Программа по элективному предмету «Избранные вопросы русского языка»

Данная программа предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Материал, содержащийся в программе, не является абсолютно новым для восприятия. Создавая  данную программу, я делала ставки на уже имеющиеся знания у учащихся из области русского языка и литературы. Она содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 5-9 классах. Предлагаемая программа рассчитана на 68 ча...  В 11 классе работа по орфографии, пунктуации в значительной мере ведётся параллельно с работой над текстом. Цель данного предмета – повышение уровня лингвистической культуры учащихся, повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.        Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса.         Особая установка на целенаправленную подготовку  учащихся к выполнению экзаменационной работы по русскому языку в формате ЕГЭ.  Таким образом, преподавание элективного предмета должно обеспечить систематизацию знаний и углубление  умений учащихся на уровне, предусмотренном программой итоговой аттестации и вступительным экзаменом в вузы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по элективному предмету

«Избранные вопросы русского языка»

10-11 классы


Пояснительная записка

Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости последовательно реализовывать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений. Также одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к языковым значениям. Необходимо использовать в работе учителя современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, применять единый критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.

Данная программа предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Материал, содержащийся в программе, не является абсолютно новым для восприятия. Создавая данную программу, я делала ставки на уже имеющиеся знания у учащихся из области русского языка и литературы. Она содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 5-9 классах. Предлагаемая программа рассчитана на 68 часов (34 часа (1 в неделю) в 10 классе и 34 часа ( 1 час в неделю) в 11 классе).

В 11 классе работа по орфографии, пунктуации в значительной мере ведётся параллельно с работой над текстом.

Цель данного предмета - повышение уровня лингвистической культуры учащихся, повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.

Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса.

Особая установка на целенаправленную подготовку учащихся к выполнению экзаменационной работы по русскому языку в формате ЕГЭ. Таким образом, преподавание элективного предмета должно обеспечить систематизацию знаний и углубление умений учащихся на уровне, предусмотренном программой итоговой аттестации и вступительным экзаменом в вузы.

Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков - орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.

  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно - выразительных средств языка.

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.























Литература


Для учащихся

1) Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. М.: Русское слово, 2010.

2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2009;

3)Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов А. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. -М.: Просвещение, 2009;

4) Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9 классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2011;

5)Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2007;

  • пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;


  • пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

Для учителя

1)Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование. - М.: Русское слово,2005.

2)Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.

3)Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

4)Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. - М.: Русское слово,2004.

5)Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

6)Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.


  • методические пособия, включенные в перечень учебных и методических изданий, допущенных Министерством образования РФ;


  • методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки учащихся к единому государственному экзамену.






10 класс (34 часа)


Орфоэпия

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Словообразование

Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.


Морфология

Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Орфография

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

Речь. Текст

Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.






11 класс (34 часа)




Синтаксис

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. Сложное предложение. Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксический анализ предложения.

Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Синтаксические средства выразительности речи.

Пунктуация


Пунктуация в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения ( определение, обстоятельство, приложение, дополнение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


Речь. Текст

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.





Календарно-тематическое планирование


10 класс


Тема урока

К-во часов

Элементы содержания

Дата проведения

1.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение.

2.

Лексическое значение слова.

1

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова).

3.

Употребление фразеологизмов,их роль в речи.

1

Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

4.

Стили и функциональные типы речи.

1

Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи.

5.

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Создание собственного текста.

6.

Практическая работа. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

Формирование умения извлекать главную информацию из письменных текстов различных стилей и жанров. Выполнение тестовых заданий.

7.

Переносное значение слова, тропы.

1

Переносное значение слова, тропы, основанные на переносном значении слова, их роль в тексте.

8.

Практическая работа. Выразительность русской речи.

1

Анализ средств выразительности в тексте.

9.

Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология».

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания на знание орфоэпических и лексических норм, тропов.

10.

Образование слов, способы словообразования.

1

Образование слов в русском языке, основные способы образования слов.

11.

Словообразование и орфография.

1

Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

12.

Тест «Правописание корней, приставок, суффиксов»

1

Выполнение тестовых заданий по типу А13, 14, 16.

13.

Разноаспектный анализ текста

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания из разделов «Речь. Текст.», «Словообразование», «Лексика и фразеология».

14.

Практическая работа. Информационная обработка текста.

1

Совершенствование навыка извлечения главной информации из текста, анализ средств выразительности в тексте.

15.

Морфологический анализ слова.

1

Морфологический анализ слов различных частей речи. Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую.

16.

Морфологические нормы.

1

Образование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, сравнительных числительных, родительного падежа числительных, именительного и родительного падежа множественного числа существительных, косвенных падежей личных местоимений

3 лица после предлога.

17.

Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология».

1

Тест, включающий задания типа А 3,6-10.

