«Всегда ли есть место в жизни подвигу!» (Подготовка к написанию проблемного очерка)

Цели: 1.      Выработка орфографической грамотности. 2.      Формирование навыков рассуждения по поставленной проблеме. 3.      Выработка навыков ведения дискуссии по проблеме. 4.      Формирование навыков построения текста публицистического характера. 5.      Воспитание гражданской позиции в подростках. 6.      Развитие речи учащихся..Оборудование: -          учебник «Русский язык. Текст. Стили речи» под редакцией Рыбченкова, Власенковой и др.; -          «Толковый словарь» Ожегова; -          «Сборник текстов для изложений». М., «Просвещение», 1992, с.16.                                                        Ход урока:             1. Мотивация учебной деятельности. Учитель: В современном мире множество проблем, решение которых требует вмешательства молодёжи. Главное, чтобы молодые люди видели эти проблемы и умели в  них разбираться», - сказал однажды на встрече с работниками образования Борис Немцов.         Сегодня на уроке мы попытаемся выделить ряд проблем, волнующих современную молодёжь, то есть вас, и подготовимся к написанию очерка проблемно-дискуссионного характера. А пока предлагаю вам объяснить правописание и значение записанных на доске слов.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнечелнинская средняя общеобразовательная школа»

Нижнекамского района РТ



«Всегда ли есть место в жизни подвигу!» (Подготовка к написанию проблемного очерка).

«Всегда ли есть место в жизни подвигу!» (Подготовка к написанию проблемного очерка).



«Всегда ли есть место в жизни подвигу!» (Подготовка к написанию проблемного очерка).


Хайруллина Лилия Миннефаязовна

учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории





2014 год

Цели:

  1. Выработка орфографической грамотности.

  2. Формирование навыков рассуждения по поставленной проблеме.

  3. Выработка навыков ведения дискуссии по проблеме.

  4. Формирование навыков построения текста публицистического характера.

  5. Воспитание гражданской позиции в подростках.

  6. Развитие речи учащихся.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык. Текст. Стили речи» под редакцией Рыбченкова, Власенковой и др.;

  • «Толковый словарь» Ожегова;

  • «Сборник текстов для изложений». М., «Просвещение», 1992, с.16.

Ход урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: В современном мире множество проблем, решение которых требует вмешательства молодёжи. Главное, чтобы молодые люди видели эти проблемы и умели в них разбираться», - сказал однажды на встрече с работниками образования Борис Немцов.

Сегодня на уроке мы попытаемся выделить ряд проблем, волнующих современную молодёжь, то есть вас, и подготовимся к написанию очерка проблемно-дискуссионного характера. А пока предлагаю вам объяснить правописание и значение записанных на доске слов.


  1. Словарная работа.

Правосудие - соединительная гласная - О - в сложных словах.

Значение: деятельность правовых, судебных органов.

Консолидация - в окончании после Ц пиши И.

Значение: сплочение, объединение сил.

Милосердие - соединительная гласная - О -

Значение: готовность помочь кому-либо из сострадания.

Альянс - разделительный - Ь - между согласным и гласным звуками.

Значение: объединение сил.

Консенсус - слово с традиционным написанием.

Значение: соглашение.

Колледж - слова с удвоенной согласной.

Значение: среднее и высшее учебное заведение.

Безработица - приставка на - З -, так как корень начинается со звонкого согласного.

Значение: отсутствие работы.

Экология - сложное существительное.

Значение - наука о взаимоотношениях всех компонентов природы.

Цивилизация - в корне после - Ц - пиши И,

в окончаниях существительных на - ЦИЯ - пиши И.

Значение: ступень общественного развития и культуры в определённую политическую эпоху.

Бескорыстный - приставка на - С -, так как корень начинается на глухой согласный; проверочное слово КОРЫСТЬ.

Значение: чуждый интересам в целях личной выгоды.

Проблема - вопрос, имеющий жизненно важное значение для человека и общества.

  1. Работа с учебником.

а) Учитель предлагает познакомиться с материалом учебника под названием «Проблемный очерк» на стр. 258;

б) выполнение упражнения № 421.


  1. Повторение изученного ранее.

а) Повторение темы «Рассуждение как тип речи» с опорой на теоретический материал - стр. 164.

1 абзац - тезис - завязка текста. Мысль, требующая доказательства.

2 абзац - доказательство - аргументы.

Признаки: вводные слова - во-первых, во-вторых и т.д.

риторические вопросы,

слова-обращения.

3 абзац - вывод, обобщение. Утверждение.

Внимание: проблема в названии текста.

б) формулировка проблем, волнующих молодёжь, и обоснование выбора одной: подвиг, героизм, мужество.


  1. Работа с текстом статьи.

Задача учащихся: найти и выписать проблему. Тезис, доказательство, вывод.

а) Проблема - «Всегда ли в жизни есть место подвигу?»

Основным вопросом статьи является проблема подвига. Что должен положить человек в основу своей жизни? Какой выбор он должен сделать?

б) тезис: люди благодарны тем, кто совершает подвиги (утверждение автора);

в) доказательство: доказывая справедливость тезиса, автор очерка приводит положительные примеры из жизни (Пржевальский, Шаткин, Селькирк). Ученики в подтверждение приводят и свои примеры.

г) выводы: фраза с записью в тетрадь. На основе приведённых доказательств автор с уверенностью утверждает: «Да! В жизни всегда есть место подвигу, только человек долен сделать правильный выбор!» И нужно помнить, что у человека всегда есть возможность сделать свою жизнь полезной для других.


  1. Мини - беседа с учащимися по тексту.

  • можно ли совершить героический поступок в наши дни?

  • где его можно совершить?

  • Что важнее: кем быть или каким быть?

  • Нужно ли стремиться к подвигу?


  1. Обобщение. Итоги урока.

  2. Домашнее задание.

Учитель комментирует домашнее задание, так как оно может вызвать определённые трудности при выполнении.

1 гр. - упр. 423, 2 гр. - упр. 422, 3 гр. - упр. 425.

© 2010-2022