Сравнительные таблицы по русскому языку и литературе

С 2011 года в школах Российской Федерации началось внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Суть новых стандартов состоит в том, чтобы ученик уился сам добывать необходимую информацию, что будет служить развитию универсальных учебных действий. Стандартом установлены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Основная проблема, решаемая в ходе апр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитическая справка по апробационной деятельности.


В ходе работы над темой «Преобразование текста предметного содержания в сравнительную таблицу» проблемной группой в составе учителей русского языка и литературы Мазепой С.Н., Ничковой Н.А., Ничковой В.В., были разработаны критерии оценивания сравнительных таблиц, требования к тексту и таблицам. На примере отдельных тем данные материалы были апробированы на учащихся 5- 6 классов. Результатом данной работы стали сравнительные таблицы, составленные совместно с учащимися. Ученики не только научились составлять таблицы, но и формулировать выводы по содержанию этой таблицы, что способствовало развитию монологической речи на уроках русского языка и литературы. Работа в этом направлении продолжается.

Критерии оценивания сравнительных таблиц

Требования

Критерий оценивания

Баллы

Соответствие выбранной форме (сравнительная таблица)

Соответствует

1

Не соответствует

0

Объекты для сравнения

Указаны все объекты

1

Отсутствует один объект

0

Элементы сравнения

Указаны все элементы сравнения

1

Отсутствие одного элемента сравнения, недочет в форме представления

0

Существенные признаки

Указаны все существенные признаки

4-5 - 2б

2-3 - 1б

Менее 2 - 0б

Полнота заполнения таблицы

Заполнены все столбцы и строки без ошибок

2

Допущена 1 ошибка

1

Допущено 2 и более ошибок

0

Вывод по таблице

Развернутое, обоснованное заключение

3

Краткое заключение

2

Краткое заключение без обоснования

1

Вывод не сделан или вывод ошибочный

0

Максимальное количество баллов

10


Фрагменты материалов по апробационной деятельности.

Русский язык 5 класс

Использованная литература:

Учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 2012 года издания;

Краткий этимологический словарь русского языка под редакцией С.Г.Бархударова, 1975 г.;

Словарь иностранных слов, 1986 г.

Раздел «Лексика. Культура речи».

Урок повторения и обобщения знаний.

Цель составления сравнительной таблицы:

- Сравнительная характеристика омонимов, синонимов, антонимов по заданным параметрам;

- Умение работать с текстом учебника;

- Умение работать со словарями.

Сравнительная таблица предложена учителем. В ней представлены объекты и элементы для сравнения. Данная работа выполняется в парах

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Общие признаки

Этимология

onyma - «имя»

Отношение к части речи

Относится к одной и той же части речи

Отличительные признаки

Этимология

Заимств. В XIX в. из франц.яз.

Написание

Одинаковые по написанию

Разные по написанию

Лексическое значение

Разное лексическое значение

Одинаковое лексическое значение

Противоположное лексическое значение

Требования к тексту.

  1. Используется теоретический материал &67, 68, 69.

  2. Словарные статьи из словарей.

  3. Наличие информации для сравнения.

Требования к таблице.

  1. Количество столбцов и строк.

  2. Аккуратность заполнения.

  3. Заполнение в виде предложений.

  4. Полнота заполнения.

  5. Наличие объектов для сравнения.

  6. Наличие элементов для сравнения.

Критерии оценивания сравнительной таблицы.

  1. Аккуратность заполнения.

  2. Правильность заполнения.

  3. Полнота заполнения.

  4. Соответствие форме.

  5. Умение сделать вывод по таблице.

Разделительные Ъ и Ь знаки.

Параметры (элементы) сравнения

Разделительный Ъ

Разделительный Ь

Общие признаки

Положение в слове

В корне слова; перед гласными Е,Ё, Ю,Я


Особенности произношения

Разделительное произношение гласного с согласным

Отличительные признаки

Положение в слове

После приставок, оканчивающихся на согласную

Перед гласной И

Особенности произношения

Предыдущий звук произносится твердо

Предыдущий звук произносится мягко


«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

и «Белоснежка» братьев Гримм. Сравним?

Задачи урока:

- Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина со сказкой братьев Гримм;

- Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;

- Формировать умение сделать вывод по таблице.

Требования к тексту

- Вид (художественный)

- Объем (сказки прочитаны заранее)

- Наличие элементов для сравнения

Требования к таблице

  • Структура (3 столбца, 11 строк)

  • Использование карандаша и линейки

  • Сравниваемые объекты (сказки)

  • Элементы для сравнения (герои, события, концовка, особенности жанра и языка)

  • Представление сравниваемых элементов в виде предложения

  • Аккуратность заполнения

Параметры для сравнения

"Белоснежка"

"Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Общие признаки

Герои


События


Концовка


Особенности жанра и языка


Отличительные признаки

Герои



События



Концовка



Особенности жанра и языка





Вопросы - помощники

  • Назовите героев, которые есть в обеих сказках.

