- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Всегда ли есть место в жизни подвигу!» (Подготовка к написанию проблемного очерка)
«Всегда ли есть место в жизни подвигу!» (Подготовка к написанию проблемного очерка)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хайруллина Л.М. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхнечелнинская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского района РТ
Хайруллина Лилия Миннефаязовна
учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории
2014 год
Цели:
-
Выработка орфографической грамотности.
-
Формирование навыков рассуждения по поставленной проблеме.
-
Выработка навыков ведения дискуссии по проблеме.
-
Формирование навыков построения текста публицистического характера.
-
Воспитание гражданской позиции в подростках.
-
Развитие речи учащихся.
Оборудование:
-
учебник «Русский язык. Текст. Стили речи» под редакцией Рыбченкова, Власенковой и др.;
-
«Толковый словарь» Ожегова;
-
«Сборник текстов для изложений». М., «Просвещение», 1992, с.16.
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: В современном мире множество проблем, решение которых требует вмешательства молодёжи. Главное, чтобы молодые люди видели эти проблемы и умели в них разбираться», - сказал однажды на встрече с работниками образования Борис Немцов.
Сегодня на уроке мы попытаемся выделить ряд проблем, волнующих современную молодёжь, то есть вас, и подготовимся к написанию очерка проблемно-дискуссионного характера. А пока предлагаю вам объяснить правописание и значение записанных на доске слов.
-
Словарная работа.
Правосудие - соединительная гласная - О - в сложных словах.
Значение: деятельность правовых, судебных органов.
Консолидация - в окончании после Ц пиши И.
Значение: сплочение, объединение сил.
Милосердие - соединительная гласная - О -
Значение: готовность помочь кому-либо из сострадания.
Альянс - разделительный - Ь - между согласным и гласным звуками.
Значение: объединение сил.
Консенсус - слово с традиционным написанием.
Значение: соглашение.
Колледж - слова с удвоенной согласной.
Значение: среднее и высшее учебное заведение.
Безработица - приставка на - З -, так как корень начинается со звонкого согласного.
Значение: отсутствие работы.
Экология - сложное существительное.
Значение - наука о взаимоотношениях всех компонентов природы.
Цивилизация - в корне после - Ц - пиши И,
в окончаниях существительных на - ЦИЯ - пиши И.
Значение: ступень общественного развития и культуры в определённую политическую эпоху.
Бескорыстный - приставка на - С -, так как корень начинается на глухой согласный; проверочное слово КОРЫСТЬ.
Значение: чуждый интересам в целях личной выгоды.
Проблема - вопрос, имеющий жизненно важное значение для человека и общества.
-
Работа с учебником.
а) Учитель предлагает познакомиться с материалом учебника под названием «Проблемный очерк» на стр. 258;
б) выполнение упражнения № 421.
-
Повторение изученного ранее.
а) Повторение темы «Рассуждение как тип речи» с опорой на теоретический материал - стр. 164.
1 абзац - тезис - завязка текста. Мысль, требующая доказательства.
2 абзац - доказательство - аргументы.
Признаки: вводные слова - во-первых, во-вторых и т.д.
риторические вопросы,
слова-обращения.
3 абзац - вывод, обобщение. Утверждение.
Внимание: проблема в названии текста.
б) формулировка проблем, волнующих молодёжь, и обоснование выбора одной: подвиг, героизм, мужество.
-
Работа с текстом статьи.
Задача учащихся: найти и выписать проблему. Тезис, доказательство, вывод.
а) Проблема - «Всегда ли в жизни есть место подвигу?»
Основным вопросом статьи является проблема подвига. Что должен положить человек в основу своей жизни? Какой выбор он должен сделать?
б) тезис: люди благодарны тем, кто совершает подвиги (утверждение автора);
в) доказательство: доказывая справедливость тезиса, автор очерка приводит положительные примеры из жизни (Пржевальский, Шаткин, Селькирк). Ученики в подтверждение приводят и свои примеры.
г) выводы: фраза с записью в тетрадь. На основе приведённых доказательств автор с уверенностью утверждает: «Да! В жизни всегда есть место подвигу, только человек долен сделать правильный выбор!» И нужно помнить, что у человека всегда есть возможность сделать свою жизнь полезной для других.
-
Мини - беседа с учащимися по тексту.
-
можно ли совершить героический поступок в наши дни?
-
где его можно совершить?
-
Что важнее: кем быть или каким быть?
-
Нужно ли стремиться к подвигу?
-
Обобщение. Итоги урока.
-
Домашнее задание.
Учитель комментирует домашнее задание, так как оно может вызвать определённые трудности при выполнении.
1 гр. - упр. 423, 2 гр. - упр. 422, 3 гр. - упр. 425.