- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Суффиксы имен прилагательных
Урок по теме Суффиксы имен прилагательных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ажикенова Л.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»
Кош-Агачский район
Республика Алтай
Урок
русского языка
в 6 классе по теме
«Суффиксы имен прилагательных»
Ажикенова Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Цели урока: повторить и обобщить знания обучающихся о правописании
суффиксов имен прилагательных;
уметь образовывать прилагательные с разными суффиксами ;
развитие связной (устной и письменной) речи, творческого и
логического мышления;
воспитание интереса к предмету, уважительного отношения друг к
другу.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра (ГСО)
Средства обучения: карточки, рисунки, жетоны, запись на доске.
(Дети работают в группах, в которые рассаживаются по желанию, по взаимным симпатиям. В ходе урока постоянно присутствует сказочный герой Снеговик, вместе с ним выполняют обучающиеся задания. Урок русского языка проводится интегрировано с риторикой с целью развития у детей умения выступать, отстаивать свою точку зрения, правильно оформлять свои высказывания, также воспитания уважительного отношения друг к другу).
Ход урока.
Мотивация и целеполагание
-Ребята, давайте выясним, что бы сегодня нового вы хотели узнать на уроке? О чем бы хотели поговорить?
(учитель записывает мнения ребят на доске)
-Сегодня мы повторяем тему «Образование имен прилагательных с помощью суффиксов». В этом нам поможет наш гость-сказочный Снеговик.
(на доске прикреплен рисунок Снеговика, дети записывают тему урока).
-Опишите мне его. Каким он вам кажется? Какой, по вашему мнению, у него характер?
(дети описывают, используя прилагательные, учитель их записывает на доске)
-Ребята, а что такое характер? (поведение человека, отношение к себе и другим людям). Запись данного слова в словарь.
Планирование.
-Снеговик задает нам первое задание: поставьте «+» в кружки рядом с хорошими чертами характера и «-» -рядом с плохими. Объясните свой выбор.
Слова для 1 группы. Слова для 2 группы.
Решительность Смелость
Неуверенность Ответственность
Капризность Трусость
Вежливость Замкнутость
Отзывчивость Правдивость
Грубость
- А теперь давайте от этих существительных образуем имена прилагательные и обозначим в них суффиксы.( решительный, неуверенный, вежливый…) Во всех ли словах есть суффиксы? (нет)
2-ое задание Снеговика.
Творческая работа с пословицами.
-О каких людях идет речь в пословицах? Запись пословиц в тетради.
Всяк кулик своё болото хвалит
Хвастливый человек
Добро творить-себя веселить
Добродушный, щедрый
Сам кашу заварил-сам и расхлебывай
Поспешный, торопливый
-Ребята, когда вы разбивались на группы, то сами выбирали тех, с кем хотите сидеть рядом. Но вам нужно научиться и общаться с теми, кто вам не нравится. Вы ,наверное, не раз замечали, что мнения и желания людей не всегда совпадают, от этого могут возникнуть ссоры. Давайте попробуем понять, почему люди ссорятся и можно ли научиться дружно жить.
Исследование.
3-е задание. Подчеркните причины, из-за которых чаще возникают ссоры. Обозначьте суффиксы в выделенных словах.
а) Стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало.
б)Обида на замечание.
в)непонимание друг друга.
г)нежелание критически оценивать свои поступки.
Творческая работа.
4-ое задание. Физминутка. Изобразить профессию человека жестами, мимикой на слово, записанное на карточке. (выдаётся по 2 карточки)
1.Гитарист, учитель
2.Писатель, волейболист.
5-ое задание. Снеговик называет имена существительные, а вы постарайтесь образовать имена прилагательные. Помощью в этом задании будут карточки с изображением разных суффиксов. (карточки прикреплены на доске, кто быстрей образует прилагательное, тот и записывает).
Осень, ум, друг, ветер, дом, кожа, стекло, туман, песец, утка.
-Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных.
6-ое задание. Индивидуальная работа (карточки).
Задание: от данных прилагательных образуйте имена существительные и обозначьте в них суффиксы.
Вежливый- …, гордый-…, громкий-…, добрый.
Затем идет взаимопроверка.
Инсценировка отрывка из книги О.Соболевой «Тайны страны Акитаммарг»
(участвуют дети из другого класса)
Автор:
-на песке возле прохладного ручейка сидело 5 слов: чист__ый, друж__ий, камыш__ый, камен_ый_, кож__ый . Их окончания, даже нулевые, были слегка отодвинуты, чтобы не мешали образованию новых слов.
(К доске прикрепляются слова).
-тут к словам подбежали разные суффиксы и давай к ним пристраиваться. А суффиксы были такие: (выходят суффиксы)-еньк, -еск, -ов, н, -ан. Их было много, и они начали толкаться. Суффиксы перепутали, к каким словам пришли. Вышла
такая путаница! И вот уже на песочке сидят такие слова: чистный, друженький, каменеский, камышаный, кожовный.
-Вот что могут натворить суффиксы, если за ними не следить!
-Суффиксы сами испугались того, что натворили и отбежали в сторонку. Они решили начать свою работу сначала.
(Суффиксы присоединяются к словам, к которым они относятся: чистенький, дружеский, камышовый, каменный, кожаный).
Дискуссия.
-Для чего нужны суффиксы в речи? Нужны ли они вообще?
-Чему учит данная сказка?
Итог. Саморефлексия.
-Все ли мы сегодня смогли получить на уроке? Добились ли поставленных целей? Учитель обращает внимание на запись, сделанную в начале урока на доске. (что мне хочется нового узнать на уроке).
У кого больше фишек за правильные ответы, тот и выиграл.
Домашнее задание
Творческое задание: попробовать сочинить сказку о другой части речи или составить загадки, ребусы, кроссворды на эту тему.