  • Назовите героев, которыми сказки отличаются друг от друга.

  • Кем и как изгнаны героини сказок?

  • Как мачеха пытается убить падчерицу?

  • Кто и как разыскивает героиню?

  • Чем заканчиваются сказки?

  • Каким языком написаны сказки?

Параметры для сравнения

"Белоснежка"

"Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Общие признаки

Герои

Мать, мачеха, жених, семь друзей

Мать, мачеха, жених, семь друзей

События

Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу.

Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу.

Концовка

Смерть мачехи

Смерть мачехи

Особенности жанра и языка

-

-

Отличительные признаки

Герои

7 гномов

7 богатырей

События

Мачеха трижды

пытается убить

падчерицу.

Принц случайно

находит Белоснежку

Чернавка приходит один раз с яблочком.

Жених, королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

Концовка

Мачеху убивают

Мачеха умирает от тоски и зависти.

Особенности жанра и языка

Написана в прозе

Написана в стихах


Назовите сходство сказок.

Назовите отличие сказок.


Оценивание

  • 9 -10 баллов - «5»

  • 7 - 8 баллов - «4»

  • 5 - 6 баллов - «3»

  • Ниже 5 баллов - «2»

Учебник литература 5 класс автор - составитель Г.С.Меркин.

Тема «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


Цель сравнительной таблицы:

Формирование представления о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.

Техническое задание.

1. Прочитайте рассказ «Кавказский пленник».

2. Найдите в тексте фразы и предложения, описывающие деятельность героев.

3. Заполните недостающие столбцы и строки сравнительной таблицы, приводя примеры из текста.

4. Сделайте вывод о том, как ведут себя герои в разных жизненных ситуациях.

Жилин

Критерии сопоставления

Костылин

«Невелик ростом».

Внешний вид

«Мужчина грузный, толстый, весь красный».

«Удал был».

«А товарищ твой смирный».

занятия

«По целым дням сидит в сарае или спит».

«Тихо полез в дыру, выбрался…»
«… Жилин чуть свистнул, кинул лепёшки кусок, - Уляшин узнал… и перестал брехать».

«Полез Костылин да зацепил камень ногой, загремел.
…Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки».

Поведение во время побега

«Как хочешь, а я не дойду…Не могу. Сил моих нет».

Требования к таблице.

Структура (3 столбца, 5 строк)

1-ая строка заполнена в качестве образца.

4 незаполненных клетки.

Использование карандаша и линейки.

Сравниваемые объекты (Жилин и Костылин).

Заполнение столбцов сравниваемых объектов в виде цитаты.

Заполнение строк в виде фразы.

Аккуратность заполнения.

Сформулированный вывод.

Требования к тексту.

Вид (художественный)

Объем (рассказ прочитан заранее)

Наличие элементов для сравнения

Подготовительная работа с текстом на уроках литературы.



Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского из повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Параметры (элементы) сравнения

К.П.Троекуров

А.Г.Дубровский

Общие признаки

Положение в обществе

Старинный русский барин

Служба

Семья

Воспитание

Женитьба

Материальное положение (в прошлом)

Одинаковое

Отличительные признаки

Положение в обществе

Генерал-аншеф

Богатый барин

Поручик в отставке

Бедный дворянин

Семья

Дочь Марья Кирилловна

Сын Владимир Андреевич

Материальное положение (в настоящем)

300 душ крепостных

Имения в нескольких губерниях

70 душ крепостных

Деревня Кистеневка

А.П.Чехов «Толстый и Тонкий»

Параметры (элементы) сравнения

Толстый

Тонкий

Общие признаки

Учение в гимназии

Одноклассники, имели прозвища

Семейное положение

Обеспеченная семья

Социальное положение

Чиновники (советники)

Поведение

Радость при встрече («…были приятно ошеломлены»)

Отличительные признаки

Учение в гимназии

Герострат

Эфиальт

Семейное положение

Не женат

Женат

Социальное положение

Тайный советник

Коллежский асессор

Поведение

Его стошнило и он отвернулся

Съежился, сгорбился, сузился

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Параметры (элементы) сравнения

Пан судья

Пан Тыбурций

Общие признаки

Семейное положение

Вдовцы

Социальное положение

Обоих называют панами

Отношение к детям

Отношение к людям другого круга

Справедливое

Отличительные признаки

Семейное положение

Социальное положение

Судья

Нищий

Отношение к детям

Не обращает внимания на сына, больше любит дочь

Любит обоих детей

Отношение к людям другого круга

В соответствии с законом

В соответствии с совестью


© 2010-2022