Конспект урока русского языка в 11 классе

    Разработка может быть полезна учителю при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Она содержит задания и упражнения, которые помогут обучающимся правильно строить предложения с деепричастными оборотами. Предполагает как индивидуальную, так и групповую форму работы на уроке. Включает элементы редактирования текста.     В конце конце конспекта помещены приложения: алгоритмы выполнения заданий с подробными инструкциями для учащихся, оценочные карточки.     Имеется список литературы, кот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

по дисциплине «Русский язык» (11 класс)

на тему: «Грамматические нормы современного русского языка»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ

Родионовой Анны Павловны

Методические материалы:

  1. При подготовке к уроку:

  • Программа школьного курса русского языка для общеобразовательных учреждений (10-11 класс)/ Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008;

  • Русский язык. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных школ под редакцией Н.Г.гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мещериной. М.: Русский язык. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008;

  • Всё для ЕГЭ. Книга II / Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М.- Ростов-на-Дону, 2013;

  • Русский язык. ЕГЭ 2013 / С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. М: «Интелект-Центр», 2013.

Интернет-ресурсы: 1september.ru, bibliofond.ru, otherreferats.allbest.ru

  1. На уроке:

  • Презентация «Грамматические нормы современного русского языка. Готовимся к ЕГЭ. А4».

  • Раздаточный материал.

Учебно-практическое оборудование: проектор, экран, компьютер.

Цели урока: расширить представление о грамматической норме; сформировать умение работать по алгоритму при выполнении задания А4; стимулировать развитие способности к самостоятельной работе с информацией.

Задачи:

  • Повторить изученный ранее материал.

  • Научиться работать по алгоритму.

  • Научиться видеть грамматические ошибки.

  • Выявить пробелы в знаниях.

Педагогические технологии - развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), поисково-проблемная.

  1. Организационный момент (занимает 1-2 минуты)

Цель: подготовить обучающихся к усвоению нового материала, нацелить на творческую работу.

  1. Сообщение темы и целей урока, постановка задач (слайды №2, 3)

  1. ВЫЗОВ

  1. Постановка проблемного вопроса (слайд №4)

«Подъезжая к сеей станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»

И.Ярмонкин

(Из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»)

Всё ли в порядке в этом предложении? А.П.Чехов, как известно, был блестящим знатоком русского языка. Можем ли мы считать это предложение нормой? Нужно ли писать и говорить грамотно? (слайд №5)

В ходе обсуждения приходим к понятию нормы (слайд № 6)

  • Что такое языковая норма?

  • Какие языковые нормы вы знаете?

  • Какие нормы относятся к грамматическим?

Проверяем себя (слайды № 7,8, 9, 10)

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

  1. Слово учителя

На ЕГЭ знание грамматических норм проверяется в заданиях А3, А4, А5, А6. Согласно статистике, задания А3 и А4 выполняются традиционно плохо уже на протяжении ряда лет. Сегодня мы с вами поработаем над заданием А4. Попробуем вместе разобраться в особенностях его выполнения, и в этом нам поможет такая форма работы, как алгоритм.

Цель: научить, пользуясь алгоритму, правильно выполнять задание А4.

Формулировка задания: укажите грамматически правильное продолжение предложения

Помните! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. (Слайд №11)

Алгоритм выполнения задания

  1. Найдите грамматические основы каждого предложения.

  2. Определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием.

Если найденное вами подлежащее может выполнить действие, названное сказуемым и деепричастием, то вы нашли правильный ответ. (Слайд №12)

Перечитывая страницу за страницей,

  1. поражает глубина авторской мысли.

  2. всё отчётливее видишь, как высвечивается личность автора.

  3. читателя ждёт много открытий.

  4. некоторые отрывки будут восприниматься по-новому. (Слайд №13)

5.Закрепление

Цель: закрепить полученную информацию на практике.

Работа с карточками-заданиями по 2 вариантам.

Карточка 1 Ф.И. ученика___________________________________

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя метафоры и сравнения,

  1. текст становится эмоциональнее, ярче.

  2. достигается эмоциональность и образность описания.

  3. нам интереснее читать текст.

  4. автор делает текст живым и ярким.



  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

  1. в аудитории началась дискуссия.

  2. у меня возник интерес к этой проблеме.

  3. требуются конкретные проблемы.

  4. мы касались главным образом его словарного запаса.



  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Преодолевая барьер,

  1. выполняется самый красивый элемент.

  2. его высота может быть разной.

  3. лошадь в прыжке пролетает несколько метров.

  4. наездником должны соблюдаться определённые правила.



