Материалы по теории литературы Изобразительные средства языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изобразительно-выразительные средства языка, способы построения предложений.

Аллегория

Аллитерация

Ассонанс

Антитеза

Анафора

Антоним

Антроморфизм

Архаизм

Афоризм

Варваризм

Образное иносказание «Премудрый пискарь» - трусливый обыватель, волк - злоба, лиса - хитрость, ловкость; лев - сила, власть.

Повторение однородных согласных, придающее стиху особую выразительность: «…ветер, шумя и шелестя, бежал с полей…» (Бунин), «Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам» (Державин «Водопад»)

Вид звукозаписи.

Противопоставление, противоположение, в котором сочетаются резко противоположные понятия: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень» (пушкин), «Преступление и наказание» (Достоевский)

Повторение начальных слов. «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам».

Слова, противоположные по лексическому значению: день - ночь, белый - черный.

Изображаемый предмет уподобляется человеку или наделен некоторыми человеческими качествами.

«Всё моё», - сказало злато;

«Всё моё», - сказал булат.

«Всё куплю», - сказало злато.

«Всё возьму», - сказал булат.

Устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма. (Милостивый государь, «отверзлись вещие зеницы…», глаголить, одр - постель.

Краткое изречение, выражающее глубокую мысль. Имеет автора. («Зри в корень» (Козьма Прутков), «Рожденный ползать - летать не может» (М.Горький))

Чужеземные слова и словосочетания, взятые из других языков.

Вульгаризмы

Градация

Гипербола

Гротеск

Диалектизмы

Звукозапись

Ирония

Инверсия

Литота

Метафора

Метаморфизм

Слова и выражения, свойственные фамильярной или грубой речи. Используются для выражения мысли, более эмоциональной характеристики персонажа: «К любым чертям с матерями катись…» (Маяковский)

Расположение слов, выражений или образов, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающее или ослабевающее значение… «Пришёл, увидел, победил» (Ю.Цезарь). «Забыл, запел, взлетел под небо камень».

Преувеличение:

пословицы:

«Море по колено», «Слёзы текут ручьём»; «Раздирает рот зевота шире мексиканского залива» (Маяковский)

(франц. - причудливый) Изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. «Сидят людей половины», («Прозаседавшиеся». Маяковский )

Слова и выражения из разных диалектов, используются для создания местного колорита, речевой характеристики персонажей. «Чует кошка ,чью мясу съела», «зараз» - сейчас (М.Шолохов) озимь - зеленя, валенки - пимы.

Звуковые повторы, условно воспроизводящие звуки природы, рефлективные восклицания людей, механические звуки «Чуть слышно бесшумно шуршат камыши» (Бальмонт)

Насмешка: употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Основывается на контрасте внутреннего значения и -внешней формы.

Необычный порядок слов, обратный. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся, ночью лунной».

Приуменьшение: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

Скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу сходства: любую метафору можно развернуть в сравнение: «горит восток зарёю новой» (Пушкин)

(От греч. - преобразуюсь, превращаюсь). Очеловечивание природы. (С.Есенин «Корова», «Песнь о собаке»)

Метонимия

Неологизмы

Олицетворение

Омонимы

Омоформы

Омофоны

Омографы

Оксюморон

Параллелизм

Перифраз

Переименование. Замена прямого названия предмета или явления переносный, основана на сближении несходных предметов, но находящихся в причинной (временной, пространственной, вещественной или др.) внешней или внутренней, связи.

  1. «Белинского и Гоголя с базара принесёт» (Некрасов) имя автора - его произведение

  2. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головой» Пушкин)

Слова, словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов:крутой; «великанье,» «царёва кровать», «планов громадьё»-

В.Маяковский.

Метафора, в которой предметы, явления природы и понятия наделяются признаками живого существа: «Ночевала тучка золотая на груди утёса - великана» (Лермонтов)

Одинаковые слова, в значении которых нет ничего общего. А пишутся и произносятся одинаково.

