- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса по русскому языкуПривет, Наречие!
Программа элективного курса по русскому языкуПривет, Наречие!
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сухова Г.С. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Кривозерьевская средняя общеобразовательная школа»
Программа элективного курса по русскому языку
для учащихся 7 класса
Автор:
Сухова Галия Спартаковна,
учитель русского языка и литературы, 1 категория
2009
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на учащихся 7 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из раздела «Морфологии» русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес; может развивать креативные навыки продуктивной деятельности при помощи добывания знаний непосредственно из реальности или владения приемами действий в нестандартных ситуациях; поможет выявить интеллектуальные и творческие способности личности ученика.
Данный курс позволит более углубленно изучить тему «Наречие», поскольку она является самой сложной в структуре изучения названного раздела. Кроме чисто лингвистического материала, учитель может представить и культурно-исторический, на фоне которого происходит усвоение истории происхождения наречия как части речи.
Данная программа расширит знания учащихся по общекатегориальному значению, морфологическим и синтаксическим свойствам наречия, а также по употреблению форм слов наречия в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Этот курс поможет обобщить изученный материал, с целью применения его в практической ситуации.
Программа предусматривает творческие работы учащихся, занимательные упражнения, тестирование, викторины, различные виды диктантов.
Данная программа рассчитана на 16 часов (1 час в неделю).
Учащиеся, изучившие курс, должны знать:
-
Элементарное представление о наречии как части речи
-
Определения изученных категорий наречий
-
Орфографические и пунктуационные правила правописания наречий
-
Осмысленно доказывать принадлежность слова к классу наречий
Уметь:
-
Распознавать (по изученным признакам) категории наречий
-
Делать полный морфологический и синтаксический разбор наречия
-
Правильно писать наречия в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно оформлять их в предложении
-
Давать анализ наречию в системе частей речи
Учебно-тематический план
Кол-во часов
№ п\п
Тема занятия
Виды деятельности учителя и учеников
1
1.
Знакомство с наречием как знаменательной частью речи
Лекция с элементами беседы. Выборочный диктант с грамматическим заданием повышенной трудности. Самостоятельная работа
1
2.
Рассортировка наречий по смысловым группам
Обмен знаниями. Работа со справочниками и словарями (Д.Э.Розенталь, С.И.Ожегов, В.И.Даль и др.). Синтаксическая пятиминутка. Объяснительный диктант. Тематический тест
1
3.
Возьмите на заметку: степени сравнения наречий
Пополняем полученные ранее знания. Комплексный анализ текста. Индивидуальная работа по тексту. Работа со схемами. Рассказ на лингвистическую тему с использованием наречий разных степеней сравнения.
1
4.
План действий при морфологическом разборе наречий
Упражнения на развитие внимания и памяти. Работа с парами предложений. Работа по распознаванию наречий и слов, похожих на них. Диктант с графическим объяснением
2
5.
Выбор за вами: слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е
Составление алгоритма правила правописания. Объяснительный диктант. Индивидуальная работа по карточкам. Выборочно-распределительный диктант
1
6.
В каждой похожести своя непохожесть: буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Слуховой диктант. Морфологический разбор наречий. Тематическая викторина. Поиск наречий во фразеологизмах
2
7.
«Узнавание в лицо» одной и двух букв н в наречиях на о- и е-
Выборочно-распределительный диктант. Тематическое тестирование. Составление таблицы
1
8.
Занимательная путаница: буквы о и е после шипящих на конце наречий
Объяснительный диктант. Рассказы о фразеологизмах с использованием наречий. Тематический блиц-опрос. Анализ предложений
2
9.
Интересный факт: буквы о и а на конце наречий
Индивидуальная работа с карточками с последующей взаимопроверкой. Сравнительный анализ предложений. Орфографический диктант повышенной сложности
1
10.
Не потеряйте дефис между частями слова в наречиях
Морфологический разбор наречий. Творческая работа. Выборочно-распределительный диктант
1
11.
Раньше были «дребезги», теперь только «вдребезги»: слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Работа со словарем. Практические задания по правописанию наречий. Тематическая викторина. Игра «Третий лишний»
1
12.
Поиграем в прятки: мягкий знак после шипящих на конце наречий
Выборочно-распределительный диктант. Блиц-опрос. Индивидуальная работа по карточкам. Синтаксическая пятиминутка.
1
13.
Хочу все знать о наречии
Итоговый тест
Содержание программы:
-
Знакомство с наречием как знаменательной частью речи (1 час)
-
Рассортировка наречий по смысловым группам (1 час)
-
Возьмите на заметку: степени сравнения наречий (1 час)
-
План действий при морфологическом разборе наречий (1 час)
-
Выбор за вами: слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е (2 часа)
-
В каждой похожести своя непохожесть: буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий (1 час)
-
«Узнавание в лицо» одной и двух букв н в наречиях на о- и е- (2 часа)
-
Занимательная путаница: буквы о и е после шипящих на конце наречий (1час)
-
Интересный факт: буквы о и а на конце наречий (2 часа)
-
Не потеряйте дефис между частями слова в наречиях (1 час)
-
Раньше были «дребезги», теперь только «вдребезги»: слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных (1 час)
-
Поиграем в прятки: мягкий знак после шипящих на конце наречий (1 час)
-
Хочу все знать о наречии (1 час)
Список использованной литературы:
1.С.В.Столбунова. Исторический комментарий к современному русскому языку. М.: Чистые пруды, 2008
2.Н.В.Охременко. 100 заданий по теме «Наречие». 6-11 класс. Изд-во «Аквариум», 2008