  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя стихотворный текст,

  1. мною был неверно определён размер.

  2. помните об особенностях поэтической речи.

  3. у нас завязался спор.

  4. учениками часто не учитывается ритм.



  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая растения средней полосы,

  1. у меня появился интерес к этой проблеме.

  2. некоторые из них используются для озеленения участков.

  3. они были собраны в гербарий.

  4. обратите внимание на их отличие от растений из других зон.

Карточка 2 Ф.И. ученика___________________________________

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Составляя предложение,

  1. мне было сделано замечание.

  2. обдумывается его структура.

  3. учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.

  4. должен учитываться стиль речи.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Стараясь убедить читателей,

  1. автор иногда бывает слишком прямолинеен.

  2. многое зависит от того, какие примеры вы приводите.

  3. автору не всегда это удаётся.

  4. часто достигается обратный результат.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Повторяя одни только старые истины,

  1. это вряд ли приведёт к открытию.

  2. логическим путём выводятся новые законы.

  3. невозможно открыть новое.

  4. нет постижения нового.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начав заниматься музыкой,

  1. у вас остаётся мало времени на развлечения.

  2. в значительной степени развиваются творческие способности.

  3. у меня появилось много новых знакомых.

  4. я познакомился с нотной грамотой.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Закаляя характер,

  1. учитываются отношения с окружающими людьми.

  2. не потакайте своим слабостям.

  3. меняются принципы, мысли, желания.

  4. мне помогли в этом родители.

  1. Взаимопроверка

Цель: научить видеть грамматические ошибки.

Оценочный лист

Ф. ученика

Задания

Отметка

Ф. проверяющего

1

2

3

4

5



7.Зарядка для глаз (физкультминутка)

Цель: снять психологическое и физическое напряжение.

8.Обобщение

Цель: обобщить полученные на уроке знания и систематизировать их с помощью таблицы.

Таблица (обучающиеся самостоятельно заполняют графы таблицы, помогают друг другу, учитель выступает в роли консультанта)

Начало предложения

Грамматически верное продолжение предложения

Деепричастный оборот


Проверяем полученный результат (слайд № 14)

Должно получиться:

Начало предложения

Грамматически верное продолжение предложения

Деепричастный оборот



Разговаривая по телефону,

Подлежащее в именительном падеже. Оно выполняет и основное, и добавочное действие

я всегда называю собеседника по имени

Глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения в определённо-личном предложении

всегда называйте собеседника по имени

Составное глагольное сказуемое (вспомогательный глагол + инфинитив) в значении повелительного наклонения в определённо-личном или неопределённо-личном предложении

надо всегда называть собеседника по имени

Глагол-сказуемое в 1-2 лице, в изъявительном наклонении в определённо-личном предложении. Подлежащее легко восстанавливается и выполняет оба действия.

всегда называю собеседника по имени

9. Работа с текстом

Цель: закрепить полученную информацию на практике, научить видеть и исправлять речевые и грамматические недостатки текста.

Текст (слайд №15)

Самое главное, на что я хочу обратить внимание, это на дисциплину. Собираясь выполнить какую-нибудь работу, всё упирается в нашу неорганизованность и пассивность. Те, кто умеют правильно организовать своё время, успевают больше. Многие полагают и умеют делать больше, чем тот результат, который получается. Наиболее высочайший результат получают те, кто стремятся правильно организовывать своё время.

  1. Грамотно ли написан этот текст?

  2. Как называются ошибки, допущенные автором?

  3. Сколько ошибок допущено?

  4. Пожалуйста, отредактируйте текст.

III. РЕФЛЕКСИЯ

Цель: научить правильно оценивать результаты, обобщать, делать выводы, ставить задачу на будущее.

Обучающиеся высказывают своё мнение об уроке, оценивают свою работу, определяют, что получилось, а что нет.

11. Задание на дом. (Слайд №16)

Попробуйте самостоятельно составить алгоритм выполнения задания А6. Составьте к алгоритму таблицу или карту, подобную той, что мы заполняли на уроке. Подготовьте варианты задания для своих одноклассников.




Приложения к уроку

Задание А4

Формулировка задания: укажите грамматически правильное продолжение предложения

Помните! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.

Алгоритм выполнения задания

  1. Найдите грамматические основы каждого предложения.

  2. Определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием.

Если найденное вами подлежащее может выполнить действие, названное сказуемым и деепричастием, то вы нашли правильный ответ.

Задание А4

Формулировка задания: укажите грамматически правильное продолжение предложения

Помните! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.