Балка - брус

овраг

Лук

Ручка

Ножка

Совпадение только отдельной формы слов: лечу (лечить, летать); мой (мест., мыть)

Фонетические омонимы (совпадают по звучанию, но различны по написанию и значению): в лесу встретил лису; изморозь - изморось.

Графические омонимы (пишутся одинаково, а произносятся по-разному).

Чаще всего различие в постановке ударения: поем - поём, полет - полёт, замок - замок, атлас - атлас

Стилистический приём сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: «пышное природы увяданье», «убогая роскошь наряда», глупый мудрец, мудрый дурак.

Однаиз форм повторения 2х - 3х стихотворных строк: «В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут»

Замена имени собственного, названия предмета описательным оборотом: «Пушкин - «невольник чести», легкая атлетика - «королева спорта».



Профессиона- лизмы



Персонификация

Повторение

?

Сравнение

Слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремеслах и промыслах.

Кок - повар

Склянка - полчаса

Компас - компас

Включение в стихотворный текст слова или речевого оборота, относящегося к другому, сниженному сравнительно с данным, стилю речи, на котором основано произведение: «Он подал руку ей. Печально. Как говорится машинально» (Пушкин)

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создаёт стилистический эффект. «Друг мой, я очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль…» (Есенин)

Представление неодушевленного предмета или явления, или отвлеченного понятия в виде живого лица: «к ней прилегала в опочивальне её сиделка - тишина»

«Там жених с невестой ждут, - нет попа,

А я тут.

Там младенца берегут.

Нет попа, -

А я тут.» (Твардовский)

Риторический вопрос - не требующий ответа. Цель - привлечь внимание слушателей: «Что ищет он в краю далёком?» (Лермонтов «Парус»)

«Москва, Москва!..

люблю тебя, как сын…»

  1. Прямое.

  2. Отрицательное.

  3. Развёрнутое.

Сопоставление 2х предметов или явлений, обладающих общим признаком для пояснения одного другим. Состоит из 2х частей соединяющихся союзами как, точно, подобно (как)

«Анчар, как грозный часовой» (Пушкин)

«Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин)

«Не ветер гудит по ковылю, не свадебный поезд гремит, родные по Прокле завыли…» (Некрасов)

Синекдоха

Сарказм

Славянизмы

Синонимы

Тавтология

Термин

Экспрессия

Эпитет

Разновидность метонимии. Перенос значения с одного предмета или явления по принципу их количественного соотношения.

Характерно:

  1. Употребление единственного числа вместо множественного числа:

«И слышно было до рассвета, как ликовал француз».

2. Определенное число вместо неопределенного «миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь)

Высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка: «И сойдёшь ты в могилу… герой, втихомолку проклятый отчизною…» (Некрасов)

Слова и словосочетания, вошедшие из старославянского и церковнославянского языков. Придают речи приподнятость, торжественность.

«Восстань, пророк, и виждь и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей» (Пушкин)

Слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению, отличающиеся оттенками лексического значения: добрый - гуманный, сердечный, милосердный, доброжелательный.

Повторение тождественных слов:

«плачет, слезами заливается»

Слово, словосочетание, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое, общественно-политическое понятие, т.е. является официально принятым. Каждая наука и отрасль производства имеет свою терминологию: диалог, дактиль, каюта…

Выразительность. Яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей:

«Читайте,

завидуйте,

Я -

гражданин

Советского

Союза»

(Маяковский)

Художественное определение, подчёркивающее наиболее существенный признак предмета или явления (седое море, пламенная речь, добрый человек)

Может быть выражен:

  1. Существительным (Золото, золото сердце народное». Некрасов)

  2. Наречием(«…гордо реет буревестник…»

  3. Деепричастием.

Эзопов язык

Эпифора


(По им. древнегреческого баснописца Эзопа). Тайнопись в литературе, художественная речь, намеренно маскирующая мысль автора.

Повторение заключительных слов.

Язык - основное слово художественного изображения жизни в литературе.

Тропы - оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Основаны на внутреннем сопоставлении 2х явлений, раскрывают наиболее ярко и точно самую существенную черту изображаемого предмета.

Тропы - сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, перифраз, аллегория, сарказм.


© 2010-2022