иже от Отца

исходящаго, Иже со Отцем и Сыном

спокланяема и сславима, глаголавшаго

пророки.

Во едину Святую, Соборную и

Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во

оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых,

и жизни будущаго века. Аминь.
























Карточка № 1


Душ..стый, т..ж..лый, у(з,с)кий, д..лекий, б..ловатый, горячий, м..л..дой, румяный, д..шевый.



Карточка № 2


Д..ревянный, вч..рашний, осенний, м..та(л, лл)ический, су(б, бб)отний, сег..дняшний.



Карточка № 3


Сестрин, волч..я (пасть), л..бединый, за..ячий, отцов, б..бушкин, мамин, л..сий.



Карточка № 1


Душ..стый, т..ж..лый, у(з,с)кий, д..лекий, б..ловатый, горячий, м..л..дой, румяный, д..шевый.



Карточка № 2


Д..ревянный, вч..рашний, осенний, м..та(л, лл)ический, су(б, бб)отний, сег..дняшний.



Карточка № 3


Сестрин, волч..я (пасть), л..бединый, за..ячий, отцов, б..бушкин, мамин, л..сий.



Карточка № 1


Душ..стый, т..ж..лый, у(з,с)кий, д..лекий, б..ловатый, горячий, м..л..дой, румяный, д..шевый.



Карточка № 2


Д..ревянный, вч..рашний, осенний, м..та(л, лл)ический, су(б, бб)отний, сег..дняшний.


Карточка № 3


Сестрин, волч..я (пасть), л..бединый, за..ячий, отцов, б..бушкин, мамин, л..сий.
















13

© 2010-2022