Алгоритм выполнения задания

  1. Найдите грамматические основы каждого предложения.

  2. Определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием.

Если найденное вами подлежащее может выполнить действие, названное сказуемым и деепричастием, то вы нашли правильный ответ.

Карточка 1 Ф.И. ученика___________________________________

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя метафоры и сравнения,

  1. текст становится эмоциональнее, ярче.

  2. достигается эмоциональность и образность описания.

  3. нам интереснее читать текст.

  4. автор делает текст живым и ярким.



  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

  1. в аудитории началась дискуссия.

  2. у меня возник интерес к этой проблеме.

  3. требуются конкретные проблемы.

  4. мы касались главным образом его словарного запаса.



  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Преодолевая барьер,

  1. выполняется самый красивый элемент.

  2. его высота может быть разной.

  3. лошадь в прыжке пролетает несколько метров.

  4. наездником должны соблюдаться определённые правила.



  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя стихотворный текст,

  1. мною был неверно определён размер.

  2. помните об особенностях поэтической речи.

  3. у нас завязался спор.

  4. учениками часто не учитывается ритм.



  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая растения средней полосы,

  1. у меня появился интерес к этой проблеме.

  2. некоторые из них используются для озеленения участков.

  3. они были собраны в гербарий.

  4. обратите внимание на их отличие от растений из других зон.

Карточка 2 Ф.И. ученика___________________________________

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Составляя предложение,

  1. мне было сделано замечание.

  2. обдумывается его структура.

  3. учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.

  4. должен учитываться стиль речи.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Стараясь убедить читателей,

  1. автор иногда бывает слишком прямолинеен.

  2. многое зависит от того, какие примеры вы приводите.

  3. автору не всегда это удаётся.

  4. часто достигается обратный результат.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Повторяя одни только старые истины,

  1. это вряд ли приведёт к открытию.

  2. логическим путём выводятся новые законы.

  3. невозможно открыть новое.

  4. нет постижения нового.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начав заниматься музыкой,

  1. у вас остаётся мало времени на развлечения.

  2. в значительной степени развиваются творческие способности.

  3. у меня появилось много новых знакомых.

  4. я познакомился с нотной грамотой.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Закаляя характер,

  1. учитываются отношения с окружающими людьми.

  2. не потакайте своим слабостям.

  3. меняются принципы, мысли, желания.

  4. мне помогли в этом родители.

Оценочный лист

Ф. ученика

Задания

Отметка

Ф. проверяющего

1

2

3

4

5



Оценочный лист

Ф. ученика

Задания

Отметка

Ф. проверяющего

1

2

3

4

5



Оценочный лист

Ф. ученика

Задания

Отметка

Ф. проверяющего

1

2

3

4

5



Оценочный лист

Ф. ученика

Задания

Отметка

Ф. проверяющего

1

2

3

4

5



Оценочный лист

Ф. ученика

Задания

Отметка

Ф. проверяющего

1

2

3

4

5



Оценочный лист

Ф. ученика

Задания

Отметка

Ф. проверяющего

1

2

3

4

5



Оценочный лист

Ф. ученика

Задания

Отметка

Ф. проверяющего

1

2

3

4

5



Таблица

Начало предложения

Грамматически верное продолжение предложения

Деепричастный оборот







Таблица

Начало предложения

Грамматически верное продолжение предложения

Деепричастный оборот










Текст Ф.И. ученика___________________________________

Самое главное, на что я хочу обратить внимание, это на дисциплину. Собираясь выполнить какую-нибудь работу, всё упирается в нашу неорганизованность и пассивность. Те, кто умеют правильно организовать своё время, успевают больше. Многие полагают и умеют делать больше, чем тот результат, который получается. Наиболее высочайший результат получают те, кто стремятся правильно организовывать своё время.

  1. Грамотно ли написан этот текст?

  2. Как называются ошибки, допущенные автором?

  3. Сколько ошибок допущено?

  4. Пожалуйста, отредактируйте текст.



Текст Ф.И. ученика___________________________________

Самое главное, на что я хочу обратить внимание, это на дисциплину. Собираясь выполнить какую-нибудь работу, всё упирается в нашу неорганизованность и пассивность. Те, кто умеют правильно организовать своё время, успевают больше. Многие полагают и умеют делать больше, чем тот результат, который получается. Наиболее высочайший результат получают те, кто стремятся правильно организовывать своё время.

  1. Грамотно ли написан этот текст?

  2. Как называются ошибки, допущенные автором?

  3. Сколько ошибок допущено?

  4. Пожалуйста, отредактируйте текст.




© 2010-2022