- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 9-м классе по теме Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы
Урок русского языка в 9-м классе по теме Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Айтжанова А.Н. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы" (класс компенсирующего обучения)
Разделы: Преподавание русского языка
Цель: продолжение изучения темы "Сложносочиненные предложения".
Задачи:
-
Познакомиться с противительными союзами;
-
Научиться находить противительные союзы; различать противительные и соединительные союзы.
-
Составлять предложения с противительными и соединительными союзами;
-
Различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения;
-
Определять смысловые отношения между частями в ССП;
-
Расставлять знаки препинания в ССП.
Дидактический материал: Учебник по русскому языку для 9-кл под ред. С.Г.Бархударова, карточки с индивидуальным заданием, таблицы, доска.
Ход урока
I. Оргмомент.
Форма: урок-изучение нового материала (продолжение темы).
Метод: комбинированный.
II. Повторение.
1. Какое предложение называется сложным? (Сложное предложение имеет две и более грамматические основы).
2. Как отличить простое предложение от сложного? (В простом - один деятель и одно - несколько действий; несколько деятелей и одно действие).
1) С чего начинается Родина?
2) Покраснела рябина, посинела вода.
3. Когда при союзе И ставится запятая?
В простом предложении:
1) Листья закружились и полетели.
2) Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю.
В сложном предложении:
3) Мы прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.
-
Найдите союзы в этих предложениях.
-
Что это за союз? (Соединительный).
-
Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Явления следуют друг за другом).
4) Последние тени сливались, да мгла синела.
-
Что это за союз? (Соединительный = и).
-
Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Действия происходят одновременно).
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником: чтение правила (определение противительных союзов) - стр.9
Так какие еще союзы могут связывать однородные члены предложения и простые предложения?
В простом предложении:
1) Приют наш мал, но спокоен.
2) Я пойду в школу, а не гулять.
-
Что это за союз? (Противительный).
-
Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Одно явление противопоставляется другому).
В сложном предложении:
1) Звезды еще сверкали, а небо на востоке уже стало светлеть.
-
Что это за союз? (Противительный).
-
Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Одно явление противопоставляется другому).
IV. Закрепление.
1. Карточки (индивидуальное задание - см. ).
2. Работа с учебником.
Упражнение 13 (2).
1) …и остановился / …и пассажиры вышли из вагона.
2) …и удалился/ …и мы поблагодарили его.
3) …и душно/ …и мы открыли окно.
4) …и смеялись/ …и проводник сделал пассажирам замечание.
3. Творческая работа: составить сложное предложение, используя соединительный или противительный союзы.
V. Домашнее задание.
§ 4, упражнение 13 (закончить), составить два сложных предложения, используя сочинительные союзы.
VI. Итог.
Оценочная деятельность.