Урок русского языка для 8 класса по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Данный урок разработан для учащихся 8 экспериментального класса казахстанской школы по программе «Русский язык для 12-летних школ» (авторы:Сабитова З.К., Павленко В.К.). Урок построен с применением технологии РКМЧП.Основные  цели урока:научить правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзной сочинительной и бессоюзной связью;- научить отличать простое предложение с однородными членами, связанными сочинительными союзами, от сложносочинённого предложе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Цели:
- научить правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзной сочинительной и бессоюзной связью;- научить отличать простое предложение с однородными членами, связанными сочинительными союзами, от сложносочинённого предложения;
- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
- воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

по технологии РКМЧП
Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

Ход урока

1. Актуализация имеющихся знаний.
Стадия вызова
Приём «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения.
Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям чуть позже.

1. Однородные члены - это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же опрос и являются одинаковыми членами предложения. (+)
2. Однородными могут быть только второстепенные члены предложения . (-)
3. Однородные члены предложения подчиняются одному слову. (+)
4. Однородные члены характеризуются интонацией перечисления, логическим ударением. (+)
5. В предложении может быть только один ряд однородных членов. (-)
6. Однородные члены могут быть связаны как союзами, так и интонацией. (+)
7. Между однородными членами всегда ставится запятая, независимо от способа связи. (-)
8. Существуют особые правила постановки знаков препинания между однородными членами, связанными союзной и бессоюзной (интонация) связью. (+)

2. Совместное определение темы и целей урока.
- Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока: о чём мы будем говорить?
- Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.
Стадия осмысления
Приём «Инсерт»
А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»), делайте в нём пометки:
«V» - эту информацию знаю;
«+» - это новая для меня информация;
«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Учебный текст. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1. Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая.

( (), (), () ) Звуки росли, крепли, ширились.

2. Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночным, неповторяющимся союзом.

( () и () ) Красные и синие цветы.

( () или () ) Привезите мне марки или значки.

( (), () и () ) Я покупаю молоко, хлеб и масло.

3. Запятая ставится между однородными членами перед союзами а, но.

( (), а () ) Он коллекционировал не марки, а значки.

( (), но () ) Он проворчал, но согласился.

4. Запятая ставится перед повторяющимися союзами.

( и (), и () ) И берег, и море молчали.

5. Союз и перед последним однородным членом придаёт перечислению законченный характер.

6. Запятая не ставится в цельных выражениях:
и то и сё
ни то ни сё
ни свет ни заря
и так и сяк
и туда и сюда
ни рыба ни мясо
ни жив ни мертв

Стадия рефлексии

Б. Работа с учебным текстом.
- Какая информация из текста вам была известна?
- Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам была знакома.
- Что нового вы узнали из текста?
- Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам не была знакома.
- Составьте и запишите предложения к пункту 6.


В. Отработка навыков расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Пишем диктант
Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.
Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые и в садах, и прямо у себя на окнах. Одни вывешивают из окна кусочки хлеба и сала на ниточке. Другие выставляют в саду лукошко с семечками, зерном и хлебом. Лазоревки, чижи, чечётки целыми стайками посещают эти бесплатные столовые. (В. Бианки)

Работа с тестами
1 вариант. Укажите предложения, в которых между однородными членами запятая не ставится.
1) Дни стояли тёплые и ласковые.
2) Она шьёт хорошо но медленно.
3) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.
4) Карета подъехала и остановилась.
5) Мы проснулись ни свет ни заря.

2 вариант.

Укажите предложения, в которых между однородными членами запятая ставится.
1) В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей.
2) В походе нам потребовались и палатка и спальный мешок.
3) Метели снега и туманы покорны морозу всегда.
4) Ученье без уменья не польза а беда.
5) Стоит Иван ни жив ни мёртв.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.
- Ещё раз назовите верные утверждения.
- Когда между однородными членами запятая ставится?
- Когда нет? Приведите примеры.

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень - обязательный минимум - упражнение 300
2-й уровень - составить схему или кластер по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
3-й уровень - подобрать или составить текст диктанта, в который будет включена изученная пунктограмма.



© 2010-2022