18.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Морфологические признаки частей речи. Формирование умения различать самостоятельные служебные части речи, похожие по звучанию и написанию.

19.

Морфология и орфография.

1

Морфологический принцип русской орфографии.

20.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Морфология».

21.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

22.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий учащимися.

23.

Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»

1

Выполнение заданий типа А12.

24.

Практическая работа. Средства выразительности русской речи.

1

Анализ средств художественной выразительности в тексте. Создание собственного текста на заданную тему.

25.

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

26.

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий.

27.

Тест «Правописание НЕ с разными частями речи»

1

Выполнение тестовых заданий по типу А 17

28.

Частицы НЕ и НИ.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

29.

Практическая работа

« Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения».

1

Анализ текстов различных стилей и жанров.

30.

Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ».

1

Выполнение тестовых заданий.

31.

Правописание служебных частей речи.

1

Выполнение тестовых заданий по теме.

32.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

1

Выполнение тестовых заданий по теме.

33.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста, включающий изученные орфограммы, задания из раздела «Морфология», «Словообразование», «Речь. Текст».

34.

Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.

1

Выполнение заданий типа А1,2,3,6,7, 10,11,













Календарно-тематическое планирование


11 класс


Тема урока

К-во часов

Элементы содержания

Дата проведения

1.

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.

1

Понятие о типах подчинительной связи в словосочетании. Выполнение упражнений из части В.

2.

Практическая работа «Типы подчинительной связи в словосочетаниях».

1

Выполнение упражнений типа В.

3.

Предложение.Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

Способы выражения подлежащего и сказуемого. Работа с микротекстом, выполнение заданий А6 -А12

4.

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

1

Нормы речи. Качества хорошей речи.

5.

Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические,стилистические. Речевая ошибка.

1

Практическое занятие: выполнение упражнений типа А1,2,3,4,5,28; правка текста.

6.

Двусоставные и односоставные предложения.

1

Выполнение тестовых упражнений.

7.

Осложненное простое предложение.

1

Выполнение тестовых заданий.

8.

Контрольная работа по теме «Словосочетание и простое предложение»

1

Тест.

9.

Разноаспектный анализ текста

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Словосочетание и простое предложение».

10

Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия.

1

Практическое занятие: выполнение упражнений типа А5, 28.

11.

Сложное предложение. Строение ССП и СПП. Синтаксический анализ предложений.

1

Выполнение заданий по типу А20 -27.

12.

Текст. Основные признаки текста.Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

1

Особенности типов речи. Работа с текстами разных типов, распознавание типов речи.

13.

Синтаксические нормы, Нормы согласования, управления.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

14.

Синтаксические средства выразительности речи. Анализ текстов различных стилей и жанров.

1

Анализ текста (прозаического и поэтического).

15.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис. Синтаксичекие нормы».

16.

Практическая работа . Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

1

Анализ текстов различных стилей и жанров, информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

17.

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы».

1

Тестовая работа, включающая задания А20-28, В1-8.

18.

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

1

Выполнение упражнений на умение различать простое осложненное и сложное предложения.

19.

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определение, обстоятельство, приложение, дополнение).

1

Выполнение упражнений.

20.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

Выполнение упражнений.

21.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Выполнение упражнений.

22.

Тест «Пунктуация в простом осложненном предложении.

1

Выполнение тестовых заданий типа А19-27

23.

Разноаспектный анализ текста

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис».

24.

Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста.

1

Определение проблем исходного текста. Правила построения собственного текста.

25.

Знаки препинания в сложном предложении (ССП, CПП, с разными видами связи).

1

Выполнение упражнений по теме.

26.

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.

1

Выполнение упражнений по теме.

27.

Контрольная работа по теме «Пунктуация в сложном предложении».

1

Тестовая работа.

28.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста с творческим заданием. Формулировка проблем текста.

29.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста.

1

Обучение комментированию проблемы исходного текста, умению отражать позицию автора текста.

30.

Аргументация собственного мнения по проблеме текста.

1

Обучение умению подбирать аргументы, доказывающие собственное мнение по проблеме исходного текста.

31.

Практическая работа. Создание собственного текста на основе исходного.

1

Творческая работа по исходному тексту.

32 - 33

Контрольная работа в форме и по типу ЕГЭ.

2

Выполнение заданий частей А и Б (возможно частично - по выбору учителя), части С.

34.

Урок повторения и обобщения изученного.

1

Выполнение упражнений. Анализ контрольной работы.













Распределение учебного материала





Раздел

Количество часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Орфоэпия

2

1


2.

Лексика и фразеология

5

1

1

3.

Словообразование

4

2

1

4.

Морфология

6

1

1

5.

Орфография

14

4

2

6.

Синтаксис

12

4

2

7.

Пунктуация

12

2

1

8.

Речь.Текст.

13

6

2

9.

Итого

68

22

10





© 2